Кейнсианская модель потребления и ее модификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:35, курсовая работа

Краткое описание

Исследованию функции потребления посвящена третья книга Дж. Кейнса «Общая теории процента, занятости и денег». В этой книге подробно рассматриваются объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на общее количество средств, расходуемых обществом на потребление. Идеи, выдвинутые Кейнсом вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику.

Дело в том, что основные макроэкономические функции в теории Кейнса строятся не на основе оптимизирующего выбора индивидов. В этом принципиальное отличие его подхода. Кейнса интересовало фактическое поведение людей в реальном, меняющемся мире, который не оставляет возможностей для оптимизирующего поведения во всех сферах жизни. Стереотипы, конвенции и ожидания, а вовсе не оптимизационные расчеты определяют человеческие решения, которые поэтому не поддаются точному количественному анализу. Эти особенности методологии Кейнса проявляются во всех основных предложенных им макроэкономических функциях.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1 Функция потребления Дж. Кейнса и ее характерные особенности……..4

Глава 2 Практическая проверка функции потребления Дж. Кейнса……………..8

Глава 3 Объяснение факта относительной стабильности средней нормы потребления в долгосрочном периоде в «загадке С. Кузнеца»………………….11

Заключение………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы………………………………………………17

Файлы: 1 файл

Автокопия !!!.asd.docx

— 147.75 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1 Функция потребления Дж. Кейнса и ее характерные особенности……..4

Глава 2 Практическая проверка функции потребления Дж. Кейнса……………..8

Глава 3 Объяснение факта относительной стабильности средней нормы потребления в долгосрочном периоде в «загадке С. Кузнеца»………………….11

Заключение………………………………………………………………………….16

Список использованной литературы………………………………………………17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение 

     Исследованию  функции потребления посвящена  третья книга Дж. Кейнса «Общая теории процента, занятости и денег». В  этой книге подробно рассматриваются  объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на общее  количество средств, расходуемых обществом  на потребление. Идеи, выдвинутые Кейнсом вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику.

     Дело  в том, что основные макроэкономические функции в теории Кейнса строятся не на основе оптимизирующего выбора индивидов. В этом принципиальное отличие  его подхода. Кейнса интересовало фактическое  поведение людей в реальном, меняющемся мире, который не оставляет возможностей для оптимизирующего поведения  во всех сферах жизни. Стереотипы, конвенции  и ожидания, а вовсе не оптимизационные  расчеты определяют человеческие решения, которые поэтому не поддаются  точному количественному анализу. Эти особенности методологии  Кейнса проявляются во всех основных предложенных им макроэкономических функциях.

     Актуальность  выбранной темы очевидна, советы и  рекомендации Кейнса уже нашли широкое применение на практике, в экономических программах, акциях экономической политики. Кейнсианские рецепты применялись в основном в Англии и США, также есть страны Запада, воспользовавшиеся ими.

     Цель  данной работы – изучить функцию  потребления Дж. Кейнса, выявить  недостатки данной модели и объяснить  их с позиции других исследователей. 
 
 
 

Глава 1: Функция потребления Дж. Кейнса и ее характерные особенности 

     Под потреблением в экономической науке  понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение  какого-то периода. Иными словами, потребление - это выражение общего потребительского или платежеспособного спроса.

     Функцией  потребления называют зависимость, характеризующую отношение реальных потребительских расходов к реальному  наличному доходу. В самом общем  виде – это взаимосвязь между  потребительскими расходами и доходами за вычетом налогов.

     Джон  Мейнард Кейнс — английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. Значительную часть своей знаменитой работы «Общая теория занятости процента и денег», опубликованной в 1936 году, Кейнс посвятил анализу факторов, определяющих динамику личного потребления.

     В своей концепции Дж. М. Кейнс исходил из гипотезы абсолютного дохода. Он обратил внимание на то, что субъекты формируют свое потребление в зависимости от полученного ими текущего дохода.

     В отличие от представителей классической школы Кейнс считал, что распределение  дохода на потребление и сбережение зависит не от процентной ставки, а  от предпочтений потребителя. Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, характеризующий поведение потребителей, склонных, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в какой растет их доход.

     Психологический фактор отражается в средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению.

     Средняя склонность к потреблению (АРС) – это выраженная в процентах доля любого общего дохода, которая идет на потребление:

     

     Средняя склонность к сбережению (APS) – это выраженная в процентах доля любого общего дохода, которая идет на сбережения: 

     

     Но  величина дохода меняется: растет или  сокращается. Реакцию потребителя  на изменение дохода выражают предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.

     Термин  «предельный» используется для обозначения  дополнительных, добавочных величин.

     Предельная  склонность к потреблению (Су или МРС) – доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода:

     

     где ∆С – прирост расходов на потребление; ∆Y – прирост располагаемого дохода.

     Предельная  склонность к сбережению (Sy или МРS) – доля прироста сбережений при любом изменении располагаемого дохода:

     

     где ∆S– прирост сбережений; ∆Y – прирост располагаемого дохода.

     Сумма предельной склонности к потреблению  и предельной склонности к сбережению для любого изменения дохода после  уплаты налогов всегда равна единице:

     Cy + Sy= 1. 

     Выделим предположения, на которых строится модель потребления Дж. Кейнса:

  1. Значение предельной склонности к потреблению, то есть доля потребления в каждой дополнительной единице дохода, находится между нулем и единицей.
  2. Отношение потребления к доходу, называемое средней склонностью к потреблению, уменьшается по мере роста дохода. Дж. Кейнс полагал, что сбережения – это роскошь, и поэтому богатые семьи сберегают большую часть своего дохода по сравнению с бедными.
  3. Доход является основным фактором, который определяет потребление, и полагал, что процентная ставка не играет значительной роли. Дж. Кейнс признавал, что процентные ставки могут оказывать влияние на потребление лишь в экономической теории. Ученый писал, что «главный вывод, который, как мне кажется, вытекает из предшествующего опыта, состоит в следующем: применительно к короткому периоду влияние процентных ставок на индивидуальное потребление при данном уровне дохода следует признать второстепенным и сравнительно небольшим».

     Отсюда  вытекают следующие основные положения  теории Дж. Кейнса:

     1. Потребление – функция от располагаемого дохода:

     C=C(YV),

     где YV– располагаемый доход, который равен Y– Т(доход за вычетом налогов).

     2. Предельная склонность к потреблению характеризует прирост потребительских расходов на единицу прироста располагаемого дохода:

     0 < Су < 1.

     3. По мере роста дохода доля дохода, направленная на потребление, уменьшается, поскольку богатые склонны больше сберегать, чем те, кто беден:

     

     На  основании этих трех положений, функция  потребления Дж. Кейнса записывается следующим образом:

     C = Ca + Cy * y

     где 0 < Са < 1 

     

     График 1. График функции потребления 

     График  функции потребления представляет собой прямую линию, имеющую положительный  наклон (график 1). Тангенс угла ее наклона  к горизонтальной оси равен предельной склонности к потреблению Су (tg ά). Расстояние между началом координат и точкой пересечения графика с вертикальной осью равно величине автономного потребления Ca .

     Средняя склонность к потреблению равна тангенсу угла наклона отрезка, соединяющего начало координат с точкой на графике потребительской функции (tg β ).

     График 1 свидетельствует о том, что при  линейной функции потребления предельная склонность к потреблению постоянна, так же, как и автономное потребление.  
 
 

Глава 2: Практическая проверка функции потребления Дж. Кейнса 

     Вскоре  после того, как Кейнс предложил  свою интерпретацию функции потребления, экономисты начали собирать и анализировать  данные для проверки его предположений. Ранние исследования показали, что  функция потребления Кейнса достаточно точно описывает закономерности поведения потребителей.

     В некоторых из этих исследований ученые анализировали бюджеты семей  и собирали данные о потреблении  и доходе. Они обнаружили, что  семьи с более высоким доходом  потребляют больше, а это означает, что предельная склонность к потреблению  больше нуля. Кроме того, выяснилось, что семьи с более высоким  уровнем дохода имеют больше сбережений, что свидетельствует о том, что  предельная склонность к потреблению  меньше единицы. Эти данные подтверждали гипотезу Кейнса о том, что значение предельной склонности к потреблению  находится между нулем и единицей. Кроме того, было установлено, что  семьи с более высоким уровнем  дохода откладывали в сбережения большую часть своего дохода, что  подтверждало догадку Кейнса о сокращении средней склонности к потреблению  по мере роста дохода.

     В других исследованиях ученые анализировали  показатели потребления и дохода в период между двумя мировыми войнами. Эти данные также подтверждали правильность выведенной функции потребления. В годы, когда доходы первоначально  были низкими, как, например, во время  Великой депрессии, низкими были и потребление, и сбережения, т.е. значение предельной склонности к потреблению  находилось между нулем и единицей. Кроме того, в эти годы низких доходов отношение объема потребления  к доходу было высоким, что подтверждало вторую догадку Кейнса. Наконец, поскольку  связь между доходом и потреблением была столь прочной, никакая другая переменная не имела существенного  значения для определения потребления.

     Таким образом, полученные данные также подтвердили  третье предположение Кейнса о том, что размер потребления, прежде всего, определяется размером дохода.

     Практическая  проверка показала, что функция хорошо аппроксимирует статистические данные о доходах и потреблении домашних хозяйств в коротком (2 - 4 года) периоде.

     Такие данные представлены на графике  2. Он показывает зависимость между объемом  потребительских расходов домашних хозяйств и величиной их располагаемого дохода в России в 1995 - 2001 гг.  

     
 

     График 2: Функция потребления домашних хозяйств в России в 1995-2000гг.

     В то же время расчеты по фактическим  данным, проводившиеся за более продолжительные  промежутки времени, не показывают снижения средней нормы потребления. Одним  из первых на это обратил внимание С. Кузнец. Он в 1946 году опубликовал результаты исследований по экономической динамике в США за период 1869 по 1930 г. (таблица 1),оказалось, что фактические данные о динамике дохода и потребления не соответствуют постулатам кейнсианской модели.

     Таблица 1: Результаты исследований С.Кузнеца 

         Годы      1869-1898      1884-1913      1904-1930
         C/y      0,867      0,867      0,879
 

     Анализ, проведенный Кузнецом, показал, что  функция достаточно достоверно описывает поведение домашних хозяйств в коротком периоде (до 4-х лет).

     Но  при переходе к более длительным временным промежуткам (10 и 30 лет) тезис Кейнса о постоянстве предельной склонности к потреблению и убывании величины средней нормы потребления статистически не подтверждался.

     В действительности средняя норма  потребления фактически не только не убывала, но, при общей тенденции к постоянству, даже немного возросла (со значения 0,867 в 1869-1898 гг. до 0,879 в 1904-1933 гг.). Заметим, что и в наши дни величина средней нормы потребления незначительно колеблется около некой константы (для США, например, - 0,92).

Информация о работе Кейнсианская модель потребления и ее модификации