Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:54, реферат
Качество трудовой жизни - это интегральное понятие, всесторонне характеризующее уровень и степень благосостояния, социального и духовного развития человека.
Выявлены
общемировые и российские
Межстрановой анализ подтвердил, что в зарубежных странах и в России законодательство о труде играет определяющую роль в системе регулирования социально-трудовых отношений, и является основой формирования и развития качества трудовой жизни. Коллективно-договорными формами взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений в формировании и развитии качества трудовой жизни работников организации, как в России, так и за рубежом, являются: трудовое законодательство государства, разработанное с учетом международных норм трудового права; система коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, предполагающая заключение коллективных договоров и соглашений: а) различного уровня (общенациональных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых), районных, местных, производственных (на уровне организации)); б) различного типа (типовых (в отношении одного или смежных элементов трудовой жизни работников, например, оплаты труда) и общих (затрагивающих целых комплекс условий труда)); в) различного числа участников (двусторонние, трехсторонние, многосторонние); система индивидуально-договорного регулирования социально-трудовых отношений между работником и работодателем (индивидуальный трудовой договор); комиссии, совещания, конференции, проводимые совместно объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и государством; развитие новых видов объединений работников: производственные советы, экономические советы, комитеты по безопасности труда, группы развития, кружки качества и т.п.; участие работников в собственности, в прибыли, в управлении организации.
На основе
исследования коллективно-договорного
регулирования социально-
Выделены межстрановые особенности индивидуально-договорного регулирования взаимоотношений в сфере формирования и развития качества трудовой жизни: в Германии работодателю предоставлено дискреционное право, то есть право по своему усмотрению в трудовом договоре устанавливать обязанности работника, поскольку при заключении трудового договора невозможно прийти к согласию между сторонами по всем вопросам; в Великобритании работодатель по трудовому договору выплачивает работнику заработную плату или иное вознаграждение, вправе осуществлять контроль не только за тем, какую работу выполняет работник, но и за тем, как он это делает, вправе уволить работника; в России развитие слабая инфраструктура, не полностью отлаженные механизмы переквалификации и перераспределения рабочей силы, позволяющие работнику в любое время войти в систему трудовых отношений сдерживают развитие качества индивидуальных договоров.
На основе
исследования и сравнения зарубежного
и российского опыта, выявлено, что
основными факторами, сдерживающими
развитие коллективно-договорного
регулирования трудовых отношений
в России, являются: отсутствие инициативы
со стороны субъектов социально-
4.
Система социальных
индикаторов качества
трудовой жизни
Человек
в рыночной экономике выступает,
с одной стороны, как потребитель
экономических благ, с другой –
как обладатель способностей, знаний
и навыков. Участие человека в
экономической деятельности характеризуется
его потребностями и
В научный оборот понятие трудовой (рабочей) жизни было введено в 60-х годах американским ученым Л.Дэвисом. Оно подразумевает взаимоотношения между персоналом предприятий и его производственным окружением, охватывающие контакты с материально-вещественными факторами производства (средствами, предметами, условиями труда) и социальной средой (коллегами, руководством и др.). Эти взаимоотношения формируют качество трудовой жизни, являющееся предметом нашего исследования, которое актуализирует вопросы сопряженности объективных условий труда и субъективных ожиданий работников.
Исследования
трудовой жизни направлены на анализ
трудовой мотивации, то есть побуждений
к труду для удовлетворения потребностей,
осознанных персоналом как его интересы.
Изучению подлежат внутренние (мотивы
труда) и внешние (стимулы к труду)
побудители активности. Под трудовыми
стимулами подразумевается
Приоритетное внимание к человеку в обществе предполагает, естественно, усиление внимания к условиям его жизни и деятельности. Поэтому особое место в нашем исследовании отведено разработке критериев, которые характеризуют рабочее место. Они будут определять комфортность условий труда в конкретной организации, а дискомфортность заставит искать более достойное место работы. Вместе с тем представлен комплекс показателей по таким важным параметрам как трудовой коллектив, оплата труда, руководство организацией, служебная карьера. Трудовой коллектив характеризует социальную группу, в которой находится работник и принадлежность к которой будет составлять или предмет его гордости в лучшем варианте, или источник социального неудовлетворения в худшем случае. Оплата труда является важнейшим мотивационным стимулом к труду. Руководство предприятия образует целую группу социально-психологических показателей, влияющих на эффективность труда работника. Служебная карьера определяет служебный путь человека, его возможность самомотивации и самовыражения и влияет на качество трудовой жизни.
Для определения степени развитости качества трудовой жизни в организации в июле 2007 года нами было проведено социологическое исследование в ЗАО «ЭВэК».
Была
применена квотная выборка
Полученная в результате опроса информация позволила подсчитать степень удовлетворенности по каждому выделенному нами критерию качества трудовой жизни исходя из шкалы измерения от 1 (полностью неудовлетворен) до 5 (полностью удовлетворен).
Критерий
«трудовой коллектив», определяемый
такими социальными индикаторами как
хороший психологический
Критерий «оплата труда», определяемый такими социальными индикаторами как хорошая заработная плата, возможности дополнительной оплаты, ощущение справедливости в оплате труда, ощущение экономического благосостояния, отмечен положительными ответами у 56% респондентов. Графическое изображение оценки степени удовлетворенности оплатой труда исходя из следующей шкалы: 5 – полностью удовлетворен (24%); 4 – скорее удовлетворен, чем неудовлетворен (32%); 3 – затрудняюсь ответить (36%); 2 – скорее неудовлетворен (4%); 1 – полностью неудовлетворен(4%),
Критерий «служебная карьера», определяемый такими социальными индикаторами как планирование служебной карьеры, руководство способствует карьере, сочетание личных целей и целей организации, объективная аттестация кадров, желание долговременной работы, возможность роста (отсутствие апатии и застоя), отмечен положительными ответами 60% респондентов. Графическое изображение оценки степени удовлетворенности служебной карьерой исходя из следующей шкалы: 5 – полностью удовлетворен (20%); 4 – скорее удовлетворен, чем неудовлетворен (40%); 3 – затрудняюсь ответить (28%); 2 – скорее неудовлетворен (12%); 1 – полностью неудовлетворен (0),
Критерий «руководство организацией», определяемый такими социальными индикаторами как доверие к руководителям, хорошие отношения с начальником, соблюдение прав личности сотрудника, стабильная кадровая политика, уважение подчиненных, преданность организации, отмечен положительными ответами 52% респондентов. Графическое изображение оценки степени удовлетворенности руководством организации исходя из следующей шкалы: 5 – полностью удовлетворен (20%); 4 – скорее удовлетворен, чем неудовлетворен (32%); 3 – затрудняюсь ответить (48%); 2 – скорее неудовлетворен (0); 1 – полностью неудовлетворен (0), продемострировано на следующей диаграмме.
Критерий «рабочее место», определяемый такими социальными индикаторами как территориальная близость к дому, хороший офис и мебель, современная оргтехника, уровень организации рабочего места, уровень нормирования труда, ощущение личной безопасности, отмечен положительными ответами 40% респондентов. Графическое изображение оценки степени удовлетворенности рабочим местом исходя из следующей шкалы: 5 – полностью удовлетворен (20%); 4 – скорее удовлетворен, чем неудовлетворен (20%); 3 – затрудняюсь ответить (28%); 2 – скорее неудовлетворен (12%); 1 – полностью неудовлетворен (20%), продемострировано на следующей диаграмме.
Конкретный показатель удовлетворенности трудом определялся нами как средняя арифметическая величина 27 цифровых значений ответов.
Ниже 3 3 – 3,5 3,5 - 4 Свыше 4
Очень низкий Относительно низкий Относительно высокий Очень высокий
Результаты опроса распределились следующим образом:
Ниже 3 – 12% опрошенных;
3 – 3,5 – 36% опрошенных;
3,5 – 4 – 44% опрошенных;
Свыше 4 – 8% опрошенных.
Распределение респондентов по выделенным группам продемострировано на следующей диаграмме.
Результаты
опроса показывают, что стратегия
экономического развития организации
учитывает состояние качества трудовой
жизни, обеспечивая безусловную
причастность работников к реализации
поставленных целей, за счет чего получает
преимущества в производительности,
сотрудничестве, разрешении конфликтов,
коммуникации. Производительность повышается
и качество улучшается, если хорошая
работа рассматривается работниками
как нечто само собой разумеющееся.
По мере роста уровня качества трудовой
жизни также уменьшаются
5.
Программа действий
организации по повышению
качества трудовой жизни
Цель - повышение качества трудовой жизни персонала. В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи совершенствования следующих аспектов трудовой жизни:
- организация труда и его содержательность;
- вознаграждение и признание труда работника;
- безопасность и условия труда;
- социально-бытовая инфраструктура предприятия;
- профессиональный рост и уверенность в будущем;
- отношения работника с коллегами и его участие в принятии решений;
- место работы в жизни человека и его правовая защищенность на предприятии.
Социальная программа действий по повышению качества трудовой жизни персонала должна обеспечивать гуманизацию труда.
Международным бюро труда в наиболее общем виде задачи повышения качества трудовой жизни были определены как разработка и проведение такой государственной политики и мероприятий со стороны предпринимателей и профсоюзов, которые должны привести к уважению жизни и здоровья трудящихся, обеспечению отдыха и свободного времени, а также созданию для трудящихся возможностей полностью развивать свои способности в процессе труда.