Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 11:53, реферат
Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на три группы: домашние хозяйства, фирмы (предприятия) и государство (правительство).
1. Введения
2. Экономические субъекты
3. Домашнее хозяйство
3.1. Понятие и виды домохозяйств
3.2. Классификация домохозяйств
3.3. Домохозяйства как субъекты рынка
3.4. Роль домохозяйств в развитии рынка
4. Фирма
4.1. Понятие фирмы
4.2. Основа предпринимательской деятельности и ее виды
4.3. Организационно-правовая классификация фирм
4.4. Цели деятельности фирмы
5. Предприятие
5.1. Понятие предприятия, его цели и задачи в рыночном хозяйстве
5.2. Виды предприятий и их характеристика в современных условиях
6. Государство
6.1. Государство как субъект рыночной экономики
6.2. Функции государства в рыночной экономике
6.3. Принципы и цели государственного регулирования
6.4. Правовое регулирование экономики
6.5. Финансовое регулирование
6.6. Государственное предпринимательство
6.7. Социальное регулирование
7. Заключение
8. Список литературы
Таким образом, индивидуальный предприниматель единолично принимает все решения по производственно-хозяйственной деятельности. Преимуществами индивидуального предпринимательства являются минимальный контроль со стороны государства (это позволяет самостоятельно распределять прибыль), мобильность действий предпринимателя (это дает возможность менять виды деятельности), приемлемые налоговые условия (индивидуальный предприниматель платит только подоходный налог).
В коллективном предпринимательстве хозяйственные операции осуществляются коллективным субъектом. Для этого образуется предприятие (общество).
Предпринимательская деятельность
в любой сфере регулируется государством
через механизм финансовой системы
(через налоги, кредиты, страхование
и т.п.). В то же время она опирается
на правовую базу независимо от видов
предпринимательской
Общество с ограниченной ответственностью. Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) называется учрежденное одним или несколькими лицами коммерческое юридическое лицо, уставный капитал которого разделен на доли. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Акционерное общество. Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на равные доли, каждая из которых представлена ценной бумагой - акцией. Размер прав акционера (дивиденды, количество голосов на общем собрании и величина ликвидационной квоты) определяется строго пропорционально числу акций. Одна обыкновенная именная акция дает право одного голоса.
Акционерное общество может быть открытым или закрытым. В открытом акционерном обществе (ОАО) допускается открытая подписка на акции и свободная продажа их любым третьим лицам. В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции не могут продаваться третьим лицам без согласия остальных акционеров. Число акционеров ЗАО не должно превышать 50. Прекращение членства в акционерном обществе наступает автоматически в результате продажи акционером всех своих акций. Эта особенность ОАО позволяет участвовать в нем неограниченному кругу лиц, свободно входить и выходить из него.
Производственный кооператив. Производственный кооператив - это коммерческое юридическое лицо, созданное не менее чем пятью юридическими или физическими лицами путем добровольного объединения своего имущества и усилий для совместной производственной деятельности с целью извлечения прибыли и распределения ее между членами кооператива.
Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли.
Существуют два подхода
к внутрифирменной
- деятельность фирмы описывается ее производственной
функцией, так что при всех возможных комбинациях
факторов производства обеспечивается
максимальный выпуск продукции;
- фирма выбирает комбинацию факторов
с наименьшими издержками для каждого
возможного объема выпуска продукции.
Это дает возможность вывести кривые средних
и предельных издержек.
5.1. Понятие предприятия, его цели и задачи в рыночном хозяйстве
Предприятие представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства и реализации продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).
По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.
Главной целью создания и
функционирования предприятия является
получение максимально
Задачами действующего предприятия являются:
- получение дохода владельцем
предприятия (среди владельцев
могут быть государство,
- обеспечение потребителей продукцией
предприятия в соответствии с договорами
и рыночным спросом;
- обеспечение персонала предприятия заработной
платой, нормальными условиями труда и
возможностью профессионального роста;
- создание рабочих мест для населения,
живущего в окрестностях предприятия;
- охрана окружающей среды: земли, воздушного
и водного бассейнов;
- недопущение сбоев в работе предприятия
(срыва поставки, выпуска бракованной
продукции, резкого сокращения объемов
производства и снижения рентабельности).
Задачи предприятия
- интересами владельца;
- размерами капитала;
- ситуацией внутри предприятия;
-внешней средой.
Перечисленные выше задачи,
предприятия могут решать только
в том случае, если в своей работе
будут придерживаться определенных
принципов и выполнять
Большинство предприятий, действующих в современных рыночных условиях хозяйствования, являются коммерческими. Поэтому достижение поставленных перед коммерческим предприятием целей в условиях рынка возможно при соблюдении ряда принципов его функционирования:
- экономичность (достижение
заданных результатов при
- финансовая устойчивость (предприятие
на каждый момент времени может произвести
необходимые платежи);
Однако предприятия можно классифицировать по следующим направлениям:
- по назначению производимой
продукции или работ, услуг;
-по количеству собственников;
- по формам собственности;
-по масштабам деятельности;
- по целостности и степени подчиненности;
- по организационно-правовым формам;
-по принадлежности капитала;
-по организационно-экономическим формам;
По назначению предприятия можно подразделить на следующие типы:
- Производственные, осуществляющие
производство продукции
- Коммерческие предприятия
- занимающиеся перепродажей
- Финансовые, предоставляющие
на платной основе кредиты
коммерческим предприятиям, осуществляющие
прием денежных средств и
- Консультативные (консалтинговые), специализирующиеся на оказании профессиональных платных услуг по управлению и информационно-консультативному обслуживанию.
По количеству собственников различают индивидуальное предприятие (только один собственник) и коллективное (собственников несколько).
Предприятие может
принадлежать к различным форма
1) Частные предприятия,
находящиеся в частной
- индивидуальные предприятия,
основанные на личной
- семейные предприятия, основанные на
собственности и труде членов одной семьи;
- коллективные предприятия осуществляющее
предпринимательскую деятельность на
основе находящего в его собственности
имущества, разделенного в порядке, предусмотренном
Уставом на вклады всех работников. (Виды:
акционерное общество, товарищество).
2) государственные и
Государственное предприятие
учреждается государственными
Муниципальное предприятие - это предприятие, учреждаемое органами местного самоуправления. Отличительной чертой муниципальных предприятий является то, что они, как правило, не носят коммерческого характера и цель их деятельности - поддержание минимального уровня социальной защиты населения в данном регионе.
3) совместные предприятия,
основанные на базе
- Арендное предприятие
- это предприятие,
Акционерное предприятие - форма организации производства, основанная на централизации денежных средств посредством продажи акций. При этом держатели акций являются совладельцами и имеют право на участие в управлении предприятием.
По масштабам деятельности предприятий выделяют:
- мелкие предприятия, или
малый бизнес (не более 100 человек);
- средние предприятия, или средний бизнес
(не более 499 человек);
- крупные предприятия, или крупный бизнес
(свыше 500 человек).
Как показывает мировая практика, малые предприятия обладают следующими положительными чертами: гибкость и оперативность в действиях, приспособляемость (адаптация) к местным условиям, невысокие расходы по управлению, возможность более быстрой реализации идей, высокая оборачиваемость капитала и др.
Однако малые предприятия
(а к ним относят и
Средние предприятия, в отличие от мелких, не так многочисленны. Средние предприятия иногда называют “вымирающим классом” в связи с тем, что:
- они не обладают такой
гибкостью и многочисленностью
как мелкие и не имеют такой
мощи как крупные (то есть
занимают как бы промежуточное
положение);
- средние предприятия могут выжить лишь
придерживаясь “нишевой” специализации,
то есть захватить отдельные сегменты
рынка и становясь там мини-монополией.
Вместе с тем среднее
предприятие более устойчиво, чем
мелкое, так как специализированный
рынок менее подвержен
Крупные предприятия обычно ассоциируются с понятием монополии. Однако это не совсем точно: во-первых, играет роль масштаб деятельности самого предприятия; во-вторых, в рыночной экономике не может быть абсолютной монополии из-за действия таких факторов как конкуренция, рост и расширение рынков, НТП.
Преимущества крупных
предприятий состоят в
1) только крупным предприятиям
доступно массовое
2) крупные предприятия являются проводниками
НТП, так как имеют возможность освоения
новых отраслей и проведения крупных научно-исследовательских
работ;
3) крупные предприятия характеризуются
устойчивостью и прочностью положения,
что способствует повышению стабильности
в экономике. Крупные компании никогда
не ликвидируются физически, а лишь меняют
владельцев;
4) только крупным компаниям доступна значительная
экономия общественного труда через экономию
на масштабах производства, комбинирование,
а также обеспечение занятости в крупных
масштабах. Однако преимущества крупной
компании - это еще не гарантия постоянного
повышения ее доходов и прибыли. Дело в
том, что каждая компания имеет пределы
своего роста, обусловленные размерами
деятельности.
Организационно-правовые формы - это комплекс юридических, правовых и хозяйственных норм, определяющих характер, условия и способ формирования отношений между собственниками предприятия, а также предприятием и другими субъектами хозяйственной деятельности.
По организационно-правовой форме хозяйствования коммерческие предприятия могут создаваться в виде:
1) Хозяйственные товарищества и общества:
- Полное товарищество - это
объединение, участники
- Товарищество на вере
(коммандитное товарищество) - это
товарищество, в котором наряду
с полными товарищами, которые
осуществляют
- Общество с ограниченной ответственностью;
-Общество с дополнительной ответственностью;
- Акционерное общество.
Информация о работе Экономические субъекты. Домашние хозяйства. Фирма. Предприятие. Государство