Коммерческие банки. Функции, структура, значение в рыночном хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование коммерческих банков, проблем их функционирования и тенденций развития.

Достижение поставленной цели предполагается путем решения следующих задач:

− рассмотреть роль коммерческих банков в рыночном хозяйстве;

− исследовать понятие и виды коммерческих банков;

− исследовать исторические предпосылки возникновения коммерческих банков;

− проанализировать современное состояние коммерческих банков;

− исследовать тенденции развития и проблемы коммерческих банков.

Оглавление

Введение

1 Теоретические основы коммерческих банков

1.1 Роль коммерческих банков в рыночном хозяйстве

1.2 Понятие и виды коммерческих банков

1.3 Исторические предпосылки возникновения и эволюция коммерческих банков в России

2 Коммерческие банки в современной банковской системе

2.1 Характеристика операций коммерческих банков в современной банковской системе

2.2 Функции коммерческих банков и их взаимодействие с государством

3 Тенденции развития коммерческих банков

3.1 Проблемы функционирования коммерческих банков

3.2 Тенденции развития коммерческих банков

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

логинова (1).doc

— 186.50 Кб (Скачать)

     Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы высокие гарантии надежности помещения накопленных ресурсов в банк. Созданию гарантий служит формирование фонда страхования активов банковских учреждений, депозитов в коммерческих банках.

     Специфической функцией банков является функция эмиссии  платёжных средств и посредника в платежах, выполняя кoтopyю они oбecпeчивaют фyнкциoниpoвaниe плaтeжнoй cиcтeмы.

     Таблица 2 – Функции коммерческих банков

Функции
Аккумуляция временно-свободных денежных средств Предоставление  кредита Выпуск кредитных  денег       Осуществление расчетов и платежей по хозяйственным  сделкам      

     Составлено: [Автор]

     C функцией посредника в платежах  тecнo связана такая важная функция банков как передача экономике импульсов денежно-кредитной политики центрального банка. В условиях обращения не разменных на золото денег роль этой функции постоянно вoзpacтaeт в связи c aктивизaциeй мoнeтapнoй политики цeнтpaльнoгo бaнкa. Центральный банк пытается стабилизировать экономику пocpeдcтвoм контроля над предложением денег. В условиях развития инфляции он сдерживает pocт дeнeжнoй мaccы и пoднимaeт пpoцeнтныe cтaвки по cвoим oпepaциям c кoммepчecкими бaнкaми. Ограничение роста предложения денег coкpaщaeт вoзмoжнocть кoммepчecкиx бaнкoв пoлyчaть мeжбaнкoвcкиe кpeдиты, так как они тoжe cтaнoвятcя дopoжe. Это, в свою oчepeдь, ограничивает oбъeм кpeдитoвaния peaльнoгo ceктopa и oкaзывaeт пoвышaтeльнoe вoздeйcтвиe на пpoцeнтныe cтaвки по кpeдитaм.

     В связи с формированием фондового  рынка получает развитие и такая  функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами[4, С. 103].

     Таким образом, банки имеют право выступать в качестве инвестиционных институтов, которые могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника; инвестиционного консультанта; инвестиционной компании и инвестиционного фонда. Выступая в качестве финансового брокера, банки выполняют посреднические функции при купле-продаже ценных бумаг за счет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Помимо выполнения базовых функций, банк предлагают клиентам множество других финансовых услуг.

     В данной главе были охарактеризованы функции коммерческих банков, рассмотрена  их роль в осуществлении банками своей деятельности, а также упомянуты основы взаимодействия коммерческих банков и государства. 
 
 
 

     3 Тенденции развития коммерческих  банков

     3.1 Проблемы функционирования коммерческих  банков

     Банковская  деятельность непрозрачна и об истинном положении банка знает, зачастую, только высшее руководство, а иногда и оно не вполне представляет себе, что творится в руководимом им учреждении. И это не преувеличение. Здесь необходимо видеть, прежде всего, недоработку ЦБ РФ. В западном банковском сообществе контроль, осуществляемый ЦБ над коммерческими банками, настолько плотен, что признаки неблагополучия последних будут замечены задолго до того, как придется прибегать к таким крайним мерам как изъятие лицензии. При этом вовсе поразительным кажется факт, что по количеству служащих ЦБ на один банк страны Россия занимает первое место в мире. И это, казалось бы, должно быть свидетельством точного и жесткого контроля банков со стороны ЦБ.

     В большинстве российских изданий  и рейтингов положение банка часто определяют фактически по двум параметрам: размеру собственного капитала и чистым активам. Это неправильно. Банк − очень сложная структура, для определения его устойчивости необходимо учитывать большее число параметров.

     Западные  рейтинговые агентства отслеживают не только формальные изменения чисел из открытых источников, характеризующие банк, но массу другой информации, например, изменение в политике банка, поведение банка в той или иной ситуации. Это может быть косвенным свидетельством характера процессов, происходящих внутри банка, и может являться основанием для изменения рейтинга. Российские рейтинговые агентства еще не вполне владеют подобными методиками.

     В каждом банке существуют финансовые аналитики, которые должны определять надежность контрагентов по рынку межбанковского кредитования. От их решений зависит, какие кредитные линии можно открыть на тот или иной банк и при этом не подвергать себя чрезмерному риску невозврата средств. Практически полное прекращение операций на межбанке означает отсутствие объективных критериев стабильности партнеров у банковских финансовых аналитиков. Более того, известен случай, когда один банк рухнул спустя две недели после того, как очередная проверка ЦБ признала его положение вполне устойчивым[19, С. 38-43].

     Исправить подобное положение вещей может  только реформа в сфере банковской отчетности. У нас, например, до сентября 2004 года существовало несовпадение отчетности бухгалтерской и отчетности налоговой, и подобных фактов много. Пока отчетность не станет более стандартной и прозрачной положение банка будет определить очень сложно. Также это дает огромные возможности для злоупотреблений в виде различных схем по оптимизации налогообложения или финансовых потоков. За реализацию подобных схем на Западе обычно сажают в тюрьму. В России же обналичивание или переводы денег заграницу, минуя контролирующие органы, есть обыденное явление в банковской сфере.

     Можно смело утверждать, что принципиальные подвижки на пути к стандартизации финансовой отчетности уже произошли. 2 июня 2003 года “Банк России” официально заявил [21], что все кредитные организации переходят на подготовку финансовой отчетности по МСФО с 1 января 2004 года. Финансовая отчетность по МСФО будет составляться на основе российской бухгалтерской отчетности с применением метода трансформации. При этом обязанности кредитных организаций по представлению обязательной бухгалтерской отчетности, составленной по российским стандартам, а также других форм отчетности в территориальные учреждения Банка России предполагается сохранить до 1 января 2006 года. Предполагается, что первая финансовая отчетность по МСФО должна быть предоставлена за период, заканчивающийся 30 сентября 2004 года. Также годовая финансовая отчетность должна быть подтверждена независимым аудитором, имеющим право на проведение аудита финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Эти решения несомненно позволят сделать деятельность российских кредитных учреждений более прозрачной.

     Из  других субъективных причин, приведших  к кризису и не устраненных  до сих пор, следует отметить:

     1. Слабый внутренний контроль в  банках. Действительно, руководство  может узнать о процессах, происходящих  в банке в тот момент, когда  исправить уже почти что ничего  нельзя.

     2. Слабый риск−менеджмент. Свалить  западный банк путем провоцирования паники среди вкладчиков практически невозможно. В наших банках вполне может произойти балансовый разрыв в виде перевода денег, полученных от вкладчиков в активы или проекты, которые дадут отдачу много позже, нежели срок возврата вкладов. В случае паники кризис ликвидности будет обеспечен.

     3. Кризис рынка межбанковского  кредитования очень сильно влияет  на положение большого числа  банков. Этот кризис должен гасить  ЦБ, но, с другой стороны, если  банк не может жить без межбанковского  кредитования, ему тогда и вовсе жить не надо. Банки, получающие значительную часть доходов от выдачи кредитов другим банкам, не вполне жизнеспособны и являются полупаразитическими структурами.

     4.Существование  “банков-инструментов”. В российской  действительности есть две модели − банк-бизнес, когда прибыль идет от размещения средств на рынке; и банк-инструмент для обслуживания другого бизнеса. Вторая модель в последние годы явно превалировала. Многие владельцы до сих пор не ждут от своих банков прибыли. По данным российского издания “Forbes”, в 2003 году все российские банки заработали 129 млрд. рублей. Но если суммировать прибыль мелких банков, тех, которые занимают место с 500-го по последнее, то получится чистый убыток − 468 млн. рублей.

     5.Существование  банков самым тесным образом связано с промышленностью и сферой производства вообще и имеет в определенный период истории прогрессивное содержание. Совсем не то мы видим в отношении российских коммерческих банков. Менее всего российские коммерческие банки связаны с кредитованием промышленных производств. Подавляющее большинство их возникло в период 1988-1993 гг. на основе финансовых спекуляций валютой, игре на разнице курса рубля к доллару, а также на основе кредитования торговли и операций с экспортом природных ресурсов (нефти, древесины, черных и цветных металлов).

     Последние причины устранить быстрым образом  не представляется возможным. На это  потребуется время, но действовать  в данном направлении необходимо уже сейчас, ибо без доверия  к национальной банковской системе  невозможно нормальное функционирование экономики, решение таких актуальных вопросов, как удвоение ВВП и других задач, необходимых для вывода страны из затяжного кризиса.

     Отдельно  хотелось бы заметить решение вопроса  о гарантиях государства по сохранности  вкладов физических лиц. Скорейшее вступление такого закона в силу значительно повысит уровень доверия между населением и банками. Хотя пока планируется гарантировать сохранность депозитов величиной до

100 000 рублей, что составляет немногим более  3000 долларов, хотя в США, например, гарантируют сохранность 100 000 долларов, и эта мера является для страны очень важной.

     Таким образом, в данной главе были рассмотрены  основные проблемы банковской системы  России, в сущности, коммерческих банков, а также причины, приведшие к данным проблемам. В следующей главе будут предложены пути решения данных проблем, а также проанализированы тенденции развития коммерческих банков 
 
 

     3.2 Тенденции развития коммерческих  банков

     Позиция Банка России в отношении дальнейшего  развития банковского сектора отражена в проекте документа “Концептуальные вопросы развития банковской системы Российской Федерации”. Подготовленные материалы вызвали живой интерес. Банк России получил комментарии, в том числе Ассоциации российских банков, многих других заинтересованных организаций. Сейчас стоит задача найти общее понимание некоторых принципиальных направлений развития банковского дела в России. В этой связи остановимся на ряде проблем.

     1. Укрепление устойчивости банковской  системы, исключение возможности системных банковских кризисов

     Политика  государства в отношении банковского  сектора, как и всей экономики  в целом, призвана обеспечивать системную  стабильность и создавать необходимые  условия для развития рынка на базе здоровой внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Банковская деятельность должна осуществляться на единых принципах, установленных для коммерческих организаций, и базироваться на коммерческих интересах при соблюдении требований к устойчивости банков, которые отражены, в том числе в нормах банковского надзора, ориентированных на международно-признанные подходы.

     Меры, которые может предпринять государство  в целях формирования благоприятных  условий развития бизнеса, весьма разнообразны. Если говорить о значимости мер с  точки зрения их “материальности”, то одно из первых мест занимают меры в сфере налогообложения.

     Одним из чрезвычайно актуальных решений  является здесь урегулирование вопросов определения доходов, расходов, относимых  на себестоимость банковских услуг, и налоговой базы. Эта тема имеет два аспекта.

     Если  государство действительно заинтересовано в расширении кредитования банками  реальной экономики, необходимо предусмотреть  более разумное распределение возникающих  при этом рисков. Необходимо, в частности, чтобы резервы, создаваемые под все добросовестно принятые банками риски, включались в себестоимость банковских услуг и соответственно исключались при определении налоговой базы. В противном случае и здесь имеет место уплата налогов с убытков, т.е. декапитализация банков со всеми вытекающими последствиями.

     Следующий важнейший компонент обсуждаемой  темы — это риски банковской деятельности. Известно, что развитие банковского сектора сдерживается рисками, в том числе системного характера. К числу основных внешних факторов риска относятся недостаточно высокие темпы структурных преобразований в экономике, высокий уровень налогообложения, низкая кредитоспособность многих и низкая транспарентность огромного большинства отечественных предприятий, низкий уровень развития финансовых рынков и в целом системы денежных отношений, слабость правовой защиты кредиторов и инвесторов, включая серьезные недостатки правоприменения, недостаточное законодательное обеспечение возможностей банковского надзора.

Информация о работе Коммерческие банки. Функции, структура, значение в рыночном хозяйстве