Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:54, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении качественных показателей экономического роста в стране, факторах, влияющих на экономическое развитие, определении проблем обеспечения качественного экономического роста в условиях современной экономической ситуации в России.
Задачи курсовой работы заключаются:
- в рассмотрении теоретических основ экономического роста;
- в рассмотрении факторов, которые влияют на экономический рост;
Введение 3
1. Теоретические основы экономического роста 5
2. Факторы, определяющие качество экономического роста 12
3. Проблемы качества экономического роста в России 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Модель Харрода-Домара служит вспомогательным инструментом при рассмотрении проблемы экономического роста в долгосрочном периоде.
Формула модели:
G — искомый темп экономического роста;
С — соотношение «капитал — выпуск» (коэффициент капиталоемкости);
S — доля сбережений в
Это тождество выполнимо при условии, что все сбережения инвестируются: S = I. Приростная капиталоемкость, по Харроду, постоянна, поскольку научно-технический прогресс в длительной перспективе имеет нейтральный характер. Следовательно, для ди-намического равновесия необходимо постоянство доли сбережений, что возможно на основе реализации определенной государственной политики. Исследуя цикл, Харрод приходит к выводу, что его колебания зависят от соотношения реального и равновесного темпов роста национального дохода, а отклонения эти вызываются самыми разнообразными причинами. Основным средством борьбы с мировым кризисом Харрод считает создание "буферных запасов" из непотребляемых материалов, сырья, продовольствия, которые государство должно закупать по относительно стабильным ценам у предпринимателей в период спада и распродавать их в период бума. Кроме того, снижение нормы процента в период кризиса едва ли не до нулевой отметки вызовет рост капиталовложений, увеличение спроса на сбережения и сокращение доли сбережений в национальном доходе. Понижение нормы процента, а позднее и его отмирание приведут, по мысли Харрода, к построению более справедливого общества , так как исчезнет слой рантье , живущих на проценты с ценных бумаг , имущественное неравенство станет менее острым[3,c.102].
После второй мировой войны теория роста стала развиваться в ином по сравнению с довоенной депрессией контексте. 1950-е годы стали периодом устойчивого роста. Стало ясно ,что модель Харрода Домара неплохо описывали реальные процессы экономического роста 1920-1950 гг., но для более поздних наблюдений (50-70гг.) наиболее успешно использовалась неоклассическая модель Р.Солоу. Модель экономического роста Солоу является необходимой отправной точкой практически всех исследований экономического роста. С ее помощью выявляются причины временного и постоянного, устойчивого роста экономики и существования различий в уровне жизни населения разных стран. Солоу использовал в своей модели производственную функцию Кобба—Дугласа, в которой труд и капитал являются субститутами. Другими предпосылками анализа в модели Солоу являются: убывающая предельная производительность капитала, постоянная отдача от масштаба, постоянная норма выбытия, отсутствие инвестиционных лагов.Однако представленная модель имеет и свои недостатки. Модель анализирует состояния устойчивого равновесия, достигаемые в длительном периоде, тогда как для экономической политики важна и краткосрочная динамика производства и уровня жизни. Также модель не включает целый ряд ограничителей роста, существенных в современных условиях - ресурсных, экологических, социальных. Используемая в модели функция Кобба-Дугласа не всегда отражает реальную ситуацию в экономике. Именно поэтому учёные, изучающие экономический рост, пытаются построить более сложные модели, которые позволять исследовать более широкий круг проблем.
2. Факторы, определяющие качество экономического роста
Первоначально, в течение длительного периода времени, экономическое развитие отождествлялось с экономическим ростом, который трактовался как рост ВВП или среднедушевого дохода. Сомнения в правомерности такого подхода были порождены неудачным опытом развития бывших колоний. Многие развивающиеся страны в 1950-1960 гг. демонстрировали высокие темпы роста ВВП и среднедушевого дохода, однако большинству из них не удалось повысить качество жизни населения. [4, с. 43] Таким образом, опыт развивающихся стран привел к пониманию неправомерности отождествления экономического развития и экономического роста. В связи с этим появилась необходимость в рассмотрении таких понятий, как качество экономического роста и устойчивое экономическое развитие.
Процесс экономического развития
подразумевает также
В целом, экономическое развитие - это развитие национальной экономики, сопровождающееся экономическим ростом, снижением неравенства в распределении доходов в обществе, повышением качества жизни и модернизацией структуры экономики. Подобный подход к проблеме развития означает сосредоточение внимания в процессе экономического роста на борьбе с нищетой, неравенством, безработицей, на повышении качества жизни населения.
Необходимо определиться с понятием «качество экономического роста». В экономической теории выделяются два направления, определяющие данную категорию.
Первое направление связывает с качеством экономического роста его интенсификацию: «качество экономического роста – понятие, отражающее специфику и целевую направленность процесса расширенного воспроизводства, характеризующееся, прежде всего, типом экономического роста, качественными изменениями продукции, степенью соответствия структуры и динамики производства растущим общественным потребностям». [22]
Второе направление связывает с понятием «качество экономического роста» усиление социальной направленности экономического развития страны. К основным составляющим такого понимая, относят:
Материальную основу качества экономического роста составляет рациональное использование находящихся в распоряжении общества ресурсов - природных, трудовых, капитальных. Ограниченность ресурсов преодолевается на основе разнообразных форм адаптации общества к изменяющимся условиям хозяйствования. Важнейшую роль среди них играет научно-технический прогресс. Сдвиги в технике и технологии, составе выпускаемой продукции, в отраслевых и региональных пропорциях, организационные новшества способны глубоко изменить облик экономики и общества.
Между темпами экономического роста, с одной стороны, и повышением качества - с другой, существует определенное противоречие. Высокие темпы могут подчас достигаться за счет ухудшения качества экономического роста. Поэтому многие экономисты считают, что в стабильном обществе предпочтительны невысокие, то есть 2-3 процента в год, но устойчивые темпы экономического роста. Вместе с тем, в условиях глубокого экономического спада для обеспечения эффективного развития страны более целесообразен максимальный экономический рост.
Современное рыночное хозяйство предъявляет новые требования к качеству экономического роста. Экономический рост должен обеспечиваться прежде всего:
Обобщая эти два подхода к понятию экономического роста, можно прийти к выводу, что такие понятия, как «качество экономического роста» и его «интенсификация», необходимо рассматривать неразрывно с социальной направленностью экономической динамики. Именно качество роста, которое проявляется в эффективности использования ресурсов, в повышении благосостояния населения, в использовании новых технологий и развитии сфер, направленных на удовлетворение разнообразных потребностей человека, становится реальным отражением экономического развития.
Эффективность вовлечения производственных факторов получает отражение в показателях фондоотдачи, материалоотдачи, капиталоотдачи и производительности живого труда. Эти коэффициенты образуют систему, главное место в которой принадлежит производительности живого труда:
Рис. 2.1. Факторы интенсификации экономического роста.
Система факторов интенсификации экономического роста:
Интенсивный тип экономического роста: ;
Рост материалоотдачи: ;
Рост производительности труда: ;
Рост фондоотдачи: ;
Рост отдачи от капитальных вложений: .
Где, А – совокупная производительность факторов, Y – выпуск продукции, f – количественная зависимость, К – основной капитал, F – основные фонды, L – труд, N – материальные ресурсы. [22]
Перечисленные выше показатели характеризуют объём валового продукта, произведённый на каждую единицу вложенных материальных, капитальных, финансовых и трудовых ресурсов. Данные индикаторы важны на всех уровнях материального производства, включая макроэкономический.
Качество экономического роста может проявляться в экономической и социальной сферах жизни общества. Оно может быть представлено такими характеристиками, как:
1. Рост качества факторов
2. Рост производства в экономике качественных товаров и услуг - определяется техническими характеристиками и потребительскими свойствами продукции, ее конкурентоспособностью на мировом рынке.
3. Соответствие национальной экономической структуры характеру НТП с учетом особенностей страны. Характеризуется долей высокотехнологичных отраслей в структуре экономики, их вкладом в конечный продукт. Критерием выделения высокотехнологичных отраслей является доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в общих расходах, количество передовых технологий, которые используются по сопоставлению со всей промышленностью в целом. Невозможно вести речь о качестве экономического роста, если в стране существует разрыв между воспроизводством старых и новых технологических укладов, есть отдельные производства высокотехнологичной продукции уровня мирового рынка, а большая часть структуры экономики является отсталой. Создание инновационной экономики предполагает обеспечение соответствующими инвестициями образования, науки и машиностроения, создание национальной инновационной системы со всеми ее элементами; внедрение ИКТ во все секторы хозяйства и стадии полного научно-производственного цикла.
4. Социальная результативность
роста – рост уровня и
Качество экономического роста
должно определяться относительной
производительностью
Наибольший вклад в
Другим подходом к определению качества жизни является его определение по степени удовлетворения основных потребностей. К таким потребностям относят: здравоохранение (количественный показатель - продолжительность жизни), образование (доля обучающихся в школе в процентах к населению школьного возраста), пищу (количество калорий на душу населения в процентах от необходимых), водоснабжение (доля населения, имеющая доступ к питьевой воде), санитарные условия (доля населения, проживающего в домах с водопроводом и канализацией), жилье.
Начиная с 1970-х гг. появилось большое количество индексов, отражающих уровень развития и качество жизни. Часть исследователей пыталась оценить экономическое развитие с позиций взаимодействия социальных, экономических и политических факторов. Исследовательский институт социального развития ООН одним из первых в 1970-х гг. предложил комплексный индекс социального развития.
Комплексный индекс социального развития включал следующие показатели: