Командно-административная и рыночная модели экономики:сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Экономические системы отличаются друг от друга способами регулирования экономической деятельности на макро- и микроэкономическом уровнях.
Тема курсовой работы имеет большую актуальность, так как многие современные страны широко применяют рыночные и директивные способы управления экономикой.
Моя курсовая работа имеет ряд задач:
 дать понятие 2-х экономических систем
 показать необходимость совмещения плановых и рыночных методов регулирования экономикой
 выявить недостатки и преимущества рассматриваемых систем
Работа состоит из введения, четырех глав, подразделяющихся в свою очередь на ряд подвопросов, заключения и списка использованной литературы.

Оглавление

Введение
Глава1 Рыночная система
1.1 Понятие рыночной экономики
1.2 Государственное регулирование рыночной экономики
Глава2 Командно-административная система
2.1 Понятие командно-административной экономики
2.2 Опыт планирования экономики в России и на Западе
2.3 Формирование плановой системы в СССР и причины её краха
Глава3 Плановые и рыночные методы регулирования народного хозяйства
Глава4 Сравнительная характеристика плановой и рыночной системы
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Придерживаясь логической функции «либо-либо», можно  построить упрощенную схему хозяйственной  системы, представляющую некоторую  комбинацию факторов централизации (С-С-С-С-С-С) или децентрализации (D-D-D-D-D-D).

   Таким образом, хозяйственная система планового типа (на примере СССР) представляет собой комбинацию С-С-С-D-С-С. Существование элемента децентрализации в централизованной системе, обусловлено тем,  что в функционировании хозяйствующих субъектов никогда не наблюдается автоматического и точного выполнения плана, и в целях бесперебойной работы, преимущественно в базовых секторах, некоторую часть прав при принятии решений предоставляют нижестоящим органам. 

Рис. 1. Сочетание  факторов централизации и децентрализации.12

   Таким образом, рассматривая соотношение «плана» и «рынка» с позиции «централизации – децентрализации», мы приходим к выводу, что в централизованной системе существуют элементы децентрализации с рыночными методами регулирования в базовом секторе.

Рассматривая  взаимодействие «плана» и «рынка»  с позиций двухсекторной модели, можно предположить, что необходимые  ресурсы для нормального развития пионерного сектора перераспределяются путем, усиления Центром плановых методов  регулирования и тенденции к централизации управления народным хозяйством в целом, а развитие базового сектора – соответственно ориентируется на усиление рыночных методов и тенденции к децентрализации.  
 
 
 

Глава4 Сравнительная характеристика плановой и рыночной системы 

Кардинальное отличие командно-административных экономических отношений от рыночных заключается в степени централизации управления экономикой. В первом случае имеет место абсолютная централизация, во втором - децентрализация, автономия. Если перед плановой системой могут быть поставлены практически любые экономико-социальные задачи, то рыночная система социальных задач не решает. Свободный рынок не дает гарантий справедливого распределения продуктов: "Свободный рынок не обеспечивает автоматически всех и каждого ни достаточным для утоления голода количеством пищи, ни подходящим кровом, одеждой или медицинским обслуживанием... ...свободный рынок определяет то, для кого производятся товары. Товары и услуги производятся для всех тех, кто хочет и может платить равновесную цену, с тем, чтобы удовлетворить свой спрос. Их платежеспособность определяется в свою очередь рыночной ценой, по которой они могут продать свой труд, и той стоимостью, которую назначает рынок их накопленному или унаследованному имуществу"13.

  Эффективность  экономической системы зависит от достижения поставленных целей экономики. К примеру, если целью экономики является обеспечение победы в войне, то практика второй мировой войны показывает, что здесь наиболее эффективна командная экономика. Потому что именно ее были вынуждены использовать воюющие стороны, в том числе капиталистические страны:Германия и  Англия. Имея целью получение максимальной прибыли, рыночная экономика создала монополию.

   Анализируя  рыночную экономику и подразделяя  ее на 7 моделей : либеральную - американскую, японскую, немецкую, шведскую, французскую, южно-корейскую и китайскую; немалую долю различия между ними видят именно в степени централизации управления экономикой со стороны государства. Наиболее сильную централизацию они отмечают в южно-корейской и шведской моделях, причем в последней посредством установки фиксированных цен. Благодаря рыночным отношениям обеспечивается наилучшее использование ресурсов. Это называется Парето-эффективностью, под чем понимается состояние хозяйственной системы, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного члена общества, не ухудшая при этом положения другого члена общества.

   Сущность  рыночных отношений заключается  в автоматической реакции производителя  товаров на спрос, практически мгновенной через цены и с некоторым замедлением через направление капитала в наиболее прибыльные отрасли. Фирмы выпускают тот набор продукции, который нужен потребителю. Это самое главное и примечательное качество рыночных отношений, которое отличает их от директивных экономических отношений. Рыночная система обладает механизмом цен. Благодаря ему рынок практически не знает проблемы дефицита товаров. Директивная экономика лишена механизма цен, а потому не может мгновенно решить проблему дефицита. Эта проблема решается путем наращивания выпуска дефицитной продукции, поскольку когда-то наступает насыщение. Однако до момента этого насыщения при директивной экономике дефицит неизбежен. Устранить его можно лишь за счет очень большого быстродействия экономической системы.

   Конкурентная  борьба заставляет повышать качество предлагаемой продукции и услуг, расширяет ассортимент товаров  и услуг, способствует внедрению  достижений научно-технического прогресса, создает постоянно действующие  стимулы для повышения эффективности производства. Конкурентная борьба имеет не только положительную сторону, которую имеют в виду авторы, но и отрицательную, когда конкурента пытаются вывести из борьбы неблагими способами. Рыночная система, использующая конкуренцию как движущую силу, одновременно порождает явления, ее ослабляющие: сговор, монополии, в результате чего возникает возможность устанавливать монопольные цены и получать сверхприбыль. Здесь следует заметить, что движущей силой рынка является не конкуренция, а стремление к получению максимальной прибыли. Именно оно порождает сговоры, монополии.

   Директивная экономика как продукт созидательной  деятельности человека, требует знаний, больших усилий по корректности проектирования и реализации проекта. Чтобы обеспечить регулирование, она должна в своей структуре, как и положено, иметь сильные обратные связи. Ошибки возможны, их просто нужно устранять. Рыночную экономику ведь тоже приходится подправлять, к примеру антимонопольным законодательством.

«К рыночной экономике относят то, что она отсеивает слабых производителей, освобождается от отсталого производства»14. Но при грамотном проектировании и реализации  плановая экономика вполне способна обеспечить те же функции.

«Рыночный механизм безразличен к "побочным эффектам": ущербу, наносимому предпринимательством природе и человеку»15. Издержки и выгоды, связанные с производством или потреблением блага, не выпадающие на долю лиц, терпящих убытки от экологических загрязнений, носят название внешних эффектов . В настоящее время урегулирование взаимоотношений производства и экологии берет на себя государство, используя директивные отношения. Рынок, как правило, не финансирует фундаментальных научных исследований, поскольку никто не может дать гарантий результативности таких исследований и возможности их успешного применения в хозяйственной жизни. Рыночная система не обеспечивают общество общественными товарами и услугами, к чему относятся госуправление, национальная оборона, коммуникации.

   Рыночные  отношения исключают системный  подход.Хорошо известно, что материальный ущерб, наносимый народному хозяйству в случае аварии электроэнергетической системы, во много раз превышает стоимость недополученной энергии. Если, например, из-за аварии недополучили квтчасов на 100 рублей, то ущерб хозяйству будет нанесен во много раз больший, возможно даже на миллионы рублей :испортится продукция на холодильных комбинатах, выйдут из строя мартены, могут быть человеческие жертвы. При директивной экономике, в процессе системного подхода, все это учитывается, и в качестве основных к электроэнергетике предъявляются требования безаварийности и надежности электроснабжения, а прибыльность во вторую очередь.

   Говоря  о разной зависимости обратного  воздействия в директивном и  рыночном регулировании, З.К.Океанова отмечает: "Государственный регулятор слабо и с большим запозданием улавливает изменения потребительского спроса, слабо на него реагирует. Напротив, рынок быстро откликается на изменение спроса и предложения, уравнивает их" 16

   Сравнительная оценка рыночных и директивных экономических отношений, позволяет утверждать, что директивные экономические отношения потенциально способны обеспечить все те положительные функции, которые свойственны рыночным отношениям, исключая способность рынка незамедлительно устанавливать равновесие между спросом и предложением. В директивной экономике время установления равновесия зависит от быстродействия производства. При этом директивные экономические отношения потенциально обладают рядом серьезных преимуществ в сравнении с рыночными отношениями: социальной направленностью, отсутствием цикличности развития, системным подходом к проблемам. Экономическое развитие следует вести по линии внедрения директивных экономических отношений с элементами рынка в тех сферах, где особенно актуально соблюдать равновесие между спросом и предложением, например, в сфере распределения потребительских товаров. Целесообразно использовать их также кратковременно, на период, в течение которого производство осуществляет насыщение товарами. Наличие ценового механизма в экономической системе, с подавляющей директивной составляющей, в известной степени может послужить индикатором, определяющим вектор наиболее эффективного вложения капитала, как это делается при рыночной экономике. Директивные экономические отношения должны в основе своей иметь структуры с сильными обратными связями, что определит главные направления вложения инвестиций и позволит обеспечить нормальное развитие экономической системы. Непременным условием является выработка и использование стимулов к повышению производительности и качества труда для каждого рабочего места, а также создание разумной избыточности для оживления конкуренции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   При рассмотрении рыночной и плановой экономической  системы, я выявил как недостатки, так и достоинства каждой системы. Необходимо достичь баланс рыночных и директивных отношений. Эти экономические системы имеют богатый исторический опыт. Страны связаны между собой с помощью экономических отношений, поэтому процесс исторического развития рано или поздно ставит перед любой страной вопрос о необходимости изменения ее экономической системы, приспособления  к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических проблем. И время показало, что на данный момент ни одна из рассматриваемых систем не может существовать в чистом виде.

   Таким образом я пришел к выводу, что  современная экономическая система должна сочетать элементы плановой и рыночной систем. Государству следует делать то, что не может делать рынок. Важно, чтобы центральные органы не переходили определенных границ вмешательства, так как это может повлечь за собой  ослабление эффективности экономической системы. Центральные органы хозяйственного механизма должны взять на себя контроль стратегического развития экономики, совершать действия в области макроэкономики, а оперативное руководство микроэкономикой в основном должно быть возложено на коллективы предприятий. Надо стремиться к системе, которая создает наиболее благоприятные условия жизни населения и приемлемый уровень организации хозяйства.

Задачи курсового  проекта выполнены, цель достигнута. 
 
 
 
 

Список  литературы:

  1. Дудкин В. Индикативное планирование, и сущности в методологическо инструментарии//Российский экономический журнал. 2001. № 4.
  2. Абалкина Л.И.Советская экономика: новое качество экономического роста. / М.: Политиздат, 1988
  3. Аветисянц С.Л. Формирование командно-административной системы управления в СССР в 30-е годы 20в.(Ставрополь,Ставроп.гос.универ.2004
  4. Арутюнова Г.И. Государственное регулирование и рыночная экономика(М. МАДИ 2008
  5. Аширов Ф.Х., Алексеенко В.Б., Иванова Т.Б. Основы экономической теории и практики: Учеб. пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2005
  6. Булатова А.С.Экономика.М.:Юристъ, 2002
  7. Васильев А.В. Государство,право,рыночная экономика М.РАГС 2009
  8. Грязнова А.Г. Экономика.М. "Единство" 2001
  9. Кушлин В.И.Чичканова В.П. Современная рыночная экономика. Гос.регулирование экономических процессов(М.РАГС,2004
  10. Николаева И.П. Экономическая теория.М. "Проспект". 2001
  11. Океанова З.К. Экономическая теория. М. Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко". 2003
  12. Петров В.П. Комментарии к истмату.Избыточный продукт,стоимость,рыночная и плановая экономические системы. (Москва 2004 Тип НИИ Геодезис
  13. Ринчино Б.С. Взаимодействие плановых и рыночных методов регулирования в условиях функционирования хозяйственных систем Санкт-Петербург 2007
  14. Соколинский В.М. Экономическая теория Кнорус М.2008
  15. Фишер С. Дорнбуш Р. Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. М. 1995
  16. Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории / Моск. гос. институт междунар. Отношений; Киров АСА, 2005
  17. Щебарова Н. «Государственное регулирование: соотношение свободной торговли и протекционизма». / Мировая экономика и международные отношения. 2003
  18. Эльянов А. Государство и развитие. /Мировая экономика и международные отношения. 2003

Информация о работе Командно-административная и рыночная модели экономики:сравнительный анализ