Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

Потребительское поведение и рыночный спрос. Общая и предельная полезность. Предельная полезность и спрос.
Функции, способы измерения и история денег. Предложение денег. Равновесие на рынке денег.

Файлы: 1 файл

КР экономическая теория.docx

— 124.85 Кб (Скачать)

     Предпочтения. Мы можем считать, что средний потребитель имеет достаточно отчётливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Мы исходим из того, что покупатели прекрасно представляют себе, какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы различных продуктов, которые они могут купить. Бюджетное сдерживание. Денежный доход имеет ограниченную величину. Поскольку потребитель вкладывает в своё дело ограниченное количество человеческих и имущественных ресурсов, получаемый в результате денежный доход также окажется ограниченным. [2.c.23-25]

 

Условия равновесия потребителя 

     Принцип убывания предельной и общей полезности можно наглядно проиллюстрировать  на простом примере, который поможет  нам понять, что такое “потребительское равновесие”. Пусть потребителю  предстоит сделать выбор всего  из двух продуктов при ограниченной сумме денег, выделенных на покупку. Предположим, что бутерброд стоит 1 долл., а стакан кока-колы - 2 долл., а  всего потребитель может истратить 10 долл. В каком соотношении он закажет бутерброды и кока-колу? Конечно, он может съесть 10 бутербродов, не выпив ни одного стакана кока-колы. Но рациональный потребитель так, скорее всего, не поступит. Он не станет давиться всухомятку последними бутербродами, а предпочтёт съесть 8 бутербродов, запив их стаканом кока-колы, который  принесёт ему в этом наборе куда больше удовольствия, а, следовательно, и полезности, чем 9-й и 10-й бутерброды. Возможно, анализируя свои субъективные ощущения, потребитель придёт к выводу, что следует ограничиться 6-ю бутербродами и выпить 2 стакана кока-колы. Обратим  внимание на то, что при таком  поведении потребителя предельная полезность бутербродов будет возрастать, а кока-колы уменьшаться. Рано или  поздно наступит момент, когда общая  полезность от товаров, входящих в этот набор, станет максимальной, а дальнейшее изменение соотношения между  ними приведёт лишь к уменьшению этой общей полёзности. Другими словами, наш потребитель достигнет точки  “потребительского равновесия”. Потребительское равновесие ситуация, в которой потребитель не может увеличить общую полезность, получаемую при данном бюджете, расходуя меньше денег на покупку одного блага и больше - на покупку другого.

“Эффект замещения” и “эффект дохода”.

     Предположим, что потребитель выбрал некоторый, наилучший с его точки зрения набор товаров, доступный при  данном уровне дохода. Однако цены не остаются неизменными. Что же произойдёт в  том случае, если цена на один из товаров  снизится, а цены остальных товаров  и доход потребителя останутся  неизменными.

     Поскольку цены остальных товаров, входящих в  набор, остаются неизменными, они становятся дороже относительно того единственного  товара цена на который упала. Разумно  предположить, что наш потребитель  будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары, относительно подешевевшими. Иными словами, снижение цены некоторого товара вызовет рост величины спроса на этот товар со стороны индивидуального  потребителя вследствие его относительного удешевления. Значит, под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими.  Если цены, например, на говядину снизились, то это будет стимулировать потребителя к замещению говядиной некоторых уже менее привлекательных статей расходов. Говядина вполне может заменить свинину, телятину, птицу и целый ряд других продуктов питания. Снижение цены увеличивает относительную привлекательность продукта и заставляет потребителя приобретать его в большем количестве. Явление известно под названием эффект замещения.

Изменение величины спроса может быть связано  с воздействием изменения цены на величину реального дохода. Происходит это в случае, когда цена на один из товаров набора опять снизилась. Если, например, цена говядины снизилась, то реальный доход или покупательная  способность, того, кто покупает этот продукт, увеличивается. Это увеличение реального дохода проявится в  росте объёма покупок разнообразных  товаров, включая и говядину. Такая  ситуация равнозначна реальному  увеличению дохода потребителя, увеличению его денежного дохода. Это называется эффектом дохода. Возникает вопрос, как истратит наш потребитель эту дополнительную сумму? Ответ состоит в том, что он истратит её на покупку большего количества так называемых “нормальных товаров” (т.е. товаров, спрос на которые растёт при росте доходов, их ещё называют товарами высшей категории - мясо, фрукты, автомобили, спиртные напитки, видеотехника и т.п.); в отличие от товаров низшей категории - хлеб, картофель, крупа, капуста). [2, 26-28]

     Существует  интересное исключение из закона спроса, связанное с так называемым “товаром Гиффена”. Суть этого феномена в  том, что при определённых обстоятельствах  эффект дохода перевешивает эффект замещения, а следовательно (закону спроса) величина спроса растёт при росте цены. Считается, что этот эффект открыл английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910), наблюдая за бюджетами беднейших семей  Англии. “Как заметил Р.Гиффен, повышение  цены на хлеб проделывает такую брешь  в бюджете беднейших рабочих  семей и настолько увеличивает  предельную полезность денег для  них, что они вынуждены сокращать  потребление мяса и наиболее дорогих  мучных продуктов питания; поскольку  хлеб продолжает оставаться самым дешёвым  продуктом питания, который они  в состоянии купить и станут покупать, они потребляют его при этом не меньше, а больше. [3.с.201] Конечно, «товары  Гиффена» весьма редки.

Графическая интерпретация равновесия потребителя

Оптимальный набор потребительских благ должен находиться на бюджетной линии и  предоставить потребителю наиболее предпочтительное сочетание. Совмещение линии бюджетного ограничения и  карты кривых безразличия позволяет определить равновесное положение потребителя, которое достигается в точке A (рис. 1), где линия бюджетного ограничения касается кривой безразличия U2.

    Точки B и С пресечения бюджетной линии и кривой безразличия U1 не могут быть равновесными, т.к. точки на кривой безразличия U1 обладают меньшей совокупной полезностью, чем точки кривой безразличия U2. Точки же кривой безразличия U3 хотя и обладают большей совокупной полезностью, но лежат за пределами бюджетного ограничения.

    В точке А наклоны бюджетной  линии и кривой безразличия совпадают. Наклон бюджетной линии равен  . Наклон кривой безразличия равен . Это условие можно интерпретировать следующим образом: соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения.

    Оптимальное решение, представленное на рис. 1, называют внутренним оптимумом, так как точка А лежит внутри двумерного пространства товаров. Однако в некоторых ситуациях бюджетная линия, прямая и кривая безразличия имеют разный наклон на всем их протяжении, и точки их касания не существует. В этом случае оптимальное решение определяется положением, наиболее близким к касанию, и называется угловым. Оно определяется пересечением бюджетной линией, одной из осей координат и кривой безразличия (рис. 2).

    Оптимальный выбор потребителя достигается  либо в точке А (рис. 2, a), если , либо в точке B (рис. 2, б), если .

     

    Рисунок 2 - Угловое решение задачи выбора потребителя [1.c.30] 

      Особенности потребительского спроса 

    Кривая  спроса у каждого потребителя  своя, т.е. она отличается от кривых спроса других потребителей, поскольку  люди неодинаковы. Будем различать  индивидуальный и рыночный спрос.

    Индивидуальный  спрос (спрос конкретного потребителя) – это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

    Рыночный  спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене блага. Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.

    Для графического отображения функции  рыночного спроса от цены данного  товара необходимо просуммировать все  индивидуальные кривые спроса по горизонтали, или, иначе говоря, суммировать все индивидуальные объемы спроса при каждом возможном уровне цены. Эта операция иллюстрируется примером.

      Пример: Индивидуальный и  рыночный спрос.

      Рыночный  спрос на товар образуется в результате сложения индивидуального спроса всех его потребителей. Так, если даны индивидуальные функции спроса трех потребителей , то их совокупный спрос характеризуется функцией

       График функции  рыночного спроса получается в результате горизонтального сложения кривых индивидуального спроса трех указанных потребителей. При Р > 12 на рынок выходит только покупатель III. Когда цена устанавливается в интервале 4 < Р < 12, тогда спрос предъявляет и покупатель I; поэтому рыночный спрос равен сумме их индивидуальных спросов. Все три покупателя формируют рыночный спрос только при Р <  4.

    Кривая  рыночного спроса имеет меньший  наклон сравнения с кривыми индивидуального  спроса, поскольку при понижении  цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большой степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

    Очевидно, что представление кривой рыночного  спроса как суммы (по горизонтали) индивидуальных кривых оправдано лишь при выполнении аксиомы независимости потребителя. Однако во многих случаях эта аксиома не выполняется.

    В ходе формирования рыночного спроса возникают социальные эффекты, усложняющие этот процесс из-за образования обратных связей между индивидуальным и рыночным спросами. Среди аргументов функции индивидуального спроса может оказаться объем рыночного спроса. Наиболее известны два таких эффекта.

    Эффект  подражания выражается в том, что индивид увеличивает свой спрос на благо, если растет число покупателей последнего.

    Эффект  сноба – явление, противоположное эффекту подражания. Объем спроса «сноба» тем меньше, чем больше данного блага покупают другие. Особой разновидностью эффекта сноба является эффект престижа, выражающийся в покупке благ, обладание которыми подчеркивает исключительность их владельцев, позволяющих себе то, что недоступно другим.

    Взаимно противоположная направленность эффектов подражания и снобизма отчасти нейтрализует их действие на объем рыночного спроса, поэтому при анализе ценообразования  на отдельных рынках ими можно  пренебречь. Но даже если не учитывать  обратные связи, возникающие под  воздействием социальных эффектов, функция рыночного спроса имеет на два аргумента больше, чем функции индивидуального спроса.

    Во-первых, при заданных предпочтениях индивидов  и их бюджетах рыночный спрос меняется однонаправлено с изменением числа покупателей. Во-вторых, при заданной величине национального дохода (сумме доходов всех граждан) рыночный спрос на отдельное благо, как правило, зависит от степени дифференциации индивидуальных доходов. Когда доходы у всех потребителей одинаковы, тогда конфигурация кривой рыночного спроса совпадает с конфигурацией кривой индивидуального спроса. По мере увеличения дифференциации индивидуальных доходов кривая рыночного спроса становится выпуклой относительно начала координат. Это связано с тем, что при наличии дифференциации покупателей по доходам снижение цены увеличивает объем спроса не только за счет роста покупок у традиционных потребителей подешевевшего блага, но и в результате притока новых покупателей. С учетом этих обстоятельств рыночный спрос на благо выражается функцией таких переменных, как: цена данного блага; цены других товаров; суммарный доход покупателей; число покупателей и степень дифференциации их доходов. [1.c.41-43]

 

ТЕМА: Функции, способы измерения и история денег. Предложение денег. Равновесие на рынке денег  

     Впервые исследовал исторический процесс развития обмена и смены форм стоимости  и объяснил на этой основе возникновение  денег К.Маркс.

     Деньги  являются всеобщим стоимостным эквивалентом, то есть измерителем стоимости всех товаров.

     Деньги  имеют товарное происхождение, они  выделились из товарного мира в результате развития обмена и смены форм стоимости. Считая товар исходной категорией товарного производства, Маркс указывал на то, что огромное скопление товаров составляет богатство общества, а каждый отдельный товар, в свою очередь, является элементарной формой этого богатства. И как простое товарное производство предшествует капитализму, так и товар исторически предшествует деньгам.

     Товар предназначен либо для удовлетворения какой-либо потребности, либо для обмена. Таким образом, товар обладает двумя основными свойствами: полезностью, то есть имеет потребительную стоимость, и способностью обмениваться на другие товары, то есть имеет меновую стоимость.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"