Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 01:49, контрольная работа
По мнению Булатова А.С. («Мировая экономика»), международная экономическая интеграция -- характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран -- членов интеграционных группировок. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.
· физические в виде пограничных таможенных постов и паспортного контроля;
· технические, обусловленные различиями в стандартах и непризнанием образовательных сертификатов;
· фискальные, находившие свое выражение в различных системах налогообложения.
Единый европейский рынок действует в определенных рамках, установленных ещё Римским договором. Этот документ запрещает странам Европейского сообщества заключать какие-либо союзы, которые наносят ущерб функционированию Общего рынка. Не разрешены также любые соглашения между разными национальными предприятиями или их ассоциациями, действия которых могут воспрепятствовать или ограничить развертывание конкуренции между странами Единого внутреннего рынка.
Этот более высокий уровень координации обеспечивают периодические совещания глав государств и правительств стран-членов Сообщества, а также частые встречи руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся в своей работе на постоянно действующий секретариат.
Создание Общего рынка - это весьма примечательное явление в мировой практике. Впервые в мире усилиями нескольких стран сформирован единый внутренний рынок с населением в 340 млн. человек и равнозначный по объему взаимного обмена стран-членов примерно одной пятой взаимного экспорта [1, 14]. Это не замедлило сказаться на итогах экономического развития всей интеграционной группировки. Ее участники получили возможность в условиях резко возросшего единого экономического пространства использовать выгоды массового производства, появились новые стимулы для оживления деловой активности и ускорения научно-технического прогресса, создана база для сокращения расходов на межстрановые экономические связи. Оживление экономической ситуации побудило фирмы США и Японии увеличить свои инвестиции в страны ЕЭС, чтобы обойти их внешнеторговые таможенные барьеры.
Четвёртый этап экономической интеграции - полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. По мнению авторов учебной литературы, достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства, с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.
Четвертый этап западноевропейской интеграции начинается в 1993 г. и продолжается до сих пор. С 1993 года ЕЭС стало именоваться Европейским Союзом. По сравнению с другими этапами четвертый этап западноевропейской интеграции не только включает больше стран, но и является ее самым высоким уровнем, так как в это время интеграция превращается в Экономический союз.
Семенов К.А. утверждает, что Экономический союз 27 стран Западной Европы предусматривает соблюдение следующих требований:
1) полная свобода
перемещения товаров, услуг,
2) необходимость
проведения политики поощрения
конкуренции на всем едином эко
3) поощрение общей политики, направленной на структурное выравнивание и региональное развитие, чтобы способствовать оптимальному распределению ресурсов и процветанию всего союзного пространства, особенно регионов, которые находятся в неблагоприятных условиях;
4) координация макроэкономической политики, в том числе применение ограничительных правил относительно объема и финансирования национальных бюджетных дефицитов, а также осуществление определенной налоговой гармонизации;
5) преодоление
различий в разных
На четвертом этапе западноевропейской интеграции естественно возникает потребность в органах, наделенных полномочиями не просто координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-членов, но и принимать оперативные решения от всей группы интегрирующихся стран. Их правительства передают часть своего государственного суверенитета общим надгосударственным органам. Эти межстрановые органы с наднациональными функциями обладают правом принимать решения по вопросам развития интеграции без согласования с правительствами стран-членов объединения. В рамках ЕС, согласно Маастрихтскому договору, основные направления экономической политики стран-членов в процессе создания Экономического союза определяются Советом Министров этой организации. Совет Министров обязан контролировать процесс экономического развития в каждой стране-участнице ЕС и при нарушении обусловленной экономикой политики принимать соответствующие меры. При этом особое внимание контролеры уделяют исполнению государственного бюджета.
На заседании представителей 15 стран-членов ЕС в Мадриде в декабре 1995 г. было принято решение называть единую европейскую валюту «евро» и определены основные этапы ее введения.
31 декабря 1998
г. министры экономики и
С 1 января 1999 г. на расчеты в евро перешли Бельгия, ФРГ, Испания, Франция, Ирландия, Люксембург, Голландия, Австрия, Португалия, Финляндия, Италия. 2002 г.- введение евро в наличный оборот и создание единого центра формирования валютной и денежной политики .
Единая европейская валюта стала одной из самых сильных в мире. Бесспорно, она увеличила конкурентоспособность товаров и услуг стран-членов ЕС в борьбе за рынки с США и Японией. Введение евро повысило интерес инвесторов всего мира к ЕС. Переход к евро кардинально изменил финансовую ситуацию всего мира.
Итак, в результате проведенного исследования можно прийти к выводу, что процесс экономической интеграции, как и любой другой процесс в мире, имеет свои этапы протекания. На каждом этапе экономической интеграции все больше углубляются связи между странами-участницами этого процесса, развиваются торговые, политические взаимоотношения, формируются общие средства ведения внешнеторговой политики по отношению к странам, не входящим в данную группировку.
Что же касается экономической интеграции в Западной Европе, то можно отметить, что главной ее особенностью является то, что западноевропейская интеграция прошла через все этапы развития интеграции: зону свободной торговли (во время которой страны-участницы упраздняют взаимные торговые барьеры, но сохраняют полною свободу действий в экономических связях с третьими странами; также в это время началась разработка единой сельскохозяйственной политики); таможенный союз (во время которого страны не только сохранили свободную беспошлинную торговлю между собой, но и ввели единый таможенный тариф для стран); экономический союз, становление Общего рынка (который обеспечил свободу межстранового передвижения товаров, услуг и факторов производства) и период формирования заключительного этапа, который продолжается и в настоящее время. В этот период продолжила развиваться валютная интеграция (была введена единая валюта - евро); страны договариваются о проведении совместной торговой, экономической политики по отношению к третьим странам.
2. Современное
состояние западноевропейской
Проведение
в европейскую жизнь экономико-
Как оказалось на практике, пройти четыре этапа процесса международной интеграции и перейти к решению задач завершающего этапа удалось лишь Европейскому экономическому сообществу (ныне Европейский союз - ЕС). Впрочем, расширение состава стран-участниц ЕС затрудняет решение этих задач. В частности, осложняются проблемы финансирования из единого бюджета ЕС его бедных регионов. В начале 2004 г. на региональное развитие отстающих регионов в бюджете ЕС было выделено 39 млрд. евро. В связи со вступлением в ЕС 10 новых стран в мае 2004 г. Еврокомиссия увеличивает эту сумму до 51 млрд. евро, что резко ограничивает расходы на единую аграрную политику ЕС. Почти половина этих расходов шла в отстающие регионы ЕС в составе 15 стран (преимущественно в Германию, Испанию, Италию и Великобританию). Указанные регионы получали финансовую помощь, поскольку ВВП на душу населения в них составлял менее 75% от среднего по ЕС. Однако расширение ЕС существенно снижает средний показатель, поэтому многие из этих регионов перестают быть «бедными» [4].
Помимо ЕС и ЕАСТ в Западной Европе существует также Северное сотрудничество, которое включает в себя Северный Совет, основанный в 1952 г., и Северный Совет министров, образованный в 1971 г. Его членами являются пять стран: Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия. Как показало исследование, в экономической области Северное сотрудничество предполагает:
1) оказание содействия трансграничному сотрудничеству и реализации тех проектов, которые приносят пользу местному населению;
2) содействие
повышению качества и
3) охрану окружающей среды и экологически устойчивое использование природных ресурсов;
4) повышение
уровня занятости, улучшение
Сотрудничество
с ЕС касается вопросов экологической
политики и сбалансированного
Что же касается ЕС, то в целом уже реализованные шаги интеграции в рамках ЕС оказывают позитивное влияние на экономику стран-участниц и на процессы интернационализации в масштабах всего мирового хозяйства. Так, если в 1958 г. доля внутреннего экспорта ЕЭС составляла 37% общего экспорта стран, в него входящих, а доля внутреннего импорта - 35% общего импорта, то к концу 1990-х гг. эти показатели достигли 61,7 и 62% соответственно [10]. За счет увеличения взаимной торговли страны Западной Европы менее других стран мира подвержены изменению конъюнктуры мирового рынка.
3. Проблемы и перспективы развития ЕС
На данном этапе в состав ЕС входят 27 государств. Итак, по результатам проведенного исследования можно прийти к выводу, что перспективы европейской экономики связаны, с одной стороны, с решением ряда сложных взаимосвязанных проблем, олицетворяющих социальные достижения и успехи традиционной Европы, с другой - консервирующих неэффективную в современных условиях экономическую структуру. В частности, поддержание действующей системы социальных гарантий требует значительных государственных расходов, что, в свою очередь, удерживает налоговые ставки на высоком уровне и тормозит экономический рост. Другие важнейшие задачи связаны с реформированием пенсионных систем и пересмотром политики в отношении госсобственности и регулирования рынков. Можно отметить, что уверенно растут такие надёжные показатели, как индексы делового доверия. Это говорит об уверенности инвесторов в способности. Так же растёт объём заказов на продукцию европейских производителей, в первую очередь на товары производственного назначения. Это означает повышение внутреннего спроса и оживление инвестиционной активности.
Существуют также различные проблемы:
· проблема низкой эластичности рынка труда, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы;
· проблемы реформирования системы социального обеспечения;
· проблемы государственного долга;
· большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС.
Даже при простом анализе экономической ситуации в Европе становится ясно, что далеко не скоро произойдёт полное объединение европейских стран.
Реальными альтернативами
на ближайшие одно-два
ЕС -- уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим.
Список литературы
1. Авдокушкин
Е.Ф. Международные
Информация о работе Контрольная работа по «Мировая экономика»