Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:35, курсовая работа
Исследованию функции потребления посвящена третья книга Дж. Кейнса «Общая теории процента, занятости и денег». В этой книге подробно рассматриваются объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на общее количество средств, расходуемых обществом на потребление. Идеи, выдвинутые Кейнсом вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику.
Дело в том, что основные макроэкономические функции в теории Кейнса строятся не на основе оптимизирующего выбора индивидов. В этом принципиальное отличие его подхода. Кейнса интересовало фактическое поведение людей в реальном, меняющемся мире, который не оставляет возможностей для оптимизирующего поведения во всех сферах жизни. Стереотипы, конвенции и ожидания, а вовсе не оптимизационные расчеты определяют человеческие решения, которые поэтому не поддаются точному количественному анализу. Эти особенности методологии Кейнса проявляются во всех основных предложенных им макроэкономических функциях.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1 Функция потребления Дж. Кейнса и ее характерные особенности……..4
Глава 2 Практическая проверка функции потребления Дж. Кейнса……………..8
Глава 3 Объяснение факта относительной стабильности средней нормы потребления в долгосрочном периоде в «загадке С. Кузнеца»………………….11
Заключение………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………………………………………………17
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Функция потребления Дж. Кейнса и ее характерные особенности……..4
Глава 2 Практическая проверка функции потребления Дж. Кейнса……………..8
Глава 3 Объяснение факта относительной стабильности средней нормы потребления в долгосрочном периоде в «загадке С. Кузнеца»………………….11
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………………17
Введение
Исследованию функции потребления посвящена третья книга Дж. Кейнса «Общая теории процента, занятости и денег». В этой книге подробно рассматриваются объективные и субъективные факторы, оказывающие влияние на общее количество средств, расходуемых обществом на потребление. Идеи, выдвинутые Кейнсом вызвали переворот в классических воззрениях на рыночную экономику.
Дело
в том, что основные макроэкономические
функции в теории Кейнса строятся
не на основе оптимизирующего выбора
индивидов. В этом принципиальное отличие
его подхода. Кейнса интересовало фактическое
поведение людей в реальном, меняющемся
мире, который не оставляет возможностей
для оптимизирующего поведения
во всех сферах жизни. Стереотипы, конвенции
и ожидания, а вовсе не оптимизационные
расчеты определяют человеческие решения,
которые поэтому не поддаются
точному количественному
Актуальность выбранной темы очевидна, советы и рекомендации Кейнса уже нашли широкое применение на практике, в экономических программах, акциях экономической политики. Кейнсианские рецепты применялись в основном в Англии и США, также есть страны Запада, воспользовавшиеся ими.
Цель
данной работы – изучить функцию
потребления Дж. Кейнса, выявить
недостатки данной модели и объяснить
их с позиции других исследователей.
Глава 1:
Функция потребления
Дж. Кейнса и ее характерные
особенности
Под потреблением в экономической науке понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода. Иными словами, потребление - это выражение общего потребительского или платежеспособного спроса.
Функцией
потребления называют зависимость,
характеризующую отношение
Джон Мейнард Кейнс — английский экономист, основатель кейнсианского направления в экономической теории. Значительную часть своей знаменитой работы «Общая теория занятости процента и денег», опубликованной в 1936 году, Кейнс посвятил анализу факторов, определяющих динамику личного потребления.
В своей концепции Дж. М. Кейнс исходил из гипотезы абсолютного дохода. Он обратил внимание на то, что субъекты формируют свое потребление в зависимости от полученного ими текущего дохода.
В отличие от представителей классической школы Кейнс считал, что распределение дохода на потребление и сбережение зависит не от процентной ставки, а от предпочтений потребителя. Кейнс сформулировал так называемый основной психологический закон, характеризующий поведение потребителей, склонных, как правило, увеличивать свое потребление с ростом доходов, но не в той мере, в какой растет их доход.
Психологический фактор отражается в средней склонности к потреблению и средней склонности к сбережению.
Средняя склонность к потреблению (АРС) – это выраженная в процентах доля любого общего дохода, которая идет на потребление:
Средняя склонность к сбережению (APS) – это выраженная в процентах доля любого общего дохода, которая идет на сбережения:
Но величина дохода меняется: растет или сокращается. Реакцию потребителя на изменение дохода выражают предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению.
Термин «предельный» используется для обозначения дополнительных, добавочных величин.
Предельная склонность к потреблению (Су или МРС) – доля прироста расходов на потребление при любом изменении располагаемого дохода:
где ∆С – прирост расходов на потребление; ∆Y – прирост располагаемого дохода.
Предельная склонность к сбережению (Sy или МРS) – доля прироста сбережений при любом изменении располагаемого дохода:
где ∆S– прирост сбережений; ∆Y – прирост располагаемого дохода.
Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению для любого изменения дохода после уплаты налогов всегда равна единице:
Cy + Sy= 1.
Выделим предположения, на которых строится модель потребления Дж. Кейнса:
Отсюда вытекают следующие основные положения теории Дж. Кейнса:
1. Потребление – функция от располагаемого дохода:
C=C(YV),
где YV– располагаемый доход, который равен Y– Т(доход за вычетом налогов).
2. Предельная склонность к потреблению характеризует прирост потребительских расходов на единицу прироста располагаемого дохода:
0 < Су < 1.
3. По мере роста дохода доля дохода, направленная на потребление, уменьшается, поскольку богатые склонны больше сберегать, чем те, кто беден:
На основании этих трех положений, функция потребления Дж. Кейнса записывается следующим образом:
C = Ca + Cy * y
где
0 < Са < 1
График 1. График функции потребления
График
функции потребления
Средняя склонность к потреблению равна тангенсу угла наклона отрезка, соединяющего начало координат с точкой на графике потребительской функции (tg β ).
График
1 свидетельствует о том, что при
линейной функции потребления предельная
склонность к потреблению постоянна,
так же, как и автономное потребление.
Глава
2: Практическая проверка
функции потребления
Дж. Кейнса
Вскоре
после того, как Кейнс предложил
свою интерпретацию функции
В
некоторых из этих исследований ученые
анализировали бюджеты семей
и собирали данные о потреблении
и доходе. Они обнаружили, что
семьи с более высоким доходом
потребляют больше, а это означает,
что предельная склонность к потреблению
больше нуля. Кроме того, выяснилось,
что семьи с более высоким
уровнем дохода имеют больше сбережений,
что свидетельствует о том, что
предельная склонность к потреблению
меньше единицы. Эти данные подтверждали
гипотезу Кейнса о том, что значение
предельной склонности к потреблению
находится между нулем и
В
других исследованиях ученые анализировали
показатели потребления и дохода
в период между двумя мировыми
войнами. Эти данные также подтверждали
правильность выведенной функции потребления.
В годы, когда доходы первоначально
были низкими, как, например, во время
Великой депрессии, низкими были
и потребление, и сбережения, т.е.
значение предельной склонности к потреблению
находилось между нулем и единицей.
Кроме того, в эти годы низких
доходов отношение объема потребления
к доходу было высоким, что подтверждало
вторую догадку Кейнса. Наконец, поскольку
связь между доходом и
Таким образом, полученные данные также подтвердили третье предположение Кейнса о том, что размер потребления, прежде всего, определяется размером дохода.
Практическая
проверка показала, что функция хорошо
аппроксимирует статистические данные
о доходах и потреблении
Такие
данные представлены на графике 2. Он
показывает зависимость между объемом
потребительских расходов домашних
хозяйств и величиной их располагаемого
дохода в России в 1995 - 2001 гг.
График 2: Функция потребления домашних хозяйств в России в 1995-2000гг.
В то же время расчеты по фактическим данным, проводившиеся за более продолжительные промежутки времени, не показывают снижения средней нормы потребления. Одним из первых на это обратил внимание С. Кузнец. Он в 1946 году опубликовал результаты исследований по экономической динамике в США за период 1869 по 1930 г. (таблица 1),оказалось, что фактические данные о динамике дохода и потребления не соответствуют постулатам кейнсианской модели.
Таблица 1: Результаты исследований С.Кузнеца
|
Анализ, проведенный Кузнецом, показал, что функция достаточно достоверно описывает поведение домашних хозяйств в коротком периоде (до 4-х лет).
Но при переходе к более длительным временным промежуткам (10 и 30 лет) тезис Кейнса о постоянстве предельной склонности к потреблению и убывании величины средней нормы потребления статистически не подтверждался.
В действительности средняя норма потребления фактически не только не убывала, но, при общей тенденции к постоянству, даже немного возросла (со значения 0,867 в 1869-1898 гг. до 0,879 в 1904-1933 гг.). Заметим, что и в наши дни величина средней нормы потребления незначительно колеблется около некой константы (для США, например, - 0,92).
Информация о работе Кейнсианская модель потребления и ее модификации