Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 22:18, курсовая работа
Цель курсовой работы - выявить проблемы кредитной системы пути их решения и тенденции.
Цель исследования обуславливает решение следующих задач:
раскрыть понятие и особенности кредитной системы;
описать историческое развитие кредитной системы России;
охарактеризовать Центральный Банк РФ;
выявить перспективы развития кредитной системы России.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Основные теоретические ПОНЯТИЯ КРЕДИТНОЙ системы
Кредитная система сущность, функции и форма……………………………5
Структура кредитной системы……………………………………………….8
История развития кредитной системы в России …………………….……13
ГЛАВА II. Кредитная система РФ
2.1 Центральный банк России: сущность, задачи и функции…………...……20
2.2 Коммерческие банки: сущность, функции и роль, классификация их типов..…………………………………………………………………………….21
2. 3 Проблемы кредитной системы и пути их решению…..…….…………….23
2.4 Тенденции развития кредитной системы…….……………………….……24
Заключение………………………………………………………………….28
Список литературы………….……...……………………………….……31
Приведенное разделение кредитных систем на универсальные и сегментированные в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Во-первых, каждая национальная кредитная система проходит несколько этапов своего развития, тяготея в той или иной мере то к универсальному, то к сегментированному образцу. В частности, это было характерно для кредитных систем Франции, Великобритании и других стран. Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации кредитных систем. Поэтому в современных условиях существуют не строго сегментированные, а либо смешанные кредитные системы, либо сегментированные с элементами универсализации. В последние десятилетия границы между банками и прочими финансовыми институтами, в том числе небанковскими кредитными организациями, все более размываются. Данный процесс характерен для большинства развитых стран. Это происходит по двум причинам: во-первых, банки все больше проникают в сферу деятельности других финансовых институтов, а во-вторых, расширяется спектр операций, которые выполняются небанковскими организациями. Описание кредитной системы не будет полной, если не упомянуть финансовые услуги почты. Обладая крупной сетью отделений, размещенных на территории многих стран, почтово-сберегательная система собирает значительное число вкладов (например, в Японии они составляют более 20 %, что соответствует примерно 2 трлн. дол.). В то же время следует учитывать, что почтовая система не выдает кредиты. Помимо выполнения традиционных функций привлечения денежных средств, почтово-сберегательная система занимается страхованием и оказывает другие финансовые услуги, облегчая доступ населения к ним.
1.3 История развития кредитной системы в России
Созданию современной кредитной системы Российской Федерации предшествовал длительный исторический период, который определялся социально-экономическими условиями развития страны.
В течение ХХ века кредитная система России прошла несколько этапов формирования, но главными особенностями всего прошедшего периода была ориентация на административные методы руководства экономикой, максимальная концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран.
До 1917 г. она успешно развивалась в соответствии с потребностями России, которая была страной среднего уровня развития капитализма. По структуре, функциям и операциям она приближалась к модели кредитной системы ведущих капиталистических стран того времени.
Впервые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всех кредитных институтов (банков и страховых компаний), на базе Госбанка России был создан Народный банк. Начавшаяся в 1918г. гражданская война по существу ликвидировала кредитную систему, так как в условиях отсутствия товарно-денежных отношений кредит потерял свое значение. Это подтверждает факт слияния в те годы Народного банка с Наркомфином (министерством финансов). Единственным источником доходов в стране стала неконтролируемая эмиссия так называемых денежных знаков, что привело к обесцениванию денег, натурализации хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежных отношений.
В начале 20-х годов в рамках новой экономической политики было предпринято восстановление кредитной системы, но в довольно усеченной форме. Был создан Госбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки. К 1925 г. была восстановлена кредитная система. Особенность новой кредитной системы заключалась в том, что большая часть ее звеньев являлась государственной собственностью. Существовали также кредитные учреждения в кооперативной собственности. Незначительная часть кредитных институтов была в капиталистической собственности (общества взаимного кредита, которые к концу 20-хгг. прекратили свою деятельность). При этом кредитная система была представлена главным образом отраслевыми специализированными банками и обществами по кредитованию. В новой структуре кредитной системы отсутствовали страховые компании и учреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялось созданием государственной страховой компании, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акций между различными государственными организациями-акционерами. Таким образом, аккумуляция и мобилизация денежных ресурсов практически осуществлялась банками в рамках государственной собственности 6.
В последующие годы кредитная система претерпела существенные изменения под влиянием кредитной реформы 30-х годов. Результатом проведения кредитной реформы 1930-1932 гг. явилось построение кредитной системы распределительного типа. Коммерческий кредит был заменен прямым кредитованием, и для его проведения впоследствии в нашей стране сложилась банковская система, состоящая из государственных банков.
В ходе реформы 1930-1932 гг. была сформирована сеть специализированных банков долгосрочного кредитования и финансирования капитальных вложений - Промбанка, Сельхозбанка, Цекомбанка и Торгбанка, которые были ориентированы на обслуживание отдельных секторов экономики. Усилилась роль Госбанка, который должен был обеспечивать действенный контроль за ходом выполнения планов производства и обращения товаров, за выполнением финансовых планов и планов накоплений. Кредит Госбанка стал целевым, срочным, возвратным, обеспеченным товарно-материальными ценностями, а кредитование заемщиков должно было производиться в соответствии с выполнением ими планов. В Госбанке были сосредоточены все операции по краткосрочному кредитованию, и этот банк был превращен в расчетный центр страны.
Финансирование и кредитование капитальных вложений банки могли производить только на основе утвержденных для предприятий и хозяйственных организаций планов капитального строительства и планов финансирования. Правительство подчеркивало, что важнейшей функцией специализированных банков является контроль за использованием отпущенных ими средств в соответствии с утвержденными планами и фактическим ходом строительства. Т.к. задачи новых специальных банков заключались только в финансировании и кредитовании капитальных вложений, то это позволяло использовать их в качестве аппарата государственного контроля за капитальным строительством.
Значительная реорганизация была проведена в 1959 - 1962 гг. В соответствии с Указом Верховного Совета СССР от 7 апреля 1959 г. была проведена новая реорганизация специальных банков. Были ликвидированы Цекомбанк, Торгбанк и Сельхозбанк, Промбанку переданы операции, выполнявшиеся ранее Цекомбанком. Промбанк был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений - Стройбанк СССР, Госбанку были переданы функции Сельхозбанка. Перед Стройбанком была поставлена задача добиваться усиления роли кредита и системы финансирования в повышении эффективности капитальных вложений, так как в конце 60-х гг. стало заметно проявляться снижение эффективности общественного производства.
Банковская система в 60-70-е годы являлась жестко централизованной, так как Стройбанк СССР лишь по форме был независим от Госбанка СССР. Объемы кредитных вложений определялись только для сбалансирования планов развития с имеющимися бюджетными средствами. Госбанк СССР не только выполнял функции единого кредитного центра страны, но и осуществлял операционно-кассовое обслуживание бюджета. Он аккумулировал все поступления в бюджет и выдавал ассигнования из бюджета. Взаимоотношения между предприятиями и бюджетом строились на запланированных отчислениях в бюджет и ассигнований из него. В случае отклонения от плана поступлений денег в бюджет Госбанк автоматически предоставлял кредит. В результате ежегодно возрастали темпы инфляции, размеры которой скрывались от населения7.В результате осуществленных преобразований сложилась государственная кредитная система СССР, включающая Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк и ломбарды, которая просуществовала до перестройки народного хозяйства, начавшейся в середине 1980-х гг. Кредитная система СССР была представлена в основном банковскими учреждениями. Кредитные организации небанковского типа такие как кредитные кооперативы, общества взаимного кредита и другие, были ликвидированы в процессе социалистических преобразований кредитной сферы
Характер и структура кредитной системы СССР в целом соответствовали принципам централизованной плановой экономики. Кредитные отношения носили плановый характер, формы их организации были подчинены задачам общегосударственного контроля над движением денежных потоков в экономике. Кредитная система полностью была государственной и имела одноуровневую структуру, поскольку денежно-кредитное регулирование (которое осуществлялось путем составления кредитных и кассовых планов) и кредитование предприятий и организаций проводились одним банком - Госбанком СССР8.
Необходимо отметить, что длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее низкую эффективность. Большая часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий9. Переход к рынку потребовал радикальных изменений в кредитной сфере. Реформирование государственной кредитной системы началось в рамках проведения радикальной экономической реформы 1987 г. Оно предусматривало изменение организационной структуры банковской системы, повышение роли банков в экономике и усиление их влияния на развитие народного хозяйства. Концепция реорганизации банковской системы, разработанная в 1987 г., предусматривала решение следующих задач.
1. Создание двухуровневой банковской системы, верхний уровень которой должен был занять Госбанк СССР как центральный банк страны, а нижний - вновь созданные государственные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк, Сбербанк). На эти банки возлагалось кредитно-расчетное обслуживание соответствующих народно-хозяйственных комплексов. Госбанк должен был осуществлять функции координатора деятельности специализированных банков и проводника единой государственной денежно-кредитной политики.
2. Перевод государственных специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование, повышение заинтересованности их низовых звеньев в эффективном и качественном обслуживании предприятий различных отраслей экономики.
3. Внедрение новых форм и методов кредитных отношений с предприятиями и организациями (кредитование по совокупности материальных запасов и производственных затрат, вексельные расчеты, факторинг, лизинг и др.)
В результате реорганизации системы банков усилились их связи с народным хозяйством, повысилась роль кредита в инновационном процессе, улучшилась структура кредитных вложений. Однако принципиальных изменений в кредитной сфере не произошло (на самом деле они и не предполагались): сохранилось централизованное распределение ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, поскольку сферы влияния между банками были распределены административным путем по ведомственному принципу, не были созданы условия для свободного перелива капитала и развития финансового рынка. Госбанк СССР, подчиняясь Правительству, оставался административным органом и не мог проводить самостоятельную денежно-кредитную политику. Он не сумел овладеть присущим центральному банку инструментарием воздействия на денежно-кредитную сферу. Проблемы экономического управления денежным оборотом страны, регулирования деятельности низовых звеньев банковской системы, развития конкуренции между банками обусловили потребность в углублении реформ в банковской сфере.
В 1988 г. начался второй этап банковской реформы, который ознаменовался созданием коммерческих банков на паевой и акционерной основе. На этом этапе необходимо было решить две основные задачи:
создать новый механизм денежно-кредитного регулирования, который позволял бы правительству воздействовать на основные макроэкономические пропорции в условиях отказа от централизованного планирования;
сформировать институциональную структуру финансового рынка и обеспечить условия для свободного перелива капитала, мотивируемого рыночными критериями.
К августу 1990 г. в стране действовало 202 коммерческих банка. Для этого периода характерен крайне либеральный подход к созданию новых банков. В 1990 - 1991 гг. процедура открытия банка в России практически ничем не отличалась от процедуры открытия кооператива.
Создание негосударственных коммерческих банков означало преодоление монополии в банковской сфере, отказ от отраслевой специализации банков, развитие коммерческих начал в банковской деятельности. Таким образом, были заложены основы двухуровневой банковской системы с присущей ей возможностью саморегулирования. Коммерческие банки сыграли позитивную роль в становлении и развитии экономической рыночной системы в стране, создании инновационной среды, ломающей традиционные структуры и открывающей путь к дальнейшим преобразованиям10. Радикальные изменения, которые произошли в банковской системе, были закреплены в разработанном на этом этапе специальном банковском законодательстве. Принятые Верховным Советом РСФСР законы РСФСР 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и № 395-1 "О банках и банковской деятельности в РСФСР" стали законодательной основой новой банковской системы, базирующейся на рыночных принципах. В тот момент они оценивались как наиболее прогрессивные в блоке принятых экономических законов, что ознаменовало утверждение либеральных рыночных отношений в денежно-кредитной сфере. В настоящее время действуют новые редакции этих законов - "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от РФ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ. (в ред. от 10.01.03) [СЗ РФ. 2002. № 28. Ст.2790; 2003. № 2. Ст.157.] и "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. № 395-1. Вступление их в действие стало итогом реформирования банковской системы страны в связи с переходом к экономической системе, основанной на рыночных принципах.
2.1 Центральный банк России: сущность, задачи и функции
Деятельность Банка России осуществляется в соответствии с Федеральным закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. ФЗ №218-ФЗ от 22.09.2009). Организационно-правовая форма Центрального Банка представляет собой унитарный банк со 100% -ным участием государства в его капитале.
Информация о работе Кредитная система: место и роль в ней Центрального банка и коммерческих банков