Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 08:58, реферат
Алексея Николаевича Косыгина называют самым умным и интеллигентным главой правительства за всю послевоенную историю Советского Союза. При этом не обходится и без восхваления «косыгинской» реформы 1965 года, этой первой после войны попытки перевода советской экономики на рыночные рельсы, хотя она тогда и провалилась. Удивительно, не только либералы, но даже искренние приверженцы социализма и плановой экономики разделяют уважительное отношение к Косыгину и его реформе, хотя именно она нанесла самый сильный удар по основам советского строя.
Введение
1) Основные положения «Косыгинской» реформы;
2) Реализация реформы. «Золотая пятилетка»;
3) Развитие реформы;
Выводы
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ УКРАИНЫ
ОДЕССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Экономическая история»
на тему:
«Косыгинская реформа»
Студента гр. 102
1-го кураса СФПК
Специальность – Маркетинг
Гудзенко Вячеслава Александровича
Преподаватель
– Коломейчук Т.Х.
Одесса 2011
Введение
1)
Основные положения «
2) Реализация реформы. «Золотая пятилетка»;
3) Развитие реформы;
Выводы
Список
литературы
Алексея Николаевича Косыгина называют самым умным и интеллигентным главой правительства за всю послевоенную историю Советского Союза. При этом не обходится и без восхваления «косыгинской» реформы 1965 года, этой первой после войны попытки перевода советской экономики на рыночные рельсы, хотя она тогда и провалилась. Удивительно, не только либералы, но даже искренние приверженцы социализма и плановой экономики разделяют уважительное отношение к Косыгину и его реформе, хотя именно она нанесла самый сильный удар по основам советского строя.
Возможно, это происходит потому, что не все знают: истинным «отцом» реформы был не Косыгин, а ученый-экономист Евсей Григорьевич Либерман (впоследствии эмигрировавший в США). Еще в 1962 году в «Правде» появилась его нашумевшая тогда статья «План, прибыль, премия», в которой предлагалось сделать главными критериями эффективности работы предприятия прибыль и рентабельность. В 1962 году Хрущев дал добро на проведение хозяйственного эксперимента в духе концепции Либермана на нескольких предприятиях.
Косыгин знал, что страна успешно развивается только на бумаге. На деле планы выполнялись лишь по «валу», ни один из них и близко не был к выполнению в натуральном выражении.
«Вал» - это «валовая продукция» народного хозяйства, исчисляемая по так называемому «заводскому принципу». При таком счете порой одна и та же промежуточная продукция учитывалась и три, и четыре, и пять раз.
Разрыв
между «валом» и реальным состоянием
экономики становился все более
глубоким. Предприятие, стремясь увеличить
«вал», могло, например, на дешевенький
детский костюмчик пришить бархатный
галстучек - цена увеличивалась чуть ли
не вдвое. Такие дорогие вещи оставались
непроданными (и уничтожались!), и вся система
вырождалась в напрасную растрату труда,
денег и материальных ресурсов. «Валовая
продукция» в стране росла, а нужные людям
товары оставались дефицитом.
Единого народного хозяйства в стране
на деле не существовало, оно было разорвано
на замкнутые хозяйства монополий - ведомств,
каждое из которых радело о своих интересах.
Поэтому одно министерство везло кирпич
со «своих» заводов «из Керчи в Вологду»,
а другое - «из Вологды в Керчь».
В
погоне за улучшением своих ведомственных
показателей производители
Предприятие мало интересовало, будет ли куплена потребителями произведенная им продукция, для этого существовала система органов снабжения и сбыта. В стране росли запасы произведенной, но не реализованной продукции.
Строители стремились выполнять только выгодные работы - копать котлованы и закладывать фундаменты зданий: затраты труда здесь минимальны, а «вал» большой, и уходили от невыгодных отделочных работ, где труда много, а стоимость копеечная. Вырытые котлованы и заложенные фундаменты множились, «незавершенка» росла, а реальные производственные мощности и жилье прирастали медленно.
Косыгин
увидел в концепции Либермана способ
уйти от диктата «вала».
Основные положения реформы.
Реализуемая после отстранения от власти Н.С. Хрущева реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950 - х — начала 60 - х гг. «субъективизма», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина.
Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:
Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:
1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9 - ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально - культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
5. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.
В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5 - 2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.
Постановлением Совета Министров СССР № 677 от 28.08.1974 на проживающих в сельской местности была распространена общегражданская паспортная система; согласно постановлению, выдача паспортов "гражданам СССР, которым ранее паспорта не выдавались", должна была быть осуществлена "в срок с 1 января 1976 г. по 31 декабря 1981 г", фактически в отдаленных местностях затянулась до 1989 года.
Новая
система народнохозяйственного
планирования была закреплена в Конституции
СССР 1977 г.: «Экономика СССР составляет
единый народнохозяйственный комплекс,
охватывающий все звенья общественного
производства, распределения и обмена
на территории страны. Руководство экономикой
осуществляется на основе государственных
планов экономического и социального
развития, с учётом отраслевого и территориального
принципов, при сочетании централизованного
управления с хозяйственной самостоятельностью
и инициативой предприятий, объединений
и других организаций. При этом активно
используется хозяйственный расчёт, прибыль,
себестоимость, другие экономические
рычаги и стимулы» (ст. 16).
Основные мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8 - й пятилетки 1965 — 1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к а11прелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).
График 1.
На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы (ГОСТ 21027-75), внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), гражданское автомобилестроение, пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшегося за счёт средств предприятий.
Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».