Экономический рост и его модели

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение сущности, типов и основных моделей экономического роста, а также рассмотрение особенностей экономического роста, проблем и перспектив экономического роста в Республике Беларусь.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы экономического роста………………………………...5
Сущность, типы экономического роста и факторы его
определяющие……………………………………………………………….5
1.2 Показатели экономического роста…………………………………..8
1.3 Модели экономического роста……………………………………….9

2. Анализ динамики уровня экономического роста в РБ……………………….18
2.1 Особенности экономического роста в РБ……….……………………18
2.2 Динамика показателей, характеризующих типы экономического роста в Беларуси…………………………………………………………………..21

3. Проблемы и перспективы устойчивого экономического роста в Беларуси…………………………………………………………………….29
3.1 Проблемы экономического роста в РБ………………………………29
3.2 Перспективы экономического роста Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы…………………………………….………………………………30

Заключение………………………………………………………………………...34

Список использованных источников……………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 234.43 Кб (Скачать)

Стимулирование  инвестиционного и инновационного процесса для национальной экономики  становится жизненно важной стратегической задачей по причине экспорта более 60% продукции и услуг за рубеж.

В этих условиях РБ проводит политику стимулирования инноваций путём:

  • финансирования проектов из Фонда фундаментальных исследований, инновационных фондов;
  • предоставление налоговых льгот на прибыль организаций, направляемую на реконструкцию и техническое перевооружение;
  • финансирования и субсидирования из госбюджета базовых и стратегически важных производств.

     Важнейшим направлением государственной экономической политики

Республики Беларусь является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем газо- и нефтепроводов и может выгодно использовать своё географическое положение для привлечения зарубежных инвесторов.

        Научно-техническая политика государства предполагает:

- организацию государством стратегического  научно-технического прогнозирования  и программирования в области  новейших технологических разработок;

- непосредственное финансирование  и проведение государством фундаментальных  и прикладных научных исследований;

- установление временной монополии  в использовании результатов  научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) посредством государственной патентной системы;

- стимулирование затрат частных  фирм на НИОКР (налоговые льготы, льготные кредиты, бюджетные субсидии  научно-исследовательским организациям  и фирмам);

- финансовую поддержку, организационную  помощь в создании научно-производственных  центров и центров подготовки  высококвалифицированных кадров;

- межгосударственное взаимодействие, связанное с участием в международной  технологической кооперации и  научно-техническом сотрудничестве  в рамках межправительственных  программ развития науки и  техники;

  - задачей научно-технической  политики является комплексное  развитие фундаментальных и прикладных  исследований, сокращение пути между  научными разработками и практической  реализацией их результатов.

        Государственная политика роста включает совокупность мер, обеспечивающих долгосрочный и сбалансированный экономический рост. Она направлена на стимулирование инноваций, привлечение инвестиций, повышение квалификации рабочей силы, эффективное использование человеческого капитала.

 

3.2 Перспективы экономического роста Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы

 

Республика  Беларусь в своей социально-экономической  политике на предстоящее пятилетие  исходит из преемственности целей  и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Для динамичного развития требуется более активное совершенствование и модернизация действующих организационно-экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь [25].

Главным результатом  реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг. станет рост благосостояния и  улучшение условий жизни населения  на основе модернизации экономических  отношений, инновационного развития, повышения  эффективности и конкурентоспособности  национальной экономики.

Будет предпринят комплекс эффективных мер для  того, чтобы страна не позднее 2015 года вошла в число пятидесяти стран  с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.

В стране изменится  технологическая и отраслевая структура экономики: она станет более наукоёмкой, основанной на значительно возросшей доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным в результате создания национальной инновационной системы. В экономике произойдет переход к быстрому обновлению основных средств.

Инвестиционная  политика будет нацелена на модернизацию более трети существующих и создание около одного миллиона новых рабочих  мест. Гарантированные высокопроизводительные хорошо оплачиваемые рабочие места  позволят всем трудоспособным гражданам  раскрыться в профессиональном плане, получать достойное вознаграждение за достойный труд. Всё это повысит долю производства с высокой добавленной стоимостью, увеличит производительность труда.

В предстоящей  пятилетке предусматривается обеспечить увеличение ВВП на 62-68%, индекса промышленного производства — на 54-60%, продукции сельского хозяйства — на 39-45%, производства услуг — в 1,96-2 раза, инвестиций в основной капитал — в 1,9-1,97 раза.

Достижение  намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объём ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26-27 тыс. в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого — с 26,2 тыс. до 49-51 тыс. долларов США.

Национальная  социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится за счёт широкого встраивания в неё институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы все базовые условия для организации и развития «собственного дела». Будет обеспечена стабильность курса белорусского рубля и сохранность частных вкладов.

Намеченные  меры приблизят качество жизни населения  к европейскому уровню социальных стандартов. Позволят обеспечить рост реальных располагаемых  денежных доходов населения в 1,7-1,76 раза за пятилетие, повысить реальный размер пенсий по возрасту в 1,8-1,9 раза.

Образовательная и кадровая политика будут нацелены на выдвижение молодежи на ключевые позиции  в политике, экономике и общественной жизни, создание условий для реализации способностей и талантов молодого поколения  в Беларуси.

Доступность услуг здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта обеспечат  возможности для всестороннего  развития человека независимо от места  его жительства. Привлекательность  жизни населения в любом уголке страны также повысится за счёт выравнивания жилищных условий, качества и скорости транспортных путей сообщения, обеспеченности услугами современной связи.

Таким образом, в результате реализации намеченных планов Республика Беларусь в очередной  раз наглядно продемонстрирует свою приверженность курсу социального  государства и неизменность политики, направленной на улучшение качества жизни своих граждан.

В целом из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы, что для развивающейся экономики характерно постоянное отклонение от равновесия. На сегодняшний день к функциональным формам макроэкономической нестабильности относят спад производства, неустойчивые темпы экономического роста, безработицу, инфляцию. К факторам, сдерживающим экономический рост в Республике Беларусь, относят ограниченность сырьевой и топливно-энергетической базы; высокую ресурсоёмкость экономики; сильную зависимость от поставок сырья, топлива, комплектующих изделий из России и других стран СНГ; неразвитость рыночной инфраструктуры.

Если рассматривать  перспективы экономического роста, то главным результатом реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 гг. будет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения. Технологическая и отраслевая структура экономики станет более наукоёмкой; инвестиционная политика будет нацелена на модернизацию существующих и создание около миллиона новых рабочих мест; образовательная и кадровая политика будут нацелены на выдвижение молодежи на ключевые позиции в политике, экономике и общественной жизни, создание условий для реализации способностей и талантов молодого поколения в Беларуси.

Привлекательность жизни населения будет повышена за счёт выравнивания жилищных условий, доступности услуг здравоохранения, образования, культуры и спорта, качества и скорости транспортных путей сообщения, обеспеченности услугами современной связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате исследования данной темы были изучены  теоретические аспекты экономического роста, проведён анализ динамики уровня экономического роста в Республике Беларусь, выделены проблемы и перспективы экономического роста в Беларуси.

    Подводя итог, можно отметить, что экономический рост является стабильным и длительным наращиванием потенциала национальной экономики. Экономический рост - это процесс, который рождается на стадии непосредственного производства, приобретает устойчивый характер на остальных стадиях общественного производства, приводит к количественному и качественному изменению производительных сил, увеличению общественного продукта за определенный период времени и росту народного благосостояния. Главными целями экономического роста являются удовлетворение всех возрастающих потребностей людей, повышение качества продукции и, соответственно, уровня жизни и благосостояния.

Существует  множество факторов экономического роста, которые имеют различную  классификацию. К внутренним факторам роста относят природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательские способности, совокупный спрос, и, пожалуй, главный фактор – научно-технический прогресс. Что касается моделей экономического роста, то выделяют два основных типа: неокейнсианские (модели Домара, Харрода) и неоклассические (модель Солоу).

Что касается нашей страны, то экономический рост Республики Беларусь имеет множество особенностей. В предкризисные года, 2004-2008 г. наблюдались высокие темпы роста, которые превышали соответствующие показатели большинства постсоветских Республик и многих европейских стран. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта страны в указанном периоде составлял не меньше 8,6% в сопоставимых ценах.

        Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны. Это обусловило замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году, а также снижение промышленного производства. Однако благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы.

            Значительные темпы роста были зафиксированы во II квартале 2010 г. (8,9% против 4% в январе-марте). В III квартале на фоне глобального замедления восстановительных процессов темпы роста физического объёма ВВП Беларуси также несколько снизились (до 6,6%), но, тем не менее, в IV квартале рост существенно ускорился (до 10,2%). В январе-октябре 2011 года объём ВВП составил в текущих ценах 216,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январём-октябрём 2010 года в сопоставимых ценах на 7%.

  На сегодняшний день возможен ускоренный рост экономики Республики Беларусь за счёт увеличения использования загруженных мощностей, а также за счёт более дешёвых энергоресурсов. Уровень загрузки мощностей в настоящий момент находится выше своего равновесного и соответствует равновесному уровню развитых стран, а цены на энергоресурсы в среднесрочной перспективе будут приближаться к мировым.

Более высокие  темпы роста, во-первых, могут быть обеспечены за счёт роста совокупной факторной производительности, что связано с либерализацией экономики, модернизацией капитала, привлечением новых технологий в страну. Это требует проведения стимулирующей политики в сфере инвестиций, как внутренних, так и внешних. Во-вторых, запас роста заложен в большой эффективности использования трудовых ресурсов. Либерализация рынка труда позволит высвободить и перераспределить неэффективно используемые трудовые ресурсы. Именно в этих направлениях необходимо искать залог более высоких темпов роста в Республике Беларусь в ближайшей перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика: учебное пособие / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова – СПб.: Питер, 2008. -  240 с.
  2. Базылев Н.И. Макроэкономика: учебное пособие / Н.И. Базылев – Минск: «Современная школа», 2007. – 288 с.
  3. Лихутина Э.А. Макроэкономика: социально ориентированный подход»: учебник / Э.А. Лихутина [и др.]; под ред. Э.А. Лихутиной – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2005. – 400 с.
  4. Зенькова Л.П. Макроэкономика: учебное пособие / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2007. – 380 с.
  5. Грязнова А.Г. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник – 3-е изд. / под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н. Думной – Москва: «Кнорус», 2006. – 688 с.
  6. Гараева Е.В. Макроэкономика: учебное пособие / Е.В. Гараева, А.А. Корсакова, Е.А. Марыгова, Е.В.Назарова, Т.В. Юрьева – Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, - Москва, 2003. – 267с.
  7. Ватник П.А. Словарь по экономике. Пер. с англ. под ред. П.А. Ватника. СПб.: Экономическая школа. 2004. - 752 с.
  8. Матвеева И.И. Введение в макроэкономику: учебное пособие / И.И. Матвеева – 2-е изд., испр. – Москва: Издательский дом ГУВШЭ, 2004. – 512 с.
  9. Плотницкий  М.И. Макроэкономика: учеб пособие / М.И. Плотницкий, Э. - И Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; под ред. М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462 с.
  10. Лемешевский  И.М. Макроэкономика: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский – Минск.: ООО «ФУ Аинформ», 2004. – 576 с.
  11. Новикова В.И. Макроэкономика: учебник / В.И. Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 384 с.
  12. Голубев С.Г. Макроэкономика: Курс лекций / С.Г. Голубев, О.В. Володько, Ж.Г. Шумак.– Мн.: ООО «Мисанта», 2006. – 200 с.
  13. Информация о ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. // Министерство экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/informacia_o_hode_realizacii. –  Дата доступа: 28.11.2010.
  14. Макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь в 2007 году // аналитическое обозрение «Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь».- 2007. - С. 5-9.
  15. Макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь в 2008 году // аналитическое обозрение «Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь».- 2008. - С. 5-8.
  16. Макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь в 2009 году // аналитическое обозрение «Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь».- 2009. - С. 5-9.
  17. Басова З.Б.: Статистический сборник «Цены в Республике Беларусь» - Минск: 2010.
  18. Бокша Н.В.: Макроэкономика. – учебный комплекс.
  19. Электронный ресурс Совет Министров Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by Дата доступа: 29.11.2010.
  20. Макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь в 2007 г. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства Республики Беларусь –2007. - №2.
  21. Макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь в 2008 г. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства Республики Беларусь –2008. - №2.
  22. Макроэкономическая ситуация в Республике Беларусь в 2007 г. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства Республики Беларусь – 2009. - №2.
  23. Статистика Беларуси  //  Национальный статистический комитет Республики Беларусь – 2010. - №1.
  24. Производство товаров и услуг. ВВП. // Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2010. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homer/ru/indicators/doclad/2011_10/3.pdf. Дата доступа: 18.12.2010.
  25. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы // Советская Белоруссия [Электронный ресурс]. – 2010. - Режим доступа: http://law.sb.by/1002/. Дата доступа: 18.12.2010.
  26. Основные итоги реализации мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы // Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа http://belisa.org.by/ru/izd/stnewsmag/3_2009/art1_12_2009.html. Дата доступа: 18.12.2010.

Информация о работе Экономический рост и его модели