Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:16, контрольная работа

Краткое описание

Потребительское поведение и рыночный спрос. Общая и предельная полезность. Предельная полезность и спрос.
Функции, способы измерения и история денег. Предложение денег. Равновесие на рынке денег.

Файлы: 1 файл

КР экономическая теория.docx

— 124.85 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Тема 1: Потребительское  поведение и рыночный спрос. Общая  и предельная полезность. Предельная полезность и спрос……………………………………2 

Тема 2: Функции, способы измерения и история денег. Предложение денег. Равновесие на рынке денег……………………………………………………...12 

Список  литературы……………………………………………………………...23

 

    ТЕМА: Потребительское поведение и рыночный спрос. Общая и предельная полезность. Предельная полезность и спрос 

      В основе теории поведения потребителя  лежит предпосылка о том, что  потребитель обладает суверенитетом, или свободой выбора на рынке, и ведет  себя рационально с позиций общего критерия «затраты-выгоды». Потребителя  окружает огромное количество товаров. Каждое решение о покупке - это не только прирост выгод, но и определенные потери, поскольку потраченные деньги всегда имеют альтернативный вариант использования, который мы исключаем, делая покупку. Так, например, приобретая телевизор «Горизонт», потребитель в силу ограниченности располагаемого денежного дохода одновременно вынужден отказаться от приобретения, например, микроволновой печи «Bosch». С позиции рационального потребителя, это означает, что прирост его выгод от приобретения телевизора больше прироста его неудовлетворенности от недоступности микроволновой печи. [1.с.20]

      Прежде  чем говорить о полезности, отметим, что такое потребности и что  такое экономические блага. Потребность - это нужда или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Потребности выступают как побудительный мотив человеческой деятельности. Потребности обычно подразделяются на первичные, удовлетворяющие жизненно важные потребности человека (пища, одежда, жилище и др.), и вторичные, к которым относятся все остальные потребности (например, потребности досуга: кино, театр, спорт и т.д.). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой, вторичные - могут.

      Средства, удовлетворяющие потребности, называют благами. Одни из них имеются в  неограниченном количестве (например, воздух), другие существуют в ограниченном размере -  экономическими благами. Для получения экономических благ требуются дополнительные средства ресурсы. 

Среди экономических благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся, например услуги транспорта (поезд, самолёт, автомобиль), сфера досуга (кино, театр, цирк). Примерами  комплементарных товаров являются стул и стол, автомобиль и бензин, ручка и бумага. Люди потребляют товары и услуги потому, что хотят  получить удовлетворение от пользования  ими, хотят получить полезный эффект, полезность. Полезность — это способность удовлетворять потребности. Полезность - это субъективное понятие. Полезность определённого продукта будет существенно различной для разных людей. Пара очков имеет огромную полезность для того, у кого слабое зрение, но совершенно бесполезна для человека со 100% зрением. [2.c.21-23]              Для того чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен быть в состоянии каким-то образом сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и их наборов. Известны два основных подхода к решению этой проблемы: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый). [1.с.21] Основы теории полезности разработаны экономистами ХIХ в. Эти экономисты создали особое направление в экономической науке, получившее название «маржинализм» («предельность»). Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость (или, на современном экономическом языке – ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Такой подход противоречил традиционным представлениям классической школы (А.Смит, Д. Риккардо, К.Маркс, Д. Милль). Маржинализм называют субъективно-психологической теорией. Маржиналисты обратили внимание на то, что потребление любого блага носит, как правило, «приростный» характер. Потребитель постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нём.

      Из  этого следуют два важных вывода.

      1. Каждая дополнительная единица  товара приносит потребителю  дополнительную полезность, которая  называется предельной полезностью данного блага (в экономической теории слова “предельный” и ”дополнительный” являются синонимами, т.е. имеют один и тот же смысл). Таким образом, под предельной полезностью понимается добавочная полезность, получаемая потребителем из одной дополнительной единицы продукции.

      2. Чем большее количество единиц, тем меньшая предельная (т.е. дополнительная) полезность извлекается из потребления  каждой последующей единицы этого  блага. Другими словами, предельная полезность носит убывающий характер. Эту зависимость в экономической науке называют законом убывающей предельной полезности.

      Имеется обратная связь между предельной полезностью и ценностью блага. Она состоит в том, что благо  тем более ценно, чем меньшим  количеством единиц данного блага  располагает человек, и наоборот (стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью, в то время как  тот же стакан у полноводной реки не обладает никакой ценностью, хотя, конечно, имеет полезность). Отсюда вывод: ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего, наименее настоятельную потребность.

      Таблица 1 - Закон убывающей предельной полезности применительно к бутербродам /гипотетические данные/.

      Единицы продукта Предельная  полезность Совокупная  полезность
      Первая        10       10
      Вторая        6       16
      Третья        2       18
      Четвертая        0       18
      Пятая       -5       13

      Кардиналистскую (количественную) теорию полезности предложили экономисты ХIХ в. У. Джевонс (1835–1882), К. Менгер (1840–1921), Л. Вальрас (1834–1910); в ее основе лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Согласно этой теории ценность (стоимость) блага определяется не затратами труда, а потребностью, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.

      Ординалистскую (порядковую) теорию предложили Ф. Эджуорт (1845–1926), В. Парето (1848–1923), И. Фишер (1867–1947). В 30-х гг. ХХ в. после работ Р. Аллена и Дж. Хикса эта теория приобрела завершенную форму и по настоящее время остается наиболее распространенной. Ординалистский подход к анализу полезности основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход. От потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности».

      Потребительский выбор это выбор, максимизирующий полезность рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). [2.c.23-26]  
 
 
 

 

      

      Основные  постулаты теории поведения потребителя 

     В условиях рыночной экономики есть основания  считать, что потребитель независимо принимает решения об объёме и  структуре своих покупок. Он суверенен. Суверенитет потребителя означает:

  1. результаты деятельности производителя оценивает потребитель, производитель учитывает мнение своих покупателей через их индивидуальный спрос. Потребителя можно назвать “королём рынка”, наделённым правом решать судьбу фирм производителей, “голосуя” своим долларом, рублём, маркой “за” или “против” произведённых ими товаров;
  2. имеет место свобода потребительского выбора на рынке товаров и услуг.

     Ограничение свободы потребительского выбора, даже если оно предпринимается с самыми благими намерениями, будет в  той или иной степени разрушать  обратную связь между производством  и потреблением, лишённый этой свободы, не сможет подавать своим поведением “сигналы” производителю, что и  в каких количествах следует  производить, а что - нет. Потеряв  этот ориентир, производитель непременно станет производить одних товаров  больше, а других - меньше, чем необходимо. Следствием этого будет дефицит  одних товаров, избыток других, очереди, чёрный рынок, спекуляция.

     В реальной действительности свобода  потребительского выбора не абсолютна, имеются ограничения. Они могут  быть вызваны чрезвычайными обстоятельствами - война, стихийные бедствия, неурожай и т.п. Ограничения выражаются в  установлении норм потребления по карточкам, тало нам некоторых, а иногда и  большинства товаров. Такие ограничения, как правило, носят вынужденный  и временный характер.

     Прямые  запреты на производство и продажу  отдельных товаров оправданы  и необходимы только тогда, когда  потребительские свойства товара связаны  с вредными для здоровья эффектами, о которых потребитель даже не подозревает (например, детские игрушки  из материалов, в состав которых  входят вредные химические вещества, лекарственные препараты с тяжёлыми побочными действиями).

     Бывают  ограничения и другого рода, когда  производство тех или ин товаров  подвергается запрету с целью  уберечь потребителя от товара, приносящего, с точки зрения общества, вред. История  таких запретов во многих странах  показывает их малоэффективность. Поэтому  надо помнить, что ограничение свободы  выбора — весьма опасное оружие. Пользоваться им надо очень осторожно, не покушаясь на право потребителя  самому решать, что “хорошо”, а что  “плохо”. В противном случае покушение  на свободу потребительского выбора может при вести к всевластию административных органов, которые  будут решать за людей - что, как и  сколько им потреблять.  
 

Рациональность  потребителя 

     В своих рассуждениях экономисты исходят  из предположения, что средний потребитель  ведёт себя на рынке рационально. Вести себя рационально значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях. Главным  ограничением для любого потребителя  является размер его дохода. Поскольку  потребности многообразны и безграничны, а доход ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых на рынке. Естественно предположить, что, совершал этот выбор, потребитель  стремится приобрести наилучший  набор товаров из тех, которые  доступны при данном ограниченном доходе.

     Следует подчеркнуть, что вести себя на рынке  рационально - вовсе не значит обязательно  быть прижимистым и мелочно-расчётливым. Но следует думать, что человек, истративший  своё состояние на “миллион алых роз” для своей любимой, - нерациональный потребитель, а другой, положивший деньги в коммерческий банк под большие  проценты, - наоборот, рациональный потребитель. Теория потребительского поведения  признаёт рациональным потребителем и  одного и другого, если только они  действительно выбрали наилучший (с их субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый потребитель  имеет своего рода индивидуальную шкалу  предпочтений и, реализует её при  ограниченном доходе, стремится достичь  максимально возможной степени  удовлетворения, то есть полезности.

     Правило максимизации полезности.

     Правило, в соответствии с которым можно  максимизировать удовлетворение потребности, заключается в таком распределении  денежного дохода потребителя, при  котором последний доллар, затраченный  на приобретение каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую добавочную полезность (предельную). Будем называть его  правилом максимизации полезности. Если потребитель “уравновесит свои предельные полезности” в соответствии с этим правилом, то ничего не будет побуждать его к изменению структуры расходов. Потребитель будет находиться в состоянии равновесия.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"