Эластичность спроса: её измерение и использование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне создается вся необходимая обществу продукция, оказываются различные услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек производства и реализации продукции. Разрабатываются бизнес-планы, применяется маркетинг, осуществляется эффективное управление - менеджмент. Все это требует глубоких экономических знаний.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РЫНОЧНЫЙ СПРОС: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ. 4
1.1 Рынок 4
1.2 Закон спроса 6
1.3 Кривая спроса 7
1.4 Индивидуальный и рыночный спрос 8
1.5 Детерминанты спроса 10
1. 6 Изменения в спросе 11
1.7 Изменение величины спроса 16
1.8 Состояние спроса и задачи маркетинга 16
2. Спрос, предложение и эластичность. 18
2.1 Спрос, предложение, равновесная цена 18
2.2 Ценовая эластичность спроса 21
2.2.1 Эластичный спрос. 21
2.2.2 Неэластичный спрос. 22
2.2.3 Единичная эластичность. 22
2.2.4 Совершенно неэластичный спрос. 22
2.2.5 Совершенно эластичный спрос. 23
2.3 Формула ценовой эластичности 23
2.3.1 Использование показателей процентных изменений. 24
2.3.2 Отрицательный знак 24
2.3.3 Интерпретация формулы 25
2.4 Формула центральной точки 26
2.5 Оценка по показателю общей выручки 28
2.6 Свойства эластичности. 28
2.7 Факторы ценовой эластичности спроса 29
2.8 Эластичность спроса по доходу 30
3. Применение теории эластичности 31
Заключение 35
Список использованной литературы: 37

Файлы: 1 файл

Курсовая Эластичность спроса.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

Таблица предложения демонстрирует  зависимость между возможными ценами и количествами продукции, которую  предложат на рынке производители  по каждой из этих цен (см. табл. 2-1, колонки (2) и (3)). Эта зависимость является прямой, или положительной. Закон предложения гласит, что производители сочтут выгодным направить большее количество ресурсов на производство данного товара при относительно более высоком уровне цены на него, чем при более низком. На графике эта прямая зависимость даёт восходящую кривую предложения (SS на рисунке 2-1).

Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное  количество продукции. Избыточный спрос, или дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равновесия, подскажет конкурирующим друг с другом покупателям, что им следует предложить более высокую цену, если они не хотят остаться без продукта. Растущая цена будет: 1)побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и 2) вытеснять некоторых потребителей с рынка. Эти акты рыночного приспособления иллюстрируются на рисунке 2-1 стрелками, направленными вверх вдоль кривой спроса и вверх вдоль кривой предложения. Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут: 1) подсказывать фирмам, что необходимо сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции, и 2) привлекут на рынок дополнительных покупателей.

 

 

 

(1)

Кол-во спрашиваемой в  неделю продукции (ед.)

(2)

Цена за 1 бушель (дол.)

(3)

Кол-во предлагаемой в  неделю продукции (ед.)

(4)

Излишек (+) или дефицит (-). (Стрелками показано направление  давления на цену)

2000

4000

7000

11000

16000

5

4

3

2

1

12000

10000

7000

4000

1000

+ 10000

+6000

0

- 7000

-15000


Таблица 2-1. Спрос и предложение на рынке зерна (гипотетические данные)

Эти акты рыночного приспособления изображены стрелками, направленными  вниз вдоль кривой предложения и  вниз вдоль кривой спроса, на рисунке 2-1.

Изменение факторов, определяющих спрос или предложение, может приводить к изменениям цифровых данных в колонках таблиц и к перемещению кривых спроса и предложения. Изменения в потребительских вкусах, доходах, ценах взаимосвязанных товаров, ожиданиях потребителей, а также числе потребителей на рынке — всё это будет вызывать перемещения кривой спроса. Изменения в любом из факторов, влияющих на издержки производства, например в технологии производства, или в ценах ресурсов, в величине налогов или субсидий, приведут к определённым сдвигам в кривой предложения.

Зависимость между изменениями  в спросе и проистекающими отсюда изменениями в цене равновесия и  равновесном количестве продукции  является прямой. Обратная зависимость  существует изменением предложения  и последующим изменением цены. В  то же время зависимость между изменением предложения и последующим изменением в количестве продукции является прямой.

2.2 Ценовая эластичность спроса

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут  приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Более того, как правило, реакция потребителей в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен в различных пределах.

Экономисты измеряют степень чуткости, или чувствительности, потребителей к изменению цены продукции, используя концепцию ценовой эластичности. Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чуткость потребителей к изменениям цен; небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты принято называть относительно эластичным или просто эластичным. Что касается других продуктов, потребители относительно нечутки к изменению цен на них, то есть существенное изменение в цене ведёт лишь к небольшому изменению в количестве покупок. В таких случаях спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

2.2.1 Эластичный спрос.

Если небольшие изменения  в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.2 Неэластичный спрос.

 

Если существенное изменение  в цене ведет к небольшому изменению  в количестве покупок, то такой спрос  относительно неэластичный или просто неэластичный.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.3 Единичная эластичность.

 

Когда процентное изменение  цены и последующее изменение  количества спрашиваемой продукции  равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.4 Совершенно неэластичный спрос.

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению  количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.5 Совершенно эластичный спрос.

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.


 

2.3 Формула ценовой эластичности

Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса экономисты измеряют при помощи коэффициента Ed, вычисленного по следующей формуле:

Ed =

Процентные изменения  вычисляются путём деления величины изменения в цене на первоначальную цену и следующего за этим изменения  в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально. Поэтому формулу можно представить в виде:

Ed=

2.3.1 Использование показателей процентных изменений.

Использовать для измерения  чуткости потребителей проценты вместо абсолютных величин гораздо правильнее, так как при использовании абсолютных величин на наше представление о степени чуткости покупателей будет воздействовать произвольный выбор единиц измерения. Например, если цена продукта Х падает с 3 до 2 дол., а потребители в результате увеличивают свои покупки с 60 до 100 фунтов, то  наблюдается, что потребители весьма чувствительны к изменению цены, и спрос, таким образом, окажется эластичным. Действительно, ведь изменение цены на одну единицу привело к изменению количества спрашиваемой продукции на 40 единиц. Однако, заменив доллары  центами в качестве единицы измерения, обнаружим, что изменение цены на 100 единиц вызвало изменение количества спрашиваемой продукции на 40 единиц, что порождает представление о неэластичности. Измерение в процентах позволяет избежать подобных проблем. В данном случае падение цены составило 33%, измеряем ли мы его в долларах или в центах.

2.3.2 Отрицательный знак

Так как нисходящая кривая спроса демонстрирует обратную зависимость, существующую между ценой и количеством спрашиваемой продукции, ценовой коэффициент эластичности спроса будет всегда иметь отрицательное значение. Например, если цена снижается, то количество спрашиваемой продукции растёт. Это означает, что числитель в формуле будет положительным, а знаменатель – отрицательным, давая в результате отрицательный коэффициент. Напортив, в случае увеличения цены числитель будет отрицательным, но знаменатель – положительным, что опять даст отрицательный коэффициент. Экономисты взяли за правило игнорировать отрицательный знак, отмечая лишь абсолютную величину коэффициента эластичности. Делается это во избежание недоразумений, возможных в противном случае.

2.3.3 Интерпретация формулы

Спрос является эластичным, если данное процентное изменение цены ведёт к большему процентному изменению количества спрашиваемой продукции. Например, если снижение цены на 2% вызывает рост спроса на 4%, спрос является эластичным. Очевидно, что во всех подобных ситуациях, когда спрос эластичен, коэффициент эластичности будет больше единицы; в данном случае он равен 2. Если данное процентное изменение цены сопровождается относительно меньшим изменением количества спрашиваемой продукции, спрос является неэластичным. Если снижение цены на 3% даёт в результате рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, спрос неэластичен. Заметим, что коэффициент эластичности в этом случае составит 1/3. Ясно, что при неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы. Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции оказываются равными по величине. Например, когда падение цены на 1% вызывает рост продаж на 1%. Этот специфический случай называют единичной эластичностью, так как коэффициент эластичности в точности равен единице.

Следует подчеркнуть, что, говоря о «неэластичном» спросе, экономисты не имеют в виду абсолютную нечувствительность потребителей к изменению цен. Термин «совершенно неэластичный» спрос означает крайний случай, когда изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции. Примером может служить спрос больных острой формой диабета на инсулин. И наоборот, когда экономисты говорят об «эластичном» спросе, они не имеют в виду, что потребители абсолютно чувствительны к изменению цены. В крайней ситуации, при которой самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, спрос является совершенно эластичным. Кривая совершено эластичного спроса представляет собой линию, параллельную горизонтальной. Такая кривая имеет место в случае, когда фирма продаёт продукцию на чисто конкурентном рынке.

2.4 Формула центральной точки

В процессе применения формулы ценовой эластичности возникает одно неприятное затруднение. Проиллюстрируем его конкретным примером. При вычислении коэффициента эластичности спроса на зерно в ценовом интервале от 5 до 4 дол., согласно данным таблицы 2-2,встаёт вопрос, какую из двух комбинаций характеристик цены и количества продукции (5 дол. – 2000 бушелей или 4 дол. – 4000 бушелей) взять в качестве базовой для подсчёта процентных изменений, используемых в формуле эластичности? Исходя из комбинации 5 дол. – 2000 бушелей, обнаружим, что процентное уменьшение цены составит 20%, а процентное увеличение количества спрашиваемой продукции – 100%. Подставив эти данные в формулу, получим коэффициент эластичности, равный 100/20, или 5. Однако, исходя из комбинации 4 дол. – 4000 бушелей, обнаружим, что процентное увеличение цены составит 25%, а процентное уменьшение количества спрашиваемой продукции – 50%. Коэффициент эластичности будет в этом случае равен 50/25, или 2. Хотя и в этом, и в другом случае формула свидетельствует, что спрос эластичен, эти два способа подсчёта дают в результате существенно различную степень эластичности. В иных случаях, если повторить расчёт в ценовом интервале от 3 до 2 дол. – формула может показать слабо эластичный спрос при одной комбинации характеристик цены и количества и слабо неэластичный спрос – при другой комбинации.

 

 

 

 

 

 

(1)

 Кол-во спрашиваемой  в течение недели продукции

(2)

Цена за бушель (дол.)

(3)

Общая выручка по показателю общей выручки

(4)

Оценка по показателю общей выручки

(5) Коэффициент эластичности, Ed (округлено)

2000

4000

7000

11000

16000

5

4

3

2

1

10000 

16000

21000

22000

16000

Эластичность

Эластичность

Эластичность

Неэластичность


Таблица 2-2. Ценовая эластичность спроса, оцениваемая с помощью показателя общей выручки и коэффициента эластичности.

Для преодоления этого  затруднения экономисты условились о рабочем компромиссе, заключающемся в использовании в качестве исходной базы вычислений средних из анализируемых уровней цены и количества спрашиваемой продукции. В случае с ценовым интервалом от 5 до 4 дол. Базовыми являются цена, равная 4,5 дол., и количество, равное 3000 бушелей. Тогда процентное изменение цены составит 22%, а процентное изменение количества – около 67%, так что коэффициент эластичности будет равен 3. Вместо того, чтобы измерять эластичность в одной из крайних точек ценового интервала, от 5 до 4 дол., такое решение позволяет оценить эластичность в центральной точке интересующего нас интервала. Для удобства можно усовершенствовать уже известную формулу эластичности, представив её следующим образом:

Ed = .

2.5  Оценка по показателю общей выручки

Простейший способ проверить, эластичным или неэластичным является спрос, – это определить, что происходит с выручкой, или денежными поступлениями, – совокупными расходами, с точки зрения потребителей, – в случае изменения цены продукции.

 

1. Эластичный спрос  (Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение  общей выручки в противоположном направлении.

2. Неэластичный спрос  (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для  компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,

Информация о работе Эластичность спроса: её измерение и использование в рыночной экономике