Экономические циклы на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также в необходимости характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть объективные причины циклов;
2. рассмотреть основные фазы делового цикла;
3. исследовать особенности циклического развития в экономике России.
4. проанализировать антициклическое регулирование российской экономики;

Оглавление

Введение 3

1. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики 5

1.1 Экономический цикл: содержание, фазы, характерные черты 5

1.2 Теории экономического цикла: показатели и причины 11

1.3 Антициклическая политика 14

2. Циклическое развитие экономики России 16

2.1 Характеристика экономики России 16

2.2 Антикризисная политика России 18

Заключение 27

Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Экономический цикл.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

По данным Росстата и последней переписи населения, теневая экономика в России составляет 16 процентов от ВВП. В этом секторе занято 13 миллионов человек. Эти цифры означают, что правовая матрица, существующая в стране, не удовлетворяет значительную часть населения, поэтому до сих пор существует большое количество видов деятельности, которые не попадают в поле зрения ни статистической, ни налоговой сферы.

В 2011 году в российской экономике последствия кризиса по-прежнему ощущаются. Но промышленное производство растет, рынок труда активизировался, кредитование постепенно восстанавливается. Поэтому в 2011 году прирост ВВП ожидается более высокий, чем в предыдущем году, примерно 4,2-4,5%. Однако при этом намечается более высокий уровень инфляции. Официальный прогноз властей РФ по росту экономики составляет 4,2% и 3,9% в 2011 и 2012 году соответственно. По оценке Минэкономразвития РФ, в январе-феврале текущего года российская экономика выросла на 4,4% в годовом исчислении.

По прогнозам Всемирного Банка, сделанным в конце марта, в 2011 году российская экономика стабилизировалась, и будет расти быстрее мировой. Банк улучшил свой прогноз по росту экономики России на текущий год, подняв его с 4,2% до 4,4%. Это выше прогнозируемых темпов роста мировой экономики (3,1%), которая придерживается умеренных темпов. Однако этот рост снова будет опираться на благоприятную нефтяную конъюнктуру.
Промышленное производство в 2011 году покажет меньшие темпы роста за счет эффекта высокой базы. Дело в том, что в 2009 году показатель сократился почти на 10%, чем и объясняется рост в 2010 году на 8,2%. В текущем году промышленное производство вряд ли вырастет более чем на 5,5-6%.

Темпы роста ВВП в 2011-2012 гг. «могут быть ограничены и будут зависеть от устойчивости роста потребления и темпов восстановления объемов долгосрочного кредитования частного сектора».
В первом полугодии 2010 г. инфляция в стране составила 4,4%. Во втором полугодии 2010 г. участники рынка активизировались и пустили часть своих сбережений в оборот, увеличивая объемы производства, набирая персонал и индексируя заметно «похудевшие» зарплаты, что подстегнуло дальнейший рост цен. Также в связи со сложными погодными условиями на уровень инфляции заметное влияние оказала динамика цен на плодовоовощную продукцию. Именно этот сегмент внес наибольший вклад в инфляционный рост, в результате которого инфляция в 2010 г. составила 7,6%, что явилось рекордом за последние десять-пятнадцать лет.

Рис. 5. Ежегодный прирост инфляции в России в 2002–2011 гг. (прогноз), %

Однако в 2011 году чувствуется более высокое инфляционное давление, причинами которого выступают как высокие мировые цены на продовольствие, так и собственные внутри российские проблемы, связанные с засухой и неурожаем прошлого лета. Таким образом, с июня 2010 г. по февраль 2011 г. рост цен на продовольствие в РФ составил 17,5%.
Так или иначе, но в нынешних условиях большинству экспертов представляется маловероятным правительственная планка инфляции в 6-7% – скорее всего, а 2011 г. цены вырастут на 8-9%. Возможно, что инфляция покажет меньшие цифры лишь в 2012 г. – около 7%. Стоит отметить, что Минэкономразвития пока не меняет официальный прогноз по инфляции на 2011 год – 6-7%, несмотря на сохраняющиеся высокие темпы роста цен на продовольствие. На 2012 год плановый показатель инфляции, заложенный в бюджет, составляет 6%.

Всемирный Банк эти ожидания считает слишком оптимистичными: «В 2011 и 2012 годах риски высоких темпов инфляции сохраняются в связи с дополнительными бюджетными расходами в предвыборный период. Мы не ожидаем снижения инфляции потребительских цен ниже 8% в 2011 году и 7% в 2012 году, если только не будет проведено ужесточение бюджетной политики».

 

 

 

 

2.2 Антикризисная политика России

 

Российские власти пытаются действовать по рецептам, применяемых в развитых странах: выделяя средства на рекапитализацию банковской системы, объявляя о снижении налоговой нагрузки на предприятия, приобретая проблемные активы и оказывая избирательную поддержку отдельным отраслям народного хозяйства.

Но все эти меры осуществляются медленно, непрозрачно и часто оказываются малоэффективными, а ресурсы направляются не столько на защиту интересов большинства граждан России, сколько на спасение активов и титулов собственности узкого круга влиятельных бизнесменов.

Единственной эффективной мерой является антициклическое управление движением капитала. Оно уменьшит объем зарубежных кредитов во время экономического подъема и предотвратит бегство капитала во время спадов. Вместо того чтобы выражать недовольство ограничениями, МВФ следует активно помогать развивающимся странам (и России) их внедрять. Общей целью реализуемой Правительством России и Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики.

В настоящее время Правительство РФ выдвинуло следующие программы, которые помогут в борьбе с последствиями мирового финансового кризиса:

1. Курсовая политика;

2. Поддержка банковской системы;

3. Поддержка финансового рынка и защита российских предприятий от недружественных поглощений;

4. Налоговая и бюджетная политика;

5. Тарифная политика;

6. Содействие занятости населения;

7. Жилищное строительство и содействие гражданам на рынке жилья;

8. Поддержка деловой активности в реальном секторе экономики;

9. Нефтяная промышленность;

10. Автомобилестроение;

11. Сельхозмашиностроение;

12. Оборонно-промышленный комплекс;

13. Малый и средний бизнес;

14. Авиационные перевозки;

15. Розничная торговля;

16. Аграрно-промышленный комплекс;

17. Инфраструктурные проекты;

18. Организационное сопровождение реализации антикризисных мер.

Была образована Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики во главе с И.И.Шуваловым. Во-вторых, в данный период проводится мониторинг состояния рынка труда и ситуации на предприятиях реального сектора экономики (в рамках рабочей группы во главе с А.Д.Жуковым). В-третьих, утвержден план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. И, наконец, в-четвертых, предусматривается принятие ряда законодательных актов, направленных на развитие финансовой и банковской инфраструктуры:

· совершенствование процедур реорганизации коммерческих организаций, включая кредитные, путем исключения безусловного права кредиторов на досрочное погашение долга в случае реорганизации;

· совершенствование механизмов регулирования несостоятельности финансовых организаций;

· совершенствование залоговых правоотношений;

· расширение возможностей инвестирования средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля;

· обеспечение возможности допуска профучастников рынка ценных бумаг к операциям рефинансирования со стороны ЦБ;

· снятие ограничений, связанных с размером уставного капитала и стоимостью чистых активов хозяйственных обществ, в целях повышения возможностей по привлечению финансирования;

· разработка механизмов снижения рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства;

· введение депозитарного учета закладных, снижающего издержки при обращении закладных, в целях упрощения секьюритизации и рефинансирования ипотечных кредитов;

· введение общего собрания владельцев облигаций как механизма консолидации мнений владельцев облигаций;

· уточнение условий выпуска биржевых облигаций. Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. Средства для покрытия бюджетного дефицита государство будет искать не только в резервном фонде. Вырастет и внутренний долг.

В случае более резкого, чем можно сейчас предположить, спада бюджетных доходов возможно финансирование дефицита бюджета через рост внутреннего долга - объема выпущенных Минфином облигаций, которые может рефинансировать ЦБ, считает первый зампредседателя банка Алексей Улюкаев.

Мировой экономический кризис не завершился в 2009 году. Согласно оценке Института глобализации и социальных движений (ИГСО), изложенной в докладе «Кризис глобальной экономики и Россия» он может продлиться до 2013

Ставка на его завершение к концу 2009 года безосновательна. Она влечет за собой лишь бесперспективное расходование валютных резервов страны, уже сократившихся c 1 августа почти на $120 млрд. России для смягчения воздействия кризиса и дальнейшего выхода из него требуется не только поддержка производства, но и стимулирование потребительского спроса. Это означает отказ от всей прежней политики удешевления рабочей силы и переход к техническому перевооружению индустрии. Выжидательная антикризисная политика лишь истощит ресурсы страны, усилив поражение кризисом национального хозяйства.

На следующий год ожидания властей пока находятся на отметке в 4,2% роста по ВВП. Экономический рост на 4% экономисты называют лишь восстановительным и говорят, что он не является качественным ростом российской экономики. Термин "восстановительный рост" предложил Егор Гайдар в 2000 году, когда после провального 1999 года ВВП вырос на 10%. Эксперты считают, что это определение очень точно описывают сложившуюся сегодня ситуацию. Как считает председатель Межгосударственного статистического комитета СНГ Владимир Соколин, "и тогда, и сейчас причиной некоторого роста ВВП была вовсе не успешная экономическая политика, а эффект базы, мы просто оттолкнулись от дна". Соколин считает, что уходящий год не был использован правительством для лечения основной российской болезни - сырьевой зависимости. Согласен с ним директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев: "Можно спорить, закончен кризис или нет, но породившие его причины не устранены". В частности, эксперт отмечает, что не предпринимались попытки снизить спекулятивность экономики. По мнению г-на Николаева, рост на 4% - это неплохой показатель, хотя он и вызывает некоторые сомнения из-за несопоставимости данных Росстата. [8 ]

В ФБК прогнозируют, что в 2011 году сойдет на нет эффект отложенного спроса и эффект базы, которыми был обусловлен экономический подъем в этом году, и рост ВВП будет в пределах от 0 до 1,5%. Есть и более оптимистичные прогнозы. Как полагает директор аналитического департамента "Банка Москвы" Кирилл Тремасов, в следующем году умеренные темпы роста ВВП сохранятся на уровне около 4 %, при этом будет достаточно высокая инфляция - 10,5 %. Но г-н Тремасов так же разочарован годом уходящим: "Неблагоприятные изменения в инвестиционном климате России делают маловероятным сценарий ускорения экономического роста за счет притока иностранного капитала". Игорь Николаев также считает, что улучшению ситуации в экономике не способствуют и амбициозные планы России по проведению крупнейших спортивных мероприятий - Олимпиады в Сочи-2014, Универсиады в Казани-2013, гонок "Формулы-1" и, конечно, Чемпионата мира по футболу-2018. "Расходы на все эти мероприятия будут непомерными - по нашей оценке, только на ЧМ мы потратим 86,8 млрд долларов, и риски очень велики", - говорит Николаев. [12 ]

    По мнению Никиты Масленникова, советника Института современного развития, даже этот сценарий, когда 15-20% россиян будут жить по западным меркам, является оптимистичным, поскольку для этого еще очень нужно постараться. Для настоящей модернизации может не хватить времени, говорит он. "2011 год - критический, переходный год для России. Россия стоит на исторической развилке, когда нужно определить вектор развития", - уверен эксперт. Г-н Масленников считает, что России нужна институциональная революция: "Она может начаться с бюджетной реформы и структурной реформы в социальной сфере. Вот где у нас черная дыра". Гонтмахер согласен, что из всего того, что произошло в 2010 году, государство не сделало институциональных выводов. Он считает, что пока еще, до 2012 года есть шанс повернуть ситуацию в другое русло, но для этого нужно "серьезное политическое решение" - осознание того, что идет разрыв страны. [12 ]

Сквозь пелену пессимистичных прогнозов пробиваются позитивные ростки гражданского осознания, считают эксперты. Игорь Николаев говорит, что реальных оценок состояния дел в обществе становится больше, в том числе в экспертной среде, активная часть населения проявляет небезразличие. Складывающаяся ситуация "достает" все большее количество людей, согласен Никита Масленников. Он говорит, что пришло время коалиционных действий: в качестве позитивного примера эксперт привел активную борьбу бизнеса за снижение социальных страховых соборов - президент в итоге сделал переходный период для ряда предприятий малого и среднего бизнеса на более высокую ставку налогов (26% вместо 34%). [8 ]

Однако пока экспертные и профессиональные сообщества намечают путь к консолидации, может вырасти социальная напряженность в других слоях. Как говорит Евгений Гонтмахер, в регионах нарастает волна недовольства в бюджетной сфере, поскольку, по его данным, иду сокращения в больницах и школах. Всколыхнули страну и последние националистические акции, прошедшие в Москве. То, что эти протесты были не просто националистическими, а имеют свои корни в принципе в социальной неудовлетворенности текущей ситуацией в стране, согласны многие эксперты. Евгений Минченко, директор международного института политической экспертизы, видит серьезные риски в этих тенденциях. По его мнению, два наиболее вероятных для России и опасных для власти идеологических направления сейчас - это "национализм, дополненный социальным популизмом, который в крайне форме может перерасти в национал-социализм, и региональный патриотизм, который в крайней форме может перерасти в сепаратизм".[12 ] Он отмечает, что стратегия решения межнациональных проблем по-прежнему не ясна. Кстати, одним из первых документов, подписанных Владимиром Путиным при его вступлении на президентский пост на первый срок, была федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе". Однако, как говорят эксперты, серьезного внимания и финансирования ей не было уделено, продолжения она не получила.

Информация о работе Экономические циклы на современном этапе