Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 13:30, контрольная работа
Общество и его цели. Общество — это совокупность людей, объединенных на конкретной ступени исторического развития экономическими, социальными, политическими, нравственно-этическими и другого рода отношениями. В более узком смысле под обществом понимают добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-нибудь цели или круг людей, связанных общностью происхождения, положения, интересов и т.д. Экономическая жизнь общества состоит из разнообразных явлений и процессов, объяснение которых следует искать в общественном производстве, в экономике.
Экономика занимает ведущее место в системе общественных отношений. Она определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни. Например, экономическая политика представляет собой концентрированное выражение экономики. Это значит, что с генетической точки зрения политика порождается экономикой. Политические же взгляды, убеждения и отношения в данном аспекте являются вторичными, производными от экономических отношений, определяются ими и служат им.
Первую попытку систематизировать экономические знания о зарождающемся капиталистическом производстве предприняли меркантилисты. Их деятельность совпала с периодом первоначального накопления капитала и выражала интересы торгового предпринимательства. Меркантилисты считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах. Деньгами же выступало золото и серебро. Исходя из этого, меркантилисты ставили целью накопление денег в стране любыми средствами. Не случайно вся эпоха великих географических открытий сопровождалась поиском золотых и серебряных месторождений, скупкой изделий из этих металлов и доставкой их на родину. Большое значение меркантилисты придавали внешнеторговому балансу. В этой связи поощрялось развитие ремесленного производства и мануфактур.
Меркантилизм был прогрессивным явлением для своего времени, так как способствовал развитию производительных сил, упрочивал капиталистическое производство. Однако, занимаясь анализом процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть внутренние закономерности экономического развития, сместившего акцент из сферы обращения в сферу производства.
На смену меркантилистам пришли физиократы во главе с Ф. Кенэ. Заслугой физиократов было перенесение вопроса о происхождении богатства из сферы обращения в сферу материального производства. Они были сторонниками неограниченного господства частной собственности, свободной конкуренции и свободы внешней торговли. Физиократы первыми предприняли попытку анализа воспроизводственного процесса, активно отстаивали интересы предпринимателей, которые уже в тот период были носителями прогрессивных экономических и общественных отношений. Они поставили проблему трудовой стоимости и производительного труда. Вместе с тем их научные позиции были ограничены. Единственным источником богатства они считали природу, поэтому доход сводился к дарам природы. Только в.сельском хозяйстве, по их мнению, создавался чистый продукт, поэтому труд сельскохозяйственных работников они считали производительным. Промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта». Всех занятых в промышленности физиократы считали бесплодным классом.
Учение физиократов было развито представителями классической буржуазной экономической науки в лице таких ее выдающихся представителей, как А. Смит и Д. Рикардо. Их заслуга - в перенесении источника богатства из сферы сельского хозяйства во все материальное производство. Они положили начало теории трудовой стоимости, сделали первые попытки рассмотрения отдельных форм прибавочного продукта и изучения воспроизводства, ввели в систему научного анализа метод научной абстракции, хотя он и выглядел у них внеисторичным и метафизичным.
Теория трудовой стоимости классической буржуазной политической экономии была воспринята в последующем марксизмом. В учении марксизма нашло дальнейшее развитие положение о неизбежности экономических кризисов, о противоречиях капиталистической системы хозяйства и др.
Вместе с тем следует указать и на ограниченность классической буржуазной экономической науки. В частности, это касается попыток рассмотрения экономических категорий как вечных и естественных истин. Ее представители не раскрыли до конца содержания теории трудовой стоимости, не смогли объяснить процесс присвоения прибыли, неверно трактовали издержки производства. Вскрыв многие противоречия тогдашней экономики, они не смогли увидеть пути их разрешения. Именно поэтому их последователи стремились повернуть колесо истории вспять, проповедуя возврат к мелкому производству (С. Сисмонди). Эти элементы теории гипертрофировались в вульгарную экономическую теорию, которая занималась простым описанием внешней видимости экономических процессов, их приукрашиванием. Вульгарная экономическая наука в значительной мере развивалась в противовес утопическому социализму.
Утопический социализм - это учение о коренных преобразованиях и справедливом устройстве общества на социалистических началах. Термин «утопический социализм» связан с названием сочинения английского мыслителя Т. Мора «Утопия». (1516). В идеях утопического социализма содержались первые элементы критики капиталистического общества, высказывались мысли о создании гуманного общества, основанного на общественной собственности и всеобщей организации хозяйства, равном праве на свободу и пользование жизненными благами. Главными представителями утопического социализма были К.А. Сен-Симон и Ш. Фурье во Франции и Р. Оуэн в Англии. Представители утопического социализма критиковали капитализм, обосновывали и даже пытались воплотить в жизнь новые формы справедливой общественной организации людей, но не смогли решить проблему социального равенства, поскольку не вскрыли закономерности развития тогдашнего общества. Идеи социалистов-утопистов были восприняты и развиты марксизмом.