Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 09:33, курсовая работа
Экономические системы отличаются друг от друга способами регулирования экономической деятельности на макро- и микроэкономическом уровнях.
Тема курсовой работы имеет большую актуальность, так как многие современные страны широко применяют рыночные и директивные способы управления экономикой.
Моя курсовая работа имеет ряд задач:
дать понятие 2-х экономических систем
показать необходимость совмещения плановых и рыночных методов регулирования экономикой
выявить недостатки и преимущества рассматриваемых систем
Работа состоит из введения, четырех глав, подразделяющихся в свою очередь на ряд подвопросов, заключения и списка использованной литературы.
Введение
Глава1 Рыночная система
1.1 Понятие рыночной экономики
1.2 Государственное регулирование рыночной экономики
Глава2 Командно-административная система
2.1 Понятие командно-административной экономики
2.2 Опыт планирования экономики в России и на Западе
2.3 Формирование плановой системы в СССР и причины её краха
Глава3 Плановые и рыночные методы регулирования народного хозяйства
Глава4 Сравнительная характеристика плановой и рыночной системы
Заключение
Список литературы
Чем сложнее экономика, тем больше аппарат государственных служащих. Система деятельности этого аппарата связана с рядом издержек:
2.1 Понятие командно-административной экономики
«Характерными
чертами административно-
Хозяйственный
механизм административно-командной
системы имеет ряд
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции.
Планомерность
– это согласованность
Плановая система провозглашает такую целевую функцию: экономика и производство ориентированы на удовлетворение общественных и личных потребностей. Производство в интересах повышения благосостояния и развития всего сообщества трудящихся и каждого его члена является основным провозглашаемым мотивом установления плановой системы ведения хозяйствования.
В странах
с административно-командной
В условиях командной экономики важнейшим рычагом влияния и на спрос и на предложение являются цены. При этом государство обладает монополией на установление цен на все виды продукции. в зависимости от разных обстоятельств, устанавливаемая государственная цена может отличаться от реальной цены на продукции, что может негативно сказаться на её производителях
«Материальное богатство и социальный статус человека зависят от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе. Это воспроизводит принципы феодального устройства общества и есть огромный шаг назад в магистральном движении человеческой цивилизации к свободе и автономности индивида»8.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Оплата труда в плановой экономике рассматривается как основная форма проявления закона распределения по труду, наряду с этим, она остаётся главным и единственным источником формирования доходов населения. Плановая экономика декларирует прямую зависимость величины заработной платы от сложности прилагаемого труда, в чём и заключается принцип дифференциации заработной платы. При этом уровень такой дифференциации остаётся в целом достаточно низким.
Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
Распределение
созданной продукции между
Нежизнеспособность директивной системы состоит в ее невосприимчивости к достижениям НТР и неспособности обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития. Эти факторы сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.
2.2 Опыт планирования экономики в России и на Западе
Опыт Запада
Долгое время считалось, что невмешательство государства в экономику есть непререкаемая истина. Классическая школа в своей теории исключала необходимость управления экономикой. Но теория Карла Маркса и советский опыт практически опровергли эти суждения. В свою очередь кейнсианская теория утверждала, что планирование возможно на основе государственной собственности. Дж.Гелбрейт пришел к выводу что более эффективным может быть «плановый капитализм», основывающийся на рыночных отношениях. Особенно эта система нужна в сфере международных валютно-экономических отношений.
«Можно выделить следующие типы планирования, существовавшие в ХХ веке:
Именно
Япония активно используют планирование
как средство ускорения экономического
роста. Здесь регулярно
В США
идея макроэкономического
Опыт России
У современной России отрицательный плановый опыт. Эта трактовка негласно поддерживается Правительством и гласно — журналистами.
В СССР было не все так плохо. Приведу некоторые положительные черты советской системы. Пятилетний план Госплан составлял по укрупнённым агрегатам в рублях (около 20 наименований). Пятилетний план Госснаба составлялся по укрупнённым продуктовым агрегатам (около 400 наименований). Центральные министерства конкретизировали выпуск продукции по общесоюзным предприятиям. СОПС согласовывал территориальную привязку предприятий, а Республики и регионы планировали конкретное количество продуктов своей промышленности и затраты на инфраструктуру. Был и Госкомцен, который не давал разгоняться инфляции. Были и Министерства образования, здравоохранения, культуры и по делам молодёжи, которые весьма неплохо справлялись со своими обязанностями.
Но от хозяйственного механизма,зависят результаты планирования. Хозяйственный механизм в СССР был несовершенным. Сковывая настоящую деловую инициативу, он позволял совершать хозяйственные «ошибки», интенсивность которых нарастала по мере увеличения числа предприятий и усложнения хозяйственных связей. Десятилетия провального «планирования» длились потому, что над несменяемым партийным руководством отсутствовал научный и государственный контроль.
Нет смысла детально перечислять опасности, подстерегающие нашу страну как сейчас, так и в обозримом будущем. Но с каждым годом становится всё яснее, что при существующем порядке вещей нам их не преодолеть. А существующим порядком вещей являются: инфляция, коррупция, научно-техническая отсталость, депопуляция славянской части населения, крайнее имущественное расслоение общества, неразвитость транспортной, информационной и рыночной инфраструктур, неэффективность многих программных мероприятий Правительства. С начала перестройки и до сих пор нет официальной отчётности о перечне различных программ, затратах на них и экономическом эффекте от их осуществления.
Правительства
снова возродилась в России, но
уже в демократическом обличьи.
После октябрьской революции 1917 года в России была объявлена идея перехода к коммунизму, и установления социализма, как первой ступени на этом пути. Такой переход предполагал глобальную перестройку всех сфер жизни общества в государстве, и образцом для неё была провозглашена политическая и экономическая идеология Карла Маркса, дополненная и расширенная обстоятельными трудами Владимира Ленина.
В то время, как на внутренних фронтах шло установление советской власти, большевистское руководство уже провозгласило политику военного коммунизма для осуществления резкого перехода к новой экономической системе хозяйства. Вскоре, когда эта политика показала свою полную неэффективность, была провозглашена Новая Экономическая Политика, которая, в частности, давала некоторую свободу негосударственным кооперативным формам собственности, временно разрешала частную торговлю и т. п., для немедленного выведения экономики нового государства из кризиса. Эти изменения противоречили воззрениям руководства коммунистической партии, которая как раз становилась единственной руководящей силой, в результате чего НЭП была свёрнута И. В. Сталиным.
Информация о работе Командно-административная и рыночная модели экономики:сравнительный анализ