Экономические субъекты. Домашние хозяйства. Фирма. Предприятие. Государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:53, реферат

Краткое описание

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на три группы: домашние хозяйства, фирмы (предприятия) и государство (правительство).

Оглавление

1. Введения
2. Экономические субъекты
3. Домашнее хозяйство
3.1. Понятие и виды домохозяйств
3.2. Классификация домохозяйств
3.3. Домохозяйства как субъекты рынка
3.4. Роль домохозяйств в развитии рынка
4. Фирма
4.1. Понятие фирмы
4.2. Основа предпринимательской деятельности и ее виды
4.3. Организационно-правовая классификация фирм
4.4. Цели деятельности фирмы
5. Предприятие
5.1. Понятие предприятия, его цели и задачи в рыночном хозяйстве
5.2. Виды предприятий и их характеристика в современных условиях
6. Государство
6.1. Государство как субъект рыночной экономики
6.2. Функции государства в рыночной экономике
6.3. Принципы и цели государственного регулирования
6.4. Правовое регулирование экономики
6.5. Финансовое регулирование
6.6. Государственное предпринимательство
6.7. Социальное регулирование
7. Заключение
8. Список литературы

Файлы: 1 файл

экономические субъекты реферат 2.docx

— 47.62 Кб (Скачать)

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное  одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники общества не отвечают по его обязательствам и  несут риск убытков, связанных с  деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

- Общество с дополнительной  ответственностью (ОДО) - аналогично ООО, однако участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в кратном размере к стоимости их вкладов. Но если активов общества окажется недостаточно для расчетов с кредиторами, остаток долга принимают на себя учредители.

- Акционерное общество (АО) - общество, уставный капитал которого  разделен на определенное число  акций. Участники АО не отвечают  по его обязательствам и несут  риск убытков в пределах стоимости  принадлежащих им акций.

Акция - ценная бумага, свидетельствующая  о доле ее владельца в капитале и дающая право на получение прибыли - дивидендов. Различают акции ОАО  и ЗАО.

Акции ОАО размещаются  у неограниченного круга лиц, акционеры могут свободно отчуждать  принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

Акции ЗАО могут распределяться только среди учредителей или  иного, заранее определенного, круга  лиц. Число участников - не более 50 человек, иначе оно преобразовывается  в ОАО.

2) Производственный кооператив (артель) - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или другой хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом участии и объединении имущественных взносов. Число членов не должно быть менее 5 человек.

3) Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям).

Предприятия по организационно-экономическим  формам предприятия или предприниматели  могут объединяться в:

Ассоциации - это добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций.

Корпорации (акционерное общество) - это организация (союз организаций), созданная для защиты интересов и привилегий участников и образующая самостоятельное юридическое лицо. Корпорации способствуют решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики: привлечение капитала для осуществления крупных проектов и диверсификация риска.

Консорциум - временное объединение предприятий на основе соглашения для осуществления ограниченных по срокам и содержанию проектов в области производства, финансов, науки, экологии и др. Стороны остаются юридически самостоятельными организациями. Финансирование консорциума осуществляется за счет средств его участников.

Картель - соглашение предприятий, как правило, одной отрасли, сохраняющих юридическую и экономическую самостоятельность, целью которого является воздействие на рынок путем ограничения конкуренции через регулирование цен, рынков сбыта, объемов производства и продаж, доступа к источникам сырья, сроков платежей, ассортимента, условий найма сотрудников и др.

Концерн - объединение юридически самостоятельных предприятий под общим руководством в хозяйственной деятельности путем установления над ними финансового контроля за счет покупки или обмена акциями. Каждая входящая организация сохраняет свою юридическую, финансовую и коммерческую самостоятельность при решении своих уставных задач. Руководящим органом выступает самая крупная организация системы.

Синдикат - объединение ряда предприятий, производящих однородную продукцию, с целью создания единой сбытовой (и закупочной) сети. Основными целями синдиката является удержание и расширение рынка сбыта, формирование цен на рынке и регулирование объема производства среди членов синдиката.

Трест - объединение юридически самостоятельных предприятий, руководимых управляющим центром в области производственной и коммерческой деятельности. Механизм управления трестами предполагает передоверие акционерами своих акций доверенным лицам. Акционеры продолжают получать дивиденды, но отказываются от права голоса.

Холдинговая компания (холдинг) - представляет собой организацию, владеющую контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. В состав активов холдинга входят контрольные пакеты акций других предприятий.

  1. Государство

6.1. Государство как субъект рыночной экономики

Государство как субъект  экономических отношений - это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия  экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности.

 Под совокупностью  организаций понимается взаимосвязанная  и иерархическая система управления  обществом и экономикой: глава  государства, правительство, парламент,  центральный банк, государственные  органы управления всех уровней.  Их важнейшая особенность в  том, что они в принудительном  порядке устанавливают условия экономической деятельности и контролируют их исполнение.

Во всех экономических  системах государство выполняет  функции по поддержанию общественного  порядка, законности, организации национальной обороны, денежного обращения, осуществляет сбор налогов, строительство дорог, мостов, учебных, медицинских организаций  и т. д.

Существенные позиции  государство занимает в традиционной экономике. В условиях отсталой, примитивной  техники, не позволяющей обеспечить экономический рост, государство  выполняет важные распределительные  функции, осуществляя перераспределение  значительной части национального  дохода. Эти средства направляются государством на оказание материальной поддержки беднейшим слоям населения.

В плановой экономике роль государства достигает значительных масштабов. Особенно это характерно для командной плановой экономики, функционирующей преимущественно  на основе административных методов  хозяйствования.

В условиях командной плановой экономики государство сосредотачивает  в своих руках экономическую  власть, принимает основные экономические  решения (что, сколько, как и для  кого производить), распоряжается государственной  собственностью, которая занимает доминирующее место в экономике.

В рыночной экономике государство  освобождается от несвойственных ему  функций (удовлетворение полностью  совокупного спроса, директивное  планирование и др.). Оно занимается тем, без чего обществу существовать в современных условиях нельзя и  чего избегает частный сектор экономики.

Особенность государства  как экономического субъекта - это  то, что оно не руководствуется  рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена, так как в своей законодательной и экономической деятельности, оно руководствуется целями согласования интересов различных слоев общества, поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и другими, которые выходят за рамки рыночных принципов.

Существование государства, как субъекта рыночной экономики, привело  к крайней необходимости государственного регулирования - государство как  самый крупный инвестор, владелец материальных и нематериальных средств, играет самую значительную роль на рынке.

Развитие рыночной экономики  приводит к появлению ряда негативных последствий, которые обостряют  ее внутренние противоречия, замедляют  темпы экономического роста. Возникновение  крупных предприятий, новых отраслей, потребность в строительстве  дорог, мостов, коммуникаций и т. д. требуют  больших затрат. В то же время  возврат этих средств, получение  по ним прибыли характеризуются  большим риском.

В этих условиях рынок вынужден несколько сократить свои масштабы и предоставить возможность государству  участвовать в экономической  деятельности наряду с частным бизнесом.

Усиление роли государства  в экономике происходит также  в результате обострения международной  конкуренции. Сложности сбыта продукции  на внутреннем рынке возрастают, а  доступ к внешним рынкам все более  затрудняется. Для укрепления своих  позиций на мировом рынке, защиты национальных производителей от иностранной  конкуренции предприниматели вынуждены  прибегать к защите государства.

Существенное влияние  на укрепление позиций государства  оказывает милитаризация экономики. Развитие новых отраслей военного производства требует огромных затрат, связанных  с риском потери капитала в случае свертывания этого производства в будущем. Так как частные  предприниматели не намерены взять  на себя риск, то такие отрасли создаются  государством.

На определенном этапе развития рыночной экономики появляются объективные предпосылки для достаточно широкого вмешательства государства в экономику. Увеличиваются государственные расходы на образование, социальное обеспечение, научные исследования, делаются попытки ограничить стихийное развитие рынка, усилить элементы планирования.

Активное участие государства в экономике - характерный признак социальной рыночной экономики. Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей, окружающей природной среды на основе экономической свободы, конкуренции, частной инициативы.

    1. Функции государства в рыночной экономике

Существование государства  связано с выполнением им совокупности функций общего и экономического свойства.

В современных условиях необходимо выделить следующие экономические  функции государства:

1) Социальная функция.  Главное ее назначение - обеспечить  общественное благополучие, создать  равные возможности в его достижении; 
2) Экологическая функция. Она обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую безопасность граждан. Государство принимает меры при экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает помощь жертвам экологических бедствий и т.д.; 
3) Налогообложение и взимание налогов. Важность этой функции состоит в том, что бюджет страны формируется из различного рода поступлений в виде налогов, сборов, обязательных платежей; 
4) Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Государство гарантирует всем членам общества и каждому в отдельности судебную помощь, обеспечение свободы, соблюдение интересов. Выполнение данной функции государства проявляется через деятельность правоохранительных органов, органов правосудия, государственной безопасности; 
5) Функция интеграции в мировую экономику. Понимание единства и взаимозависимости современного мира требует установление стабильных отношений между государствами; 
6) Функция обороны. Исполнение государством этой функции сегодня основывается на понимании новых отношений, складывающихся в мире.

    1. Принципы и цели государственного регулирования

Общая стратегия государственного регулирования рыночной экономики  базируется на следующих принципах:

1. При прочих равных  условиях предпочтение следует  отдавать рыночным формам организации  экономики. На практике это  означает, что государство должно  финансировать только те социально  значимые отрасли, которые не  привлекают частный бизнес.  
2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.  
3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.  
4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более "рыночную" форму оно облачено.  
5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных экономических отношений.

Государственное регулирование  рыночной экономики преследует три  цели:

- минимизацию неизбежных  негативных последствий рыночных  процессов, 
- создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,  
- обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

6.4.  Правовое регулирование экономики

Правовое регулирование  экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные  общества), предпринимательства и  коммерции, защиту прав покупателей  и интересов общества, равноправие  рыночных субъектов, посредничество между  предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой. В  системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет "антимонопольное  законодательство" и "дефляционная политика".

    1. Финансовое регулирование

Организатором же денежного  обращения может выступать только государство. Вот почему в широком  смысле финансы всегда представляют государственно-организованную систему  денежных отношений в обществе.

Основным источником государственных  доходов являются налоги, а также  предпринимательская деятельность самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в  аренду, продажа лицензий и права  на концессию).

Налоги - обязательные государственные сборы. Налоги делятся на две большие группы - налоги с населения и налоги с корпораций.

Информация о работе Экономические субъекты. Домашние хозяйства. Фирма. Предприятие. Государство