Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2015 в 14:01, курсовая работа
Главными задачами курсового проекта является:
Рассмотреть сущность, формы и факторы кредита, его главные функции;
Определить значение и роль кредита в экономической системе;
Рассмотреть кредит как средство государственного регулирования экономики;
Введение
1. Сущность и формы кредита в экономической системе
1.1. Определение кредита в экономике
1.2. Формы и факторы кредита
1.3. Функции кредита
2. Значение и роль кредита в условиях товарно-денежных отношений
2.1. Значение и роль кредита в теории экономики
2.2. Кредит как средство государственного регулирования экономики
3. Кредитная политика в России
3.1. Особенности кредитования в условиях переходной экономики
Заключение
Список источников информации
Также изменение официальной ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной политике, то заставляет другие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
Неэффективность использования данного метода заключается в следующем: этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность. Постепенно данный метод утратил свое значение и главным методом рефинансирования банков стали интервенции центрального банка на денежном рынке, получившие название операций на открытом рынке. Этот метод кредитного регулирования заключается в том, что предоставление денежных средств банками происходит постоянно путем покупки государственных облигаций и казначейских векселей на сумму, зависящую от решения центрального банка по ставке, которая может постоянно изменяться. Приобретение ценных бумаг или казначейских векселей у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, например, покупают казначейские векселя на условиях их обратного выкупа коммерческими банками по заранее установленному курсу, изменяют интенсивность своих операций и их частоту [, c. 324–329].
Таким образом, этот метод кредитования коммерческих банков значительно отличается от переучетной политики. Главное ее отличие – это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки векселей, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил широкое распространение и в других западных странах.
Политика обязательных резервов. Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент, или норму, обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой ими политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу.
Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. К прямому ограничению страхования банки прибегают обычно в период усиления инфляционных процессов.
Суть этого метода регулирования заключается в следующем: коммерческий банк не может превышать норму выдачи кредитов, установленную центральным банком. На практике центральный банк определяет предельные темпы роста выдачи кредитов различным банкам страны. Нередко разным банкам устанавливаются разные темпы роста выдачи кредитов. Эффективность кредитной политики при этом повышается, т.к. государственные органы оказывают влияние не только на объем кредитов в целом, но и на их структуру.
Политика центрального банка распространяется непосредственно на объекты его контроля – кредиты прочих банков, а не их ликвидность, как в случае использования косвенных методов регулирования. Этим также объясняется большая эффективность кредитных ограничений.
Данный метод регулирования имеет ряд недостатков. Остановимся на наиболее важных из них. Во-первых, происходит ухудшение функционирования банковской системы в целом. Банковские учреждения должны выполнять предписания эмиссионного института в сфере активных операций. Т.е. зная заранее предельные размеры своей деятельности, банки не стремятся их превысить, поскольку это запрещено административно. Рынок оказывается как бы заранее разделенным между отдельными кредиторами. Получается, что контингентированием охвачены не только ссудные, но и заемные операции. В итоге кредитные ограничения мешают конкуренции в банковском деле, поскольку банк был вынужден заморозить дополнительную сумму ресурсов на беспроцентном счете в эмиссионном институте[, c. 329–331].
Анализ двух методов кредитного регулирования показывает, что установление и изменение нормы обязательных резервов имеют свои достоинства и недостатки по сравнению с методами рефинансирования банков. Следует отметить, что принудительное установление обязательных резервов для коммерческих и иных банков является сугубо административным методом, в отличие от операций на открытом рынке, относящихся к рыночным методам регулирования.
Если рефинансирование влияет избирательно на банки, то политика обязательных резервов действует в целом в рамках всей кредитной системы. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, например инвестиционные и другие специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, окажутся в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, обладающими большими ресурсами.
В последнее время наблюдается тенденция к уменьшению роли указанного метода кредитного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена. Так, например, в США в 1960-е годы по бессрочным депозитам она снизилась с 16 до 12%, а по срочным сберегательным вкладам и вовсе была отменена [].
Политика количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты прежде всего своим традиционным клиентам – как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики [, c. 331–335].
Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.
В целом, можно сказать, что благодаря эффективному регулированию денежно-кредитной политики, государство может добиться серьёзных результатов. В странах с развитой рыночной экономикой с широко разветвлёнными кредитными отношениями, которые опосредуют платежи, расчёты базируются на использовании оборотных документов (векселей, чеков), которые передаются из рук в руки почти так же свободно, как и деньги, и во многих случаях являются безопасными, удобными и простыми в использовании. Признанными процессом оборота бумагами они заменяют деньги, реальный денежный капитал и на этом экономят миллиардные суммы, которые направляют на инвестиции.
Кредитная политика в Украине
Проблемы и дальнейшее развитие кредитного рынка в Украине
Кредитный рынок - это общее обозначение тех рынков, где существуют предложение и спрос на различные платежные средства. Кредитные сделки проходят, как правило, опосредованно посредством кредитных институтов (банков и др.), которые берут взаймы и ссужают деньги, или посредством движения различных долговых обязательств, которые продаются и покупаются на рынке ценных бумаг.
Следовательно, кредитный рынок предоставляет средства для инвестиций в распоряжение предприятий и именно на нем происходит перемещение денег из тех секторов экономики, где имеется избыток, в те сектора, которые испытывают в них недостаток. На кредитном рынке предприятия берут деньги в долг для финансирования своих инвестиций; иногда предприятия дают деньги взаймы, но, как правило, производственный сектор больше берет, чем дает. Поэтому можно сказать, что одна из основных задач кредитного рынка - направлять сбережения населения и свободные средства посредническим лицам на инвестиции [, c. 3].
Однако о создании полнокровного рынка ссудных капиталов в Украине говорить рано. Пока речь идет лишь о наличии и укреплении ряда элементов этого рынка, к которым можно отнести формирование двухъярусной банковской системы, постепенное развитие специализированных кредитных институтов и функционирование рынка ценных бумаг в виде ряда фондовых бирж.
В начале 2001 года Украине было зарегистрировано 214банков. 176 из них имеют лицензию Национального банка Украины на осуществление банковских операций, 161 банк - право на осуществление операций с валютными ценностями. 54 банка (на 9 меньше чем было в начале 2004 года) отнесено к категории проблемных. 17 проблемных банков в 2005 году находились в режиме финансового оздоровления (в 2004 году в режим финансового оздоровления было переведено восемь банков, шести банкам возобновлен общий режим функционирования). 4 банка лишены лицензии на осуществление всех банковских операций. 33 банка находятся в стадии ликвидации из них 17 ликвидируются по решению Национального Банка Украины, 16 по решению Арбитражного суда [, c.3-4].
Кредитный портфель по системе банков Украины в начале 2005 года составлял 11 561,9 млн. грн. За прошедший год его объем возрос на 2 329,8 млн. грн. или на 25%. В кредитовании преимущество отдается юридическим лицам. Объектам хозяйствования выданы кредиты на сумму 9 258 млн. грн. (80%). Межбанковские кредиты составляют 1 724,6 млн. грн. (15%). Кредиты населению 521,4 млн. грн [, c. 4].
В прошедшем году увеличился объем невозвратных кредитов, поэтому проблема качества кредитного портфеля остается острой. В связи с этим НБУ требует от коммерческих банков более ответственного отношения к обеспеченности кредитов, прежде всего, высоко ликвидным имуществом. Национальный банк Украины осуществляет жесткий контроль в отношении формирования банками резервов на кредитные риски.
На 01.01.2005 г. коммерческие банки должны были сформировать такие резервы на общую сумму 1 044,4 млн. грн. Фактически резервы сформированы на сумму 725,4 млн. грн. При этом, общая сумма резерва на кредитные риски за год возросла почти втрое.
В 2005 году за счет указанных резервов 96 банкам списали задолженность по безнадежным кредитам на общую сумму 117,4 млн. грн.
В целом банковская система Украины закончила год прибыльно, хотя 15 банков оказались убыточными.
По состоянию на 01.01.2005 года превышение доходов над затратами коммерческих банков составило 448,7 млн. грн. Это на 500 млн. грн. больше чем за предыдущий отчетный период.
В 2004 году коммерческие банки направили на формирование резервов на кредитные риски средства в сумме 729,3 млн. грн. В соответствии с балансовыми данными за этот год банки уплатили налог на прибыль в сумме 293,1 млн. грн [, c. 4].
Динамика изменения учётной ставки Национального банка Украины в 2004 – 2005 годах проиллюстрирована Приложением В.
Особенности кредитования в условиях переходной экономики
Переходная экономика по своей сути предполагает ряд особенностей, которые проявляются в самых разных сферах экономической деятельности. Среди этих проявлений можно встретить и проявления в области кредитования.
В результате трансформации общественно-экономической системы Украины, начавшейся в 1991 году, была создана новая банковская система, адекватная формирующейся рыночной экономике. Была ликвидирована государственная монополия на банковское дело. В результате возникла многочисленная сеть коммерческих банков (в основном на акционерных началах), и множество других кредитных учреждений, выступающих в качестве самостоятельных юридических лиц.
Основной отличительной особенностью кредитного рынка в условиях переходной экономики является то, что этот рынок формируется одновременно и как одна из составляющих как разветвлённой рыночной банковской системы в частности, так и всех рыночных механизмом экономической системы страны в целом.
Провозглашая курс на переход от абсолютной монополии государства во всех сферах общественно-экономических отношений, Украина стала на путь строительства всех рыночных институтов, среди которых институт кредитования занимает не последнее место. Основной задачей властей государства на этом этапе было создание законодательной базы, необходимой для законного и обоснованного появления и развития рынка кредитования и сопутствующих услуг, соответствующей инфраструктуры, кредитных учреждений и организаций [, c. 34–37].
Для нормального и наиболее эффективного установления рыночных отношений, прежде всего, необходимо существование конкуренции. Это, естественно, касается и сферы кредитования: необходимо существование такого количества банков и кредитных учреждений, чтобы возможна была конкуренция в области качества услуг, цен за эти услуги, их ассортимента и тому подобное. Пример существования в СССР нескольких монополизированных банков государственной формы собственности показывает неэффективность такой банковской системы и отсутствие возможности её безболезненного реформирования. Именно поэтому в переходной экономике государству отводится важная роль учредителя законодательной базы, макроэкономических институтов и общих условий для появления каждого элемента рыночных структур.
Так как отношения собственности являются экономическим фундаментом любой системы хозяйствования, на развивающемся рынке необходимо наличие достаточного количества кредитных организаций разнообразных форм собственности в оптимальных пропорциях. Поэтому сейчас в Украине существует определённое разнообразие банков и кредитных учреждений по формам собственности: акционерные, частные, государственные, совместные и другие. Такое положение достигнуто благодаря внедрению мирового опыта и собственных законодательных разработок с учётом особенностей и характера экономических субъектов в Украине [Error: Reference source not found, c. 184–189].
Информация о работе Кредит и его роль в становлении и развитии рыночных отношений