Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

Слово «метод» (от греческого methodos - «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета.

Файлы: 1 файл

Эконом. теория.docx

— 45.43 Кб (Скачать)

4. Индукция и дедукция. Посредством индукции (нововведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция же (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частичным.

5. Сравнение – это метод, определяющий сходство и различие в экономических явлениях. На основе этого метода можно конкретизировать экономические явления, давать им частные характеристики, выявлять особенности и отличительные черты.

6. Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или нескольких характерных свойств с одного экономического явления, чаще известного, на другое экономическое явление, чаще неизвестное.

7. Доказательство- метод познания в экономической теории, с помощью которого происходит обоснованность истинности одной мысли с помощью другой.

8. Проблема – это группа вопросов, возникающих в процессе познания.

9. Системный подход. Системный подход - это метод подготовки научно-обоснованных решений крупных комплексных проблем в сфере управления, планирования, финансов, кредитов и т.д. Осуществляется это на таких принципах, как динамичность системы, взаимодействие и связь элементов системы, целостность системы, выделение главного звена (главного элемента системы).

Системный метод исследования для экономической теории важен  тем, что экономит время исследователей, облегчает понимание сложных  связей экономических категорий, предотвращает  необходимость «открытия» закономерностей, являющихся частными случаями общих  системных свойств, законов и  принципов. Перечислим основные принципы системного исследования, применимые к экономическим наукам:

1. Исходным пунктом всякого  системного исследования является  представление о целостности  изучаемой системы. Система может  быть понята как нечто целостное  лишь в том случае, если в  качестве системы она противоречит  своему окружению - среде. Расчленение  системы приводит к понятию  элемента - единицы, свойства и  функции которой определяются  ее местом в рамках целого, причем эти свойства и функции  являются в известных пределах  взаимоопределимыми со свойствами  целого.

2. Представление о целостности  системы конкретизируется через  понятие связи. В системах особое  место занимают связи, которые  правильнее было бы назвать  системообразующими. Примером таких  связей являются связи управления.

3. Совокупность связей  и их типологическая характеристика  приводят к понятиям структуры  и организации системы. 

4. В свою очередь структура  системы может характеризоваться  как по «горизонтали», так и  по «вертикали». Вертикальная  структура приводит к понятию  уровней системы и иерархии  этих уровней. 

5. Специфическим способом  регулирования многоуровневой иерархии  является управление - разнообразные  по формам и «жесткости» способы  связей уровней, обеспечивающие  нормальное функционирование и  развитие системы. Поскольку иерархичность  строения является специфическим  признаком систем, постольку связи  управления можно рассматривать  как одно из характерных выражений  системообразующих связей. На разных  уровнях управления происходит  более или менее регулярное  чередование жестко детерминированного  и «корпускулярного» (т.е. вероятностно-статистического)  способа управления.

6. Наличие управления  делает необходимой постановку  проблемы цели и целесообразного  характера поведения систем.

7. Источник преобразования  системы или ее функций находится  обычно в самой системе. 

8. В связи с управлением  и целесообразным характером  поведения систем возникает проблема  соотношения функционирования и  развития системы. 

Эти системные принципы служат хорошим дополнением к известным  принципам и законам диалектики, также имеющим важное методологическое значение для исследования экономических  систем.

Заключение:

Учение о научных методах  или совокупность применяемых методов  называется методологией.

В экономической теории находит  применение общая философия познания мира и, прежде всего, диалектико-материалистический метод. С его помощью рассматриваются процессы и явления экономической жизни в развитии, их всеобщей связи и взаимозависимости. Источником развития выступают противоречия и их разрешение.

Метод научной абстракции позволяет проникать в сущность изучаемых процессов, отвлекаясь от его второстепенных сторон, например, использовать такие научные абстракции как товар, деньги, стоимость и т.д.

Используются также методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, экономико-математического моделирования.

При исследовании экономических  отношений применяется системный  подход. В учебниках эти методы рассматриваются с различной  степенью полноты. Поэтому целесообразно  познакомиться с разными учебниками и пособиями.

Экономическая теория охватывает весь спектр экономических проблем и включает сложную многоуровневую систему исследования: на микроуровне анализируется деятельность отдельных экономических субъектов фирм, организаций; на макроуровне изучаются основные проблемы национальной экономики; на мегауровне представлен анализ мировой экономики.

 

 

 

 

 

Ответ на вопрос № 31

«Национальный банк страны и его роль в экономике»

  • Современная роль Национального банка

Современная роль Национального  банка в экономике страны заключается  в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения  потребностей народного хозяйства  в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

Национальный банк Республики Беларусь, является центральным банком и государственным органом Республики Беларусь, действует исключительно  в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, настоящим  Уставом и независим в своей  деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального  банка Президенту Республики Беларусь в том числе означает:

- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и (или) дополнений, вносимых в него;

- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки деятельности Национального банка;

- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.

 

Основными целями деятельности Национального банка являются:

- защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

- развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

- обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального  банка.

- Статус национального банка Республики Беларусь

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба  Республики Беларусь и надписью «Национальный  банк Республики Беларусь». Его полное наименование:

на русском языке –  Национальный банк Республики Беларусь;

на белорусском языке  – Нацыянальны банк Рэспублiкi Беларусь;

на английском языке – National Bank of the Republic of Belarus.

Национальный банк состоит  из центрального аппарата, структурных  подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

К структурным подразделениям Национального банка относятся  главные управления по областям с  их отделениями в городах, специализированное управление, учебный центр, центральное  хранилище, расчетный центр, детский  санаторий «Ружанский».

Структурные подразделения  Национального банка действуют  на основании положений, утверждаемых Советом директоров Национального  банка.

Национальный банк имеет  право по согласованию с Президентом  Республики Беларусь создавать организации, необходимые для обеспечения  своей деятельности.

К организациям Национального  банка относятся учреждение образования  «Полесский государственный университет», республиканское унитарное предприятие  «Центр банковских технологий».

 

Организации Национального  банка действуют на основании  уставов, утверждаемых Советом директоров Национального банка.

  • Функции Национального банка

Национальный банк действует  в пределах полномочий, предоставленных  ему Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными актами, настоящим  Уставом.

Национальный банк выполняет  следующие функции:

- разрабатывает Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном законодательными актами;

- осуществляет эмиссию денег;

- регулирует денежное обращение;

- регулирует кредитные отношения;

- организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;

- является для банков кредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;

- осуществляет валютное регулирование;

- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки и небанковские кредитно-финансовые организации в соответствии с законодательством;

- выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;

- осуществляет выпуск (эмиссию) ценных бумаг Национального банка;

- выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов и консультирует их по этим вопросам;

 

- дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством;

- осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- осуществляет лицензирование банковской деятельности;

- регулирует деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;

- устанавливает правила и порядок осуществления банковских операций;

- устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп и банковских холдингов* требования по осуществлению ими внутреннего контроля;

- согласовывает выпуски ценных бумаг банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в случаях, предусмотренных законодательством;

- устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требования по осуществлению ими операций с форвардными и фьючерсными контрактами, опционами и иными финансовыми инструментами срочного рынка;

- осуществляет методологическое руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью в банковской системе, разрабатывает и утверждает методики бухгалтерского учета и финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;

- устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством;

- разрабатывает национальные стандарты финансовой отчетности для Национального банка, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и осуществляет методологическое руководство ведением в них бухгалтерского учета и отчетности;

 

- определяет порядок проведения в Республике Беларусь расчетов в безналичной и наличной формах;

- осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;

- организует расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, организаций, указанных в пункте 16 настоящего Устава, и иных организаций в случаях, предусмотренных в законодательных актах, а также управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;

- организует составление платежного баланса Республики Беларусь, включая международную инвестиционную позицию Республики Беларусь, и принимает участие в его разработке;

- по согласованию с Президентом Республики Беларусь создает золотовалютные резервы и управляет ими в пределах своей компетенции;

- формирует золотой запас Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь и осуществляет оперативное управление им в пределах своей компетенции;

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"