Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:35, курсовая работа
Исследованию функции потребления посвящена третья книга Дж. Кейнса «Общая теории процента, занятости и денег». В этой книге подробно рассматриваются объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на общее количество средств, расходуемых обществом на потребление. Идеи, выдвинутые Кейнсом вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику.
Дело в том, что основные макроэкономические функции в теории Кейнса строятся не на основе оптимизирующего выбора индивидов. В этом принципиальное отличие его подхода. Кейнса интересовало фактическое поведение людей в реальном, меняющемся мире, который не оставляет возможностей для оптимизирующего поведения во всех сферах жизни. Стереотипы, конвенции и ожидания, а вовсе не оптимизационные расчеты определяют человеческие решения, которые поэтому не поддаются точному количественному анализу. Эти особенности методологии Кейнса проявляются во всех основных предложенных им макроэкономических функциях.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1 Функция потребления Дж. Кейнса и ее характерные особенности……..4
Глава 2 Практическая проверка функции потребления Дж. Кейнса……………..8
Глава 3 Объяснение факта относительной стабильности средней нормы потребления в долгосрочном периоде в «загадке С. Кузнеца»………………….11
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………………17
Получается, что функция потребления должна иметь вид C = Cyy, не соответствующий «основному психологическому закону» Дж.М. Кейнса.
Выводы,
сделанные С. Кузнецом, вызвали необходимость
пересмотра представлений о характере
поведения домашних хозяйств на потребительском
рынке. К настоящему времени существует
около десятка базовых концепций, в той
или иной степени объясняющих «феномен»
Кузнеца.
Глава
3: Объяснение факта
относительной стабильности
средней нормы потребления
в долгосрочном периоде
в «загадке С. Кузнеца»
Кейнсианская
функция потребления нашла
Теоретические недостатки
Вскоре кейнсианская функция потребления стала «давать сбои» и в эмпирических исследованиях, породив ряд загадок. Основной «загадкой Кузнеца» стали проведенные в 1950-е гг. эмпирические исследования, описанные мною во 2-й главе, о зависимости потребления от дохода на длительных периодах времени. Кузнец собрал данные за семь десятилетий (с 1870-х по 1930-е гг.); затем данные были усреднены на десятилетних интервалах и получены семь точек. Эти точки достаточно точно ложились на луч проходящий через начало координат и имеющий наклон 45°.
График
3 Функция потребления в
Оказалось,
что в долгосрочном периоде предельная
склонность к потреблению и средняя
склонность к потреблению равны
и средняя склонность к потреблению
есть величина постоянная. Это означает,
что предельная склонность потребления
в краткосрочном периоде и
предельная склонность потребления
в долгосрочном периоде (которая
равна средней норме
Этот
феномен получил в
Кроме
того, кейнсианская теория не могла
объяснить, почему значения коэффициентов
функции потребления
Объяснению «загадки Кузнеца» были посвящены дальнейшие исследования функции потребления. Их основу составил учет фактора времени. Наибольшего успеха добился американский экономист, будущий лауреат Нобелевской премии М.Фридман, разработавший концепцию постоянного (перманентного) дохода.
Милтон Фридман (31.07.1912 - 16.11.2006) — американский экономист.
В
1957 году в своей книге «Теория
функции потребления» Милтон Фридман
доказал, что концепция Дж. Кейнса,
увязывающая текущее
Фридман
предложил рассматривать
Фридман предположил, что домашние хозяйства полностью потребляют свой перманентный доход и полностью сберегают временный доход, чтобы потратить свои сбережения в тех периодах, когда текущий доход ниже перманентного. В результате, потребление является функцией не текущего, а перманентного дохода:
.
Например, если кто-то получил постоянную прибавку к заработной плате в размере 10000 единиц (постоянный доход), то его потребление вырастет примерно на такое же значение. Однако если кто-то выигрывает 10000 единиц, в лотерею (временный доход), то эти деньги не будут потрачены в течение этого же года. Дополнительное потребление, скорее всего, будет распределено на всю оставшуюся жизнь. Таким образом, потребители тратят свой постоянный доход, но предпочитают откладывать большую часть временного дохода.
Данная модель объясняет сразу все загадки, связанные с кейнсианской функцией потребления.
Временный доход не оказывает какого-либо значительного воздействия на потребление. Другими словами потребление слабо реагирует на временные изменения дохода. В основном потребление зависит от постоянного дохода.
Важнейший вывод, вытекающий из гипотезы перманентного дохода Фридмана, касается средней склонности к потреблению.
Разделим обе части уравнения на У и получим, что:
т. е. средняя склонность к потреблению зависит от отношения постоянного дохода к текущему. Таким образом, годы высокого дохода характеризуются низкой средней склонностью к потреблению, и наоборот. Следовательно, можно сказать, что Фридмену удалось разгадать «загадку» Кузнеца.
В долгом же периоде текущий
доход (усредненный за
Кроме того, гипотеза перманентного дохода позволяет объяснить, почему оценки коэффициентов кейнсианской функции полезности сильно отличаются для различных социальных групп населения. Напомним вид кейнсианской функции потребления:
C = Ca + Cy * y, где a>0, 0< Cy <1,
Для тех групп населения, временный доход которых относительно невелик по отношению к перманентному (например, у профессоров), мы ожидаем получить высокое значение коэффициента Cy и низкое значение коэффициента Ca, поскольку модель близка к истинной. Для тех же групп населения, текущих доход которых во многом является временным (т.е. случайным – например, у фермеров), мы ожидаем получить достаточно большое значение Ca и низкое значение Cy. Это связано с тем, что изменения текущего дохода лишь в небольшой мере происходят из-за изменений перманентного дохода, а следовательно, и потребление меняется незначительно. Сам же перманентный доход в большей мере передается через константу Ca.
Значение
теории Фридмана о постоянном доходе
трудно переоценить. Большая часть
последующих исследований совокупного
потребления подтверждает эту теорию.
В 1976 году Милтон Фридман был удостоен
Нобелевской премии «за достижения
в области анализа потребления,
истории денежного обращения
и разработки монетарной теории…».
Заключение
В отличие от представителей классической школы Дж. Кейнс пришел к выводу, что распределение дохода на потребление и сбережение зависит не от процентной ставки, а от предпочтений потребителя. Поведение потребителя характеризует основной психологический закон Кейнса, согласно которому потребители склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, как растет доход.
Впоследствии ученые пришли к выводу, что кейнсианская функция потребления приемлема только для краткосрочного периода. С. Кузнец пришел к выводу, что по мере роста дохода средняя склонность к потреблению оставалась постоянной. В современной макроэкономике это открытие носит название «загадки Кузнеца». Краткосрочное потребление вполне описывается кейнсианской функцией потребления.
Долгосрочная функция потребления имеет вид С = Су у, эмпирически подтверждённый С. Кузнецом. Т.е. средняя и предельные нормы потребления равны.
В
основе гипотезы перманентного дохода
М. Фридмана лежит положение о
том, что субъекты формируют свои
потребительские расходы в
Согласно
теории М. Фридмана, потребление пропорционально
постоянному (перманентному) доходу, а
средняя склонность к потреблению
зависит от отношения постоянного
дохода к текущему.
Список основной литературы:
Список дополнительной литературы:
Интернет-источники:
Информация о работе Кейнсианская модель потребления и ее модификации