Кейнсианская теория регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Джон Мейнард Кейнс – «отец-основатель» кейнсианской теории. В 1915 г. он завершает и впоследствии публикует свой «Трактат о вероятностях» — плод его увлечения математикой. Правда, философ Б. Рассел отозвался об этой работе Кейнса не без иронии: «Книга слишком трудна для того, чтобы ее слишком хвалить».
Свою первую экономическую монографию «Индийская валюта и финансы» Кейнс опубликовал в 1913 г. Он рекомендовал сохранить подчиненное положение валюты доминиона по отношению к английской, которая должна, по его мнению, твердо опираться на золотой стандарт. Здесь обозначился его интерес к теории денег, верность которой он сохранял всю жизнь. В 1919 году выходит книга

Оглавление

Вступление
1.Теории государственного регулирования экономики
2. Концептуальные основы кейнсианской теории государственного регулирования экономики
3. Проблемы государственного регулирования экономики Украины
Вывод
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

MINISTERSVO_OBRAZOVANIYa_I_NAUKI_UKRAINY (1).docx

— 59.89 Кб (Скачать)

    Следует отметить, что системы, целиком  основанной  на  невмешательстве государства, не существовало и в ХІХ веке и  до  него.  В  ХХ  в.  важнейшей составляющей успеха стран с развитой рыночной  экономикой,  и  развивающихся явилась регулирующая роль государства.

    Первый этап (1992-середина 1994 г.г.) развития экономика Украины, корда власть оставалась в  руках  номенклатуры,  а  началом  экономических  реформ явилась  следование  российской  либерализации  цен,  проявились  отказ   от научного обоснования рыночных  преобразований,  непонимание  фундаментальних функций   общественного   разделения   труда,    сложности    реформирования государственной собственности, замедление формирования переходной  экономики и отсутствие ее государственного регулирования преодолен. Но этот этап,  как уже было  отмечено,  привел  Украину  к  затяжному  экономическому  кризису, многократному снижению жизненного уровня населения,  дискрелитации  рыночных реформ.

    Со  второй  половины  1994  г.  переходная  экономика  Украины   начала приобретать   реальные   контуры.   В   основу   социально-    экономических преобразований был положен научный подход, изучение  общественных  тенденций развития переходной экономики  и  объективных  форм  их  реализации  в  СНГ, России,  Украине,  научная  разработка  стратегии  и  тактики  внутренней  и внешнеэкономической  политики  страны  в  целях  ускорения   демократических преобразований.

    Выполнение  экономических  функций  государством  требует  формирования механизмов  государственного  регулирования,  включая  цели   и   приоритеты развития, а так же экономических и  правовых  способов  их  достижения.  Для Украины главная цель государственного регулирования экономики в  современных условиях- обеспечение перехода от хаотичных  до  регулируемых  экономических процессов.  При  этом  новая  система   управления   требует   перехода   от регламентации,  мелкой  опеки  производственно-хозяйственной  и   финансовой деятельности юридических и  физических  лиц  к  регулированию  экономических процессов с помощью экономических и юридических рычагов.

    Эффективность  государственного регулирования  экономики в первую очередь связана с проблемой правовой  основы  функционирования  экономики,  так  как законодательная база в Украине  недостаточно  разработана.  Многие  принятые законы  не  отвечают  реалиям  сегодняшнего  дня.  Законотворческий  процесс тормозится  как  малоэффективной  работой   Верховной   Рады,   ее   крайней политизацией, противостоянием  Президенту  и  Правительству,  так  и  низким качеством вносимых в Верховную Раду законопроектов.

    Недостаточная  проработка  законов  сдерживает  процесс  реформирования экономики, развитие  предпринимательства,    инвестиционный    процесс, привлечение зарубежного капитала в экономику Украины. Поэтому  разработка  и принятие    экономических    законов    остается     острейшей     проблемой государственного регулирования.

    В условиях  перехода к рынку важную  роль  в  экономике  Украины  играет антимонопольное   законодательство    и    государственное    регулирование, добывающих  отраслей   топливно-энергетического   комплекса,   электросвязи, железнодорожного  транспорта,  жилищно-коммунального  хозяйства   и   других естественных монополий, в частности, сдерживание цен на их сырье,  продукцію и услуги.

    Требует всестороннего  государственного регулирования  проблем  передела собственности,    учитывая    криминальный     характер     реализации     и разгосударствления  государственной   собственности,   становление   частной

собственности и негосударственных  форм  присвоения,  социально-политическую атмосферу в обществе.

    Необходима  также  реорганизация  государственного  сектора   экономики Украины.

    Основные  рычаги   государственного   регулирования-   налогообложение, бюджет,  кредитно-денежная  политика  в  Украине  малоэффективны,  оказывают негативное влияние на экономику страны.

    Налоговый  пресс  ведет  к  вымыванию  оборотных  средств  предприятий, свертыванию производства  и  предпринимательской  деятельности,  банкротства предприятий, росту "теневого" бизнеса и т.д.

    Дефицитный бюджет- это недофинансирование в первую  очередь  социальной среды- здравоохранения, образования, культуры,  невыплате  заработной  платы работникам бюджетной сферы, отсутствие ресурсов для финансирования  программ государственного уровня.

    Жесткая монетарная  политика  проводимая  государством  и  Национальным Банком Украины,  направленная  на  ограничение  прироста  денежной  массы  и стабилизацию национальной валюты, с другой стороны поддерживает  на  высоком

уровне ставки центрального и банковского кредитов, что делает  неэффективные долгосрочные кредиты и инвестиции и тормозит экономическое развитие.

    Поэтому актуальным  для Украины  является  решение  проблем  адекватного налогообложения,   наполнение   бюджета,    эффективной    кредитно-денежной политики.

    Несовершенство  правовых актов, неблагоприятный  инвестиционный  климат, дефицит  ресурсов  делает  перераспределение  доходов  острейшей   проблемой государственного регулирования экономики Украины.

    Одним из основных  инструментов реализации долгосрочной  и  краткосрочной экономической политики государства является экономическое прогнозирование  и планирование. Но, так как в Украине была  ликвидирована  вертикальная  связь экономических служб, отсутствуют горизонтальные  связи  между  ними.  Важной проблемой становится создание общей системы  экономического  прогнозирования и планирования. Разработка прогноза должна осуществляться на основе  анализа динамики и фактического состояния внутреннего и внешнего  рынка,  социально-экономического   развития,   научных   исследований   и   их    практических результатов,  прогноза  их  практических   результатов,   прогноза   научно-технического прогресса, национальных стратегических программ.

    Составной частью  системы прогнозирования и  планирования  должно  стать бюджетное планирование,  которое  будет  определять  общие  централизованные финансовые  ресурсы,  источники  их  формирования   и   способы   применения экономических рычагов, а  также  является  главной  базой  для  формирования государственного бюджета, осуществления денежно-кредитной эмиссии  и  других экономических действий по единой методологии.

    В условиях  перехода экономики Украины к  рыночным отношениям и  огромное значение   приобретает   проблема   формирования   и   реализации   программ государственного уровня. Общее количество таких программ  в  Украине  сей час около  70,  однако  для  их  выполнения  не  создан   действенный   механизм финансирования  и  экономического   стимулирования,   отсутствуют   денежные средства для  их  реализации,  система  льгот  и  т.д.  Реализация  программ государственного уровня  должна  способствовать  преодолению  экономического кризиса в Украине  и  техническому  перевооружению  производства  на  основе новейших достижений науки и техники.

    А в заключении  следует отметить что взяв  экономический курс на рыночные отношения, Украина, как и другие постсоциалистические страны со  сложившейся централизованной экономической системой, пытаются в ходе  разгосударствления возродить с помощью государства (как ни парадоксально это звучит) тот  самый мощный, животворящий частный интерес, без  которого  не  может  быть  рынка.

Главная  проблема  при  этом -  не  убить   в   объятиях   государства   этот

животворящий интерес. Государственное регулирование экономики должно  стать, действенным  фактором  экономических  реформ,  направленных  на  переход   к рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы 

В связи с тем, что появление кейнсианской теории стало новым этапом в развитии маржиналистской экономической теории, следует обобщить основные нововведения, предложенные этой теорией.                       

 Кейнсианская  теория изменила задачу экономического  анализа. Если традиционно перед  экономистами ставился вопрос  оптимального распределения ограниченных  ресурсов, то Дж.М. Кейнс рассматривал  депрессивную экономику, где наблюдается  избыток ресурсов, то Дж.М. Кейнс  рассматривал депрессивную экономику, где наблюдается избыток ресурсов: высокий уровень безработицы, неполная  загрузка производственных мощностей, не превращающиеся в инвестиции сбережения, нераспроданные товары.                                                                                 

 Были представлены  новые аргументы в защиту тезиса  о неспособности капиталистической  системы к саморегуляции:                                      

Закон рынков Ж.Б. Сэя, согласно которому каждый продавец обязательно становится покупателем, согласно Кейнсу, действует только в бартерной экономике. В денежной экономике часть доходов сохраняется в виде сбережений, тем самым уменьшая объем совокупного спроса. В результате предложение может превысить спрос, что создает возможность кризиса.                                                                                      

Экономическое поведение людей не является рациональным в силу существующей неопределенности на рынке, возникающей из-за существования денежных показателей, отличающихся от реальных.                                                                                                          

 Была создана  теория, описывающая возможные механизмы  постоянного вмешательства государства  в экономику и обосновывающая  необходимость этого вмешательства.

 

 

 

Список использованных источников

1.     Кейнс Дж. М. Избранные произведения. М., 1993.

2.     Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента  и денег. /Пер. с англ.;

М., 1978.

3.     Костюк В.Н. История экономических учений. –  М.: Центр, 1997.

4.     Николаева  И. П. Экономическая теория. М.: Финстатинформ, 1997.

5.     Левочкин С.В. «Налоговая структура в Украине и пути её совершенствования» // Экономика Украины (журнал). - 1999 г. - № 8. - 96 с.

6.     Мельничук С.И. «Государственному бюджету - экономическое обоснование» // Финансы Украины (журнал). - 1999г. - № 11. - 156 с.

7.     Основы экономической теории / под ред. Мочерного С.В. - Тернополь, АО «Тарнекс», 1993 г. - 688 с.

8.    «Политэкономия»: учебник / под ред. Видятина В.И., Журавлёвой Г.П. - М., 1995г. - 328 с.

9.   Покидченко М.Г., Чаплыгина И.Г. История экономических учений: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА – М, 2008. – 271 с.

10.  Попов А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е изд. - СПб, 2006. - 544 с.

11.   Феликс Шамхалов «Государство и экономика, власть и бизнес», Экономика 1999г.

 

 


Информация о работе Кейнсианская теория регулирования экономики