Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 21:15, реферат
Качество жизни становится всё более значимой категорией при оценке развитости стран. Исследованием качества жизни занимается ООН – Организация Объединенных Наций, созданная 24 октября 1945 года для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. Каждый год ООН публикует доклад о развитии человека.
Введение
1 Понятие качества жизни
2 ООН: Рейтинг качества жизни в странах мира
3 Основные мероприятия повышения уровня жизни населения
Заключение
Список используемой литературы
В новом докладе ООН о развитии человека на 2009 год традиционно содержится информация об Индексе развития человека, который ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития ООН (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и различных международных организаций. Индекс измеряет достижения страны с точки зрения продолжительности жизни, получения образования и фактического дохода, по трем основным направлениям:
1. Здоровье и долголетие, измеряемые показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
2. Доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием.
3. Достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).
Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее арифметическое которых представляет собой совокупный показатель HDI (Human Development Index, индекс развития человеческого потенциала) в диапазоне от 0 до 1. Затем страны ранжируются на основе этого показателя, и первое место в рейтинге соответствует наивысшему значению HDI.
Все страны классифицируются четырьмя способами: по уровню развития человеческого потенциала, по доходу, по основным общемировым совокупным показателям и по регионам. Индекс развития человеческого потенциала — суммарный показатель уровня развития человека в стране (так называемого «качества жизни»).
При определении рейтинга учитываются множество факторов, а именно:
1) продолжительность предстоящей жизни;
2) размеры и состав домашних хозяйств;
3) уровень профессионального образования;
4) занятия;
5) положение в занятии;
6) социально-экономические группы;
7) состав и динамика населения;
8) населенные пункты, жилье и географическое распределение населения;
9) домашние хозяйства и семьи, брачное состояние, фертильность;
10) здоровье населения;
11) медицинское обслуживание и ресурсы;
12) питание;
13) уровень образования и неграмотности;
14) педагогические кадры и расходы;
15) участие в труде и экономически неактивное население;
16) занятость и безработица;
17) вознаграждение за труд работающих по найму;
18) условия труда и подготовка кадров;
19) социально-экономические группы и социальная мобильность;
20) доходы, потребление и благосостояние;
21) уровень, рост и структура доходов домашнего хозяйства;
22) уровень, рост и структура потребления;
23) распределения доходов и потребления;
24) социальное обеспечение и социальная помощь;
25) досуг и культура, коммуникации;
26) общественный порядок и безопасность.
Отчеты с данными ООН о развитии человека, как правило, запаздывают на два года. В текущем докладе на 2009 год представлены данные по Индексу, рассчитанные по итогам 2007 года. В этом году Индекс охватывает 180 стран-участниц ООН, а также Гонконг (Китай) и Палестинские территории (Израиль). В рейтинг были включены еще три страны: Андорра и Лихтенштейн (обе впервые), и Афганистан (впервые с 1996 года). Из-за отсутствия достоверных статистических данных рейтинг не описывает 14 стран, в том числе Ирак и Сомали. Как правило, такие страны не желают или не могут предоставить статистику (рисунок 1).
Важно отметить, что значения HDI, основанные на данных 2007 года, не отражают результатов глобального экономического кризиса, который, как ожидается, окажет значительное воздействие на достижения в человеческом развитии многих стран мира. В период 2006-2007 годов значения Индекса упали в четырех странах — во всех случаях в результате снижения ВВП на душу населения — и выросли в 174 странах. В это же время произошло намного больше изменений в рейтинге стран. В 2007 году по сравнению с 2006 годом 50 стран опустились на одно или несколько мест в рейтинге за эти два года, и столько же стран поднялось выше.
Возглавляет рейтинг качества жизни Норвегия, которая занимала первое место с 2001 по 2006 год, затем уступила его Исландии, а сейчас вернулась на вершину списка после двухлетнего перерыва. Королевство Норвегия — государство в Северной Европе, в западной части Скандинавского полуострова, граничит на востоке со Швецией, Финляндией и Россией. Форма правления — конституционная монархия, форма государственного устройства — унитарная. Столица Норвегии — Осло. Уровень продолжительности жизни в этом государстве один из самых высоких в мире — 80,5 лет, а ВВП на душу населения — $ 72,305 в год. Норвегия — наименее населенная из стран Европы — всего в стране проживают около 4 млн. 800 тыс. человек. Бедных здесь практически нет, а так называемые «классовые» различия выражены очень слабо. В значительной степени благосостояние зависит от нефтедобывающей и газодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, так как Норвегия — один из крупнейших в мире и крупнейший в Западной Европе производитель и экспортер нефти и газа. В стране традиционно низкая инфляция и безработица по сравнению с остальной Европой, но, в то же время — это одна из самых дорогих стран мира.
В пятерку лидеров рейтинга — стран с очень высоким уровнем развития — также вошли Австралия (2 место), Исландия (3), Канада (4) и Ирландия (5). На шестом месте Нидерланды, а на седьмом — Швеция. Франция и Швейцария оказались на 8 и 9 месте, Япония — на 10. Соединенные Штаты не входят в десятку государств с самым высоким Индексом развития человеческого потенциала. Они занимают 13 место.
Беларусь и Россия вошли в группу стран с высоким уровнем человеческого развития. Они заняли 68 и 71 место соответственно. Индекс развития человеческого потенциала России равен 0,817 (индекс больше 0,8 принято назвать «высоким развитием», индекс меньше 0,5 — «низким развитием»). Средняя ожидаемая продолжительность жизни в России составляет 66,2 года, ВВП на душу населения — $ 14,690 в год. Россия
занимает место после Албании и перед Македонией и находится почти в самом конце списка высокоразвитых, по оценке ООН, государств; после нее в данном списке только 12 стран. Стоит отметить, что Россия, тем не менее, опережает в рейтинге своих соседей по БРИК. Среди крупнейших стран с быстрорастущей экономикой Бразилия занимает в рейтинге 75 место, Китай — 92, а Индия — 134.
В перечень развитых государств входят и все страны Балтии — Эстония занимает 40 место, Литва — 46, Латвия — 48. На предпоследнем месте списка стран с высоким уровнем развития находится Казахстан (82 место). Все другие государства бывшего СССР включены группу стран со средним уровнем развития: Армения занимает 84 место, Украина — 85, Азербайджан — 86, Грузия — 89, Туркменистан — 109, Молдова — 117 (самый низкий показатель в Европе), Узбекистан — 119, Кыргызстан — 120 и Таджикистан — 127.
Замыкают список из 182 государств Нигер (последнее, 182 место), Афганистан (181), Сьерра-Леоне (180), Центрально-Африканская Республика (179) и Мали (178) — страны с самым низким уровнем развития человеческого потенциала. В этих государствах чрезвычайно низкая продолжительность жизни — от 40 до 50 лет, крайне неблагоприятная социально-экономическая среда, низкая грамотность населения — умеют читать и писать не более 30% всех жителей, а ВВП на душу населения — менее $ 1 тыс. на человека.
В группе с самым низким уровнем развития находятся 24 страны (почти все эти государства — страны Африки южнее Сахары, кроме Афганистана и Восточного Тимора). В списке стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала — 38 стран, с высоким уровнем развития — 45 стран. 75 государств мира находятся в списке со средним уровнем развития. Совокупный рейтинг показывает, что индекс развития человека в большинстве стран за последние 20 лет заметно повысился.
3. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ.
Качество жизни населения является одной из важнейших социально-экономических категорий и происходящие кризисные явления в экономике требуют разработки стратегический направлений его улучшения.
Качество жизни – это степень развития и полнота удовлетворения всего
комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей.
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года, главными направлениями работы в социальной сфере в период с 2006 по 2010 год будут:
- решение демографических проблем на основе повышения рождаемости и сокращения смертности;
- реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в целях повышения доступности и качества медицинской помощи;
- поддержка старшего поколения на основе повышения уровня пенсионного обеспечения и эффективности предоставляемой социальной помощи.
- повышение эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания граждан;
Первая цель – улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2007-2009 годы в достижении вышеуказанной цели являлись:
- содействие созданию благоприятных условий для повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми;
- укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Для создания благоприятных условий повышения рождаемости, улучшения положения семей с детьми:
- увеличены размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
- предоставили материнский (семейный) капитал в размере 250 тыс. рублей (с последующей индексацией этой суммы с учетом инфляции) женщинам при рождении второго ребенка или третьего и последующих детей при наличии с 1 января 2007 года двоих и более детей.
- ввели меры материальной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот.
На снижение смертности от предотвратимых причин и профилактику наиболее распространенных заболеваний направлены мероприятия приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
В рамках данного направления расширили приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения и приступили в 2008 году к реализации мероприятий по:
- совершенствованию организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- совершенствованию организации медицинской помощи при острых отравлениях;
Реализация указанных мероприятий позволила в 2 раза снизить летальность от дорожно-транспортных происшествий и острых отравлений, сократить смертность от сосудистых заболеваний до 280 случаев на 100 тысяч населения.
Для решения задачи предупреждения семейного неблагополучия и профилактики социального сиротства были созданы следующие мероприятия:
- профилактика социального сиротства, развитие технологий раннего выявления и учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
Вторая цель – повышение благосостояния населения, снижение бедности и неравенства по денежным доходам населения. .
Достижение данной цели в полном объеме возможно только при устойчивом экономическом росте, снижении темпов инфляции, проведении сбалансированной налоговой политики.
Главными тактическими задачами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в достижении вышеуказанной цели являются:
- содействие росту заработной платы;
- развитие системы государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, содействие усилению адресности социальной помощи, оказываемой субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В 2007 году провели индексацию заработной платы работников бюджетной сферы в размерах, обеспечивающих выполнение задачи, поставленной Президентом Российской Федерации о повышении к 2008 году (по сравнению с 2005 годом) реальных доходов этих работников не менее чем в 1,5 раза. Индексация размеров оплаты труда работников бюджетной сферы в 2008-2009 годах обеспечила рост реальной заработной платы не ниже, чем в целом по стране и стабилизацию соотношения между размерами оплаты труда бюджетников и по экономике в целом на уровне, достигнутом в 2007 году.
Третья цель – повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, особенно для малоимущих групп населения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
В рамках реализации указанной цели предусматривается решить следующие тактические задачи:
- повышение эффективности функционирования системы здравоохранения;