Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 11:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике. Мне бы хотелось показать, что в настоящее время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции может сочетать в себе элементы как ценовой, так и неценовой конкуренции.
Введение……………………………………………………………………3
I. Понятие конкуренции…………………………………………………...5
II. Виды конкуренции: совершенная и несовершенная…………………8
Задачи «Совершенная и несовершенная конкуренция»………………...13
Тест «Конкуренция»……………………………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………………...17
Прямым следствием выполнения критерия совершенной конкуренции является то, что средний доход при любом объеме выпуска равен одной и той же величине – цене товара и что на том же уровне всегда находится предельный доход. Таким образом, устанавливается равенство между средним доходом, предельным доходом и ценой (AR=MR=P). Что касается общего дохода предприятия, то он изменяется пропорционально изменению выпуска продукции и в том же самом направлении.4
Подавляющее большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Несовершенная конкуренция – это такое состояние рыночной системы, при которой нарушается хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.
Предпосылками несовершенной конкуренции являются:
-
господство на значительной
-
наличие барьеров для
- многообразие товаров;
- несовершенство (неадекватность) рыночной инфляции.
Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от равенства спроса и предложения.
На рынках несовершенной конкуренции можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. А именно критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Или же критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.
Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует. Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовать, только снижая цены. Значит, слишком большой объем производства не приносит желаемого результата, поскольку реализовывать выпущенную продукцию приходится по крайне низким ценам. Следовательно, критерий валового (общего) дохода TR имеет при несовершенной конкуренции некоторый максимум. Как меньшие, так и большие объемы производства дают меньший доход. 5
В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет основные черты поведения фирмы на этом рынке. Основными чертами монополистической конкуренции являются: дифференциация продукции, малые размеры и многочисленность фирм, несовершенная информация. На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ перед мелкими и соседствующими с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невелики. Незатруднителен обычно и уход с рынка – всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело. В условиях монополистической конкуренции наблюдается тенденция к исчезновению экономической прибыли в долгосрочном периоде.
Олигополия – является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности имеют именно такую структуру. Основными чертами олигополии являются: однородность и разнородность продукции, немногочисленность и крупные размеры фирмы, несовершенная информация. Барьеры на вход (на выход) в такой рынок высоки. Прибыль зависит от разновидностей олигополии: при картеле – монополистическая; при картелеподобной структуре – олигополистическая; при нескоординированной олигополии – неустойчивая.
Монополия
– высшее проявление несовершенной
конкуренции. В условиях монополизации
рынка само существование конкуренции
может быть признано лишь с большими оговорками.
Хочет или не хочет того потребитель, он
вынужден пользоваться продукцией монополиста,
соглашаться на его ценовые условия и
т.д. отличительными чертами монополии
являются: Уникальность продукции, единственная
фирма-гигант, полная информация. Барьеры
на вход в такой рынок непреодолимы. Прибыль
в условиях монополии высшая (монополистическая).
Задачи «Совершенная и несовершенная конкуренция»
Тест «Конкуренция»
1. Для монополистической конкуренции характерно:
а) большое количество фирм и низкие барьеры на вход;
б) несколько доминирующих фирм и низкие барьеры на вход;
в) большое количество фирм и высокие барьеры на вход;
г) несколько доминирующих фирм и значительные барьеры на вход.
2. Чем менее эластична кривая спроса монополистически конкурентной фирмы:
а) тем меньше её избыточная мощность;
б) тем выше цена её продукции относительно фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции и имеющей такую же кривую затрат;
в) тем выше её прибыль в длительном периоде;
г) тем ниже её ATC в точке равновесного выпуска.
3. В
коротком периоде прибыль
а) всегда отрицательная;
б) всегда положительная;
в) всегда нулевая;
г) может быть положительной, нулевой или отрицательной.
4. Укажите, верны ли утверждения:
а) монополия всегда выбирает объем выпуска, который соответствует неэластичной кривой спроса;
б) монополия может увеличить общую прибыль, устанавливая на свой продукт разные цены на разных рынках;
в) кривая спроса для фирмы-монополиста всегда горизонтальна;
г) монополист
будет производить и продавать
дополнительный объем продукции, если
MR>MC.
Заключение
В
ходе данной работы я выяснила, что
конкуренция – это
При
совершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция возникает тогда, когда многие компании предлагают товары, которые несколько отличаются от подобных. Основная особенность несовершенной конкуренции в том, что предлагаемые товары и услуги неоднородны (подобны, но не одинаковы). Это значит, что потребители могут считать товары одной компании отличными от продуктов другой.
Немаловажным остается вопрос об эффективности конкуренции. В конкурентной среде многие компании предлагают одинаковые товары и услуги, и каждая из них должна напряженно работать, чтобы удержаться на плаву. Экономисты считают совершенно конкурентный рынок экономически эффективным, поскольку на нем устанавливаются самые низкие цены. Потребители имеют широкий выбор между множеством компаний на рынке, из которых выживают только эффективные. В любой экономике ресурсы ограничены, а человеческие потребности – нет. Часто утверждается, что с помощью совершенной конкуренции ресурсы распределяются наиболее эффективным образом.
Этот
подход может выглядеть не слишком
практическим, поскольку в реальности
совершенная конкуренция встречается
очень редко. Но все же достижение даже
частичной конкуренции на рынке может
принести пользу предприятию, отрасли
и даже обществу в целом. Движение к большей
конкуренции на рынке можно рассматривать
и как движение к большей экономической
эффективности.
Список литературы
1. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 544 с.: ил.
2. Корниенко О.В. Экономическая теория: практикум. – М.: Владос, 2005. — 256 c.
3. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: Учеб. пособие. 2 изд. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2002. – 480 с.
4. Экономическая теория. Экспресс-курс: учебное пособие / под ред. А.Г.Грязновой. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 608 с.
5. Экономическая
теория на пороге XXI века/ под ред.
Ю.М. Осипова. – М.: Юрист, 2000. –
346 с.