Экономические реформы, их последствия. Оформление новой федеративной системы, отношения центра и регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:38, реферат

Краткое описание

В России исторически складывались предпосылки для формирования федерации: полиэтнический характер государства; существование в прошлом многообразных форм взаимодействия центра и регионов, имевших преимущественно интеграционный характер; протяженность территории и разнообразие территориальных условий, жизненных укладов. При строительстве федеративного государства, исходя из политических целей и исторической обусловленности, необходимо сочетание территориального и национально-территориального подходов.

Оглавление

Введение стр. 3
1. Экономические реформы, их последствия стр. 4
2. Оформление новой федеративной системы, отношения центра и регионов стр. 9
Заключение стр. 14
Словарь стр. 15
Список использованной литературы стр. 16

Файлы: 1 файл

Экономические реформы.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экономические реформы, их последствия. Оформление новой  федеративной системы, отношения центра и регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение                                                                                                                                  стр. 3

1. Экономические реформы, их последствия                                                                      стр. 4

2. Оформление новой федеративной системы, отношения центра и регионов               стр. 9

Заключение                                                                                                                           стр. 14

Словарь                                                                                                                                  стр. 15

Список использованной литературы                                                                                  стр. 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Российские  реформы 1990-х годов были полной противоположностью китайским. В основе избранной стратегии лежала шоковая терапия, ориентация на современные американские и европейские институты при отсутствии значительных институциональных инноваций и опоры на институциональный эксперимент. Все основные реформы проводились практически одновременно без тщательного учета ресурсных ограничений и выбора последовательности реформенных мероприятий. Игнорировались интересы слабых - достаточно упомянуть полное обесценение сбережений в 1992 году, резкое падение жизненного уровня, невыплаты заработной платы, фактическое разорение большинства предприятий несырьевого сектора на начальном этапе реформы. Население ответило взрывной интенсификацией неуправляемых перераспределительных процессов — ростом теневой экономики, коррупции, преступности. Правительство даже не пыталось найти адекватные меры, чтобы сдержать эти процессы. Избранные им методы приватизации, снижение регулирующей роли государства, пренебрежение промышленной политикой способствовали развитию негативных тенденций. Массовое недовольство вылилось в восстание парламента против президента. Соблюсти политические ограничения не удалось. Расстрел Белого дома осенью 1993 г. дискредитировал демократию, и её сворачивание стало делом времени. Внедрявшиеся «передовые» институты атрофировались, перерождались или вовсе отторгались неадекватной им культурной и институциональной средой.

Федерализм является одной  из фундаментальных основ формирования современной российской государственности. В современной российской модели федерализма взаимодействуют друг с другом централизованное и децентрализованное, дуалистическое и кооперативное начала, что позволяет представить ее как развивающуюся.

В России исторически складывались предпосылки для формирования федерации: полиэтнический характер государства; существование в прошлом многообразных форм взаимодействия центра и регионов, имевших преимущественно интеграционный характер; протяженность территории и разнообразие территориальных условий, жизненных укладов. При строительстве федеративного государства, исходя из политических целей и исторической обусловленности, необходимо сочетание территориального и национально-территориального подходов.

Федерализм представляет собой концепцию территориального распределения политической власти, на основе которой институализируется федеративное государство. Важнейшим признаком федеративного государства является определенная степень автономии и независимости его субъектов, не выходящая за рамки, определенные конституционным устройством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономические реформы, их последствия

Хронология  экономических реформ:

  1. Либерализация цен.

В ноябре 1991 года было объявлено о предстоящей либерализации цен.

19 декабря 1991 года вышло  постановление правительства РСФСР  № 55 «О мерах по либерализации цен».

Решение о либерализации  цен вступило в силу со 2 января 1992 года. Этим действием всем экономическим  агентам разрешалось самостоятельно устанавливать цены на продаваемую  ими продукцию. Исключения были немногочисленными  — государственное регулирование  предполагалось осуществлять при установлении цен на основные виды топлива и энергии, на некоторые виды услуг транспорта и связи, а также на ряд потребительских товаров и услуг первой необходимости. При этом процесс государственного регулирования осуществлялся крайне неэффективно — во многих случаях «контролируемые» цены росли даже быстрее, чем свободные. Например, в 1992 году индекс цен на электроэнергию (55,1) и грузовые железнодорожные перевозки (35,6) был выше среднего индекса цен по промышленности в целом (33,8). Таким образом, либерализация цен была одномоментной и фактически тотальной.

  1. Приватизация.

29 января 1992 года  Б. Н. Ельцин подписал указ  о начале «малой приватизации». В рамках российских реформ в середине 1992 года была принята программа массовой приватизации средних и крупных предприятий путем распространения ваучеров среди всего населения. 1 июня 1992 г. Госкомимуществом России во главе с А. Б. Чубайсом была разработана Концепция приватизации. 19 августа 1992 года подписан Указ Б. Н. Ельцина о ваучерной приватизации. 30 июня 1994 г. был завершён первый (чековый) этап приватизации в России. 1 июля 1994 года начался «денежный» этап приватизации.

  1. Налоговая реформа.

В 1992 году в России был введён НДС. 1 января 1999 г. вступил в силу впервые введённый в России Налоговый кодекс РФ (часть I).

  1. Земельная реформа.

25 марта 1992 года  подписан Указ президента России  «О продаже земельных участков  гражданам и юридическим лицам  при приватизации государственных  и муниципальных предприятий». 24 декабря 1992 г. Верховный совет РФ принял закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства». 21 октября 1993 года подписан Указ Б. Н. Ельцина о разрешении частной собственности на землю и признании многообразных форм хозяйствования на земле. 27 октября 1993 г. президент РФ подписал указ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». 11 декабря 1993 года подписан Указ президента РФ о государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость. В 1993 г. право частной собственности на землю было закреплено в Конституции РФ, принятой в декабре 1993 года. 7 марта 1996 г. президент РФ подписал указ «О реализации конституционных прав граждан на землю».

  1. Денежные реформы.

24 июля 1993 года  произведён обмен банкнот и  введение российской национальной  валюты. Разделение денежного пространства  со странами СНГ. С 1 января 1998 года рубль был деноминирован в 1 тыс. раз.

  1. Реформа угольной отрасли.

В 1996 году была начата масштабная реформа угольной отрасли.

В 1991 году российское политическое руководство осознало неизбежность срочных мер для  сохранения Российского государства как единой многонациональной державы, основанной на принципах федеративного устройства. Судьба России зависела от быстрого и успешного проведения комплекса реформ во всех сферах, способных остановить разрушительные дезинтеграционные и возродить интеграционные процессы.

В противовес потерпевшему неудачу стремлению в годы «перестройки»  совместить введение рыночных механизмов с социалистической экономикой российское руководство во главе с Борисом  Ельциным предложило альтернативный вариант  — либерально-радикальное реформирование экономики страны.

В конце октября 1991 года на V Съезде народных депутатов  президент России Б.Н. Ельцин обнародовал программу экономических преобразований на 1992 год. Молодые экономисты Егор Гайдар, Александр Шохин, Анатолий Чубайс, подготовившие программу либеральных реформ с учётом советов западных экспертов, были убеждены в том, что административно-командную экономическую систему с централизованным управлением и распределением необходимо немедленно сломать. В основе радикальной «шоковой терапии» лежали методы, разработанные «чикагской школой», предусматривавшие одномоментный запуск всех рыночных механизмов без ограничений с целью быстрого перехода к рыночной экономике. Реформаторы считали, что рынок сам выведет страну из экономического кризиса без государственного регулирования экономики. Программа либеральных реформ предусматривала приватизацию, то есть разгосударствление собственности и передачу её в частные руки с целью создания слоя собственников и превращения частного сектора в преобладающий сектор экономики. Это должно было привести к максимальной свободе и полной ответственности владельцев предприятий за результаты хозяйственной деятельности, избавить государство от несвойственных ему функций.

Важнейшим направлением реформ была либерализация, а именно введение свободных цен на товары и услуги. Механизм свободного ценообразования покажет, что, как и какое количество товаров производить и на каких рынках продавать. Предприятиям потребуется избавиться от больших потерь и растраты ресурсов. Платёжеспособный спрос потребителей превратится в регулятор производства, дефицит будет преодолен. При этом перекладывать на потребителей удорожание затрат на производимую продукцию будет все сложнее. И, наконец, финансовая стабилизация, нацеленная на достижение макроэкономического равновесия, снижение до минимума инфляции, сокращение дефицита государственного бюджета, укрепление курса национальной валюты и достижение конвертируемости рубля; с помощью либерализации финансового рынка обеспечение притока иностранных инвестиций в страну.

Предложенная  программа либерально-радикальной  модернизации с широким применением  монетаристких принципов была поддержана Международным валютным фондом, Всемирным  банком Реконструкции и Развития и другими международными финансовыми организациями.

Б.Н. Ельцин сам возглавил правительство реформ, а молодые экономисты-реформаторы вошли в состав нового правительства. Выступая на V съезде народных депутатов России, Б.Н. Ельцин предупредил, что лишения ждут всех россиян примерно полгода. «Затем снижение цен, наполнение потребительского рынка товарами, а к осени 1992 года — стабилизация экономики, постепенное улучшение жизни людей».

Программа либеральных  реформ начала действовать. В январе 1992 года были «отпущены» розничные цены. Но в условиях всеобщего товарного дефицита и отсутствия конкуренции товаропроизводителей цены выросли не в 3-5 раз, как предполагали новые министры, а в 10-12 раз, а к концу года 100—150 раз. Замороженные в январе 1992 года денежные вклады населения обесценились. Повышение в бюджетной сфере заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат на 70 % далеко отстало от темпов роста цен. Результаты либерализации оказались неожиданными. Произошло резкое падение уровня жизни большинства населения, особенно занятых в бюджетной сфере. В промышленности проявился кризис взаимных неплатежей. Не получая денег за произведенную продукцию, предприятия страны оказались практически в состоянии паралича. Задерживались выплаты заработной платы, пенсий, пособий. Курс рубля резко упал, в стране произошла бурная инфляция. Финансовая стабилизация не состоялась. Меры по либерализации привели к возникновению «теневого» бизнеса, оттоку капитала из России за рубеж до 20 млрд долларов в год.

Все эти негативные явления обострили отношения между законодательной (Верховным Советом РСФСР) и исполнительной (президентом России, его администрацией, правительством) властями. В Верховном Совете РСФСР сформировалось оппозиционное монетаристскому курсу правительства большинство депутатов. Суть нараставшего противостояния заключалась в разных подходах к решению проблем переходного периода, реализации рыночных реформ в стране. Президент и его сторонники боролись за усиление центральной исполнительной власти и ускоренное проведение начавшихся радикальных экономических реформ. Верховный Совет выступал за более плавный и сбалансированный переход к рыночной экономике с ведущей ролью государственного регулирования. В стране нарастало недовольство радикальными реформами.

В этих сложных  социально-экономических условиях летом 1992 года была утверждена программа чековой (ваучерной) приватизации, одного из вариантов разработанных Госкомимуществом во главе с А.Чубайсом. Всему населению страны с 1 октября 1992 года бесплатно раздавались приватизационные чеки («ваучеры») номинальной стоимостью 10 тыс. рублей (стоимость двух автомашин «Волга»). «Ваучер» рекомендовалось вложить в предприятие или инвестиционный фонд, чтобы получать проценты от прибыли, или продать чек. Правительство рассчитывало, что ваучерная приватизация нейтрализует негативные последствия радикальных реформ, в стране возникнет «средний класс» собственников — акционеров, которые поддержат правительство. Но ваучерная приватизация оказалась неэффективной, и массового слоя собственников не возникло. Активные скупщики «ваучеров», которых стали называть «новыми русскими», сконцентрировали в своих руках собственность, и стали ее реальными владельцами. Отсутствие средств у большинства населения привело к раздаче за минимальные суммы госсобственности преимущественно чиновникам и криминальным структурам. Приватизация сопровождалась хищениями госсобственности, ростом коррупции и преступности в стране. «Оборотистыми» дельцами были созданы фонды — финансовые пирамиды — такие как, «МММ», «Хопёр-Инвест», «Тибет», «Русский дом Селенга», «Властелина» и т. д., которые аккумулировали денежные средства доверчивых вкладчиков. Организаторы подобных фирм присвоили их деньги, в результате чего, в стране появился социальный слой обманутых вкладчиков, ведущих борьбу за возвращение своих вложений по настоящее время.

Информация о работе Экономические реформы, их последствия. Оформление новой федеративной системы, отношения центра и регионов