Экономические блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 05:19, реферат

Краткое описание

Вопрос ограниченности ресурсов и благ в современном мире является одним из самых актуальных. Известно, что запасы многих природных ресурсов уже находятся в дефиците, а то, что некоторые сохранились в достаточно больших количествах, не означает их нескончаемость. Удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Понятно, что при постоянном увеличении населения земли, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время уже можно заметить, что на производство благ тратиться огромное количество ресурсов.

Оглавление

Введение
Экономические блага и их классификация
Ограниченность благ
Доход
Производная кривая
Список литературы

Файлы: 1 файл

экономические блага бильтяева.docx

— 62.50 Кб (Скачать)

Общественный  выбор — процесс, в котором  так или иначе индивидуальные предпочтения должны быть скомбинированы в коллективное решение. В демократическом обществе главный механизм общественного выбора — демократический избирательный. Если рынок демонстрирует объективное неравенство предельного продукта труда, предельного продукта других факторов, доходов и т.д., то избирательный механизм на поверхности воплощает равенство, поскольку действует принцип «один человек — один голос». Как бы ни действовал этот механизм, в конечном счете, калейдоскоп предпочтений будет сведен к единственному решению, главной особенностью которого будет его неделимость для всего населения.

Мы еще  вернемся к спорным и трудным  проблемам общественного выбора. Тем не менее, даже при наличии  таких проблем государственный  сектор признается абсолютно необходимым, поскольку считается, что с ним  экономика действует на кривой производственных возможностей (КПВ), а без него (т.е. только как частная экономика) —  внутри КПВ. Государственный сектор обеспечивает законы, оборону, дороги, здравоохранение, образование, финансовую систему, общественный порядок и безопасность и т.д.

С точки зрения эффективности решения госсектора могут стать вредными, просто перераспределительными и эффективными. В демократических странах первый сценарий встречается реже, второй является нормальным (он ведет к увеличению расходов одних за счет других), третий сценарий имеет высокую вероятность. Этот третий сценарий обеспечивает улучшения по Парето. Такие улучшения означают увеличение полезности для всех без ущерба для кого бы то ни было. Обязательная вакцинация, поддержка научных исследований, улучшение общего образования дают выигрыш всем.

Избирательный процесс теоретически имеет, как  мы уже знаем, два контекста. Один — единодушное решение избирателей. Основанные на нем решения властей полностью отражают единообразные предпочтения населения. Другой контекст — появление большинства (правило большинства нам уже известно). Единодушие избирателей гарантирует решения властей по сценарию улучшений по Парето. К сожалению, единодушие — чисто теоретическая схема. Даже если систему решений по консенсусу (решение считается принятым, если нет официальных возражений) принять не для всего населения, а только для правительства, то такое правительство сможет лишь поддерживать статус-кво, каким бы оно ни было — плохим или хорошим.

Правило большинства  как основа принятия решений не гарантирует  сценарий с улучшениями по Парето. Скорее, большинство сдвигает точку  на КПВ в свою пользу, создавая проблемы для меньшинства. Поэтому одним  из средств против диктатуры большинства является применение правила супербольшинства, т. е. решение проблемы двумя третями, тремя четвертями и более высокой пропорцией.

В заключение следует  сказать, что описанные выше трудности общественного выбора снижают эффективность госсектора, а в решении чисто экономических вопросов делают его совершенно неконкурентоспособным в сравнении с частным сектором. Решение этой проблемы (хотя бы в существенной степени) фактически означает достижение политического равновесия — ситуации, в которой предпочтения избирателей, политиков и чиновников будут в основном совместимыми. Центральной, следовательно, является проблема адекватного агрегирования индивидуальных предпочтений. Если 50% избирателей становятся рационально невежественными избирателями и не голосуют вообще, то это означает, что власти не получают информации о предпочтениях половины всех потенциальных избирателей. Если вдобавок существенную часть оставшихся 50% избирателей мобилизуют в свою пользу группы давления, то в целом избирательный процесс может давать чрезвычайно искаженную картину предпочтений населения. В России «лобби красных помещиков» — типичная группа интересов, целью которой является, во-первых, сохранение монополистических форм отраслевой организации и, во-вторых, перераспределение совокупного дохода в пользу своей в целом убыточной отрасли

Общественный

выбор

Существует несколько причин, по которым рынок

не может самостоятельно справиться с задачей эф-

фективного использования ресурсов. Это и несовер-

шенство конкуренции при наличии рыночной власти, и внешние эффекты, и об-

щественные блага. Все эти явления называют недостатками рынка. Как было пока-

зано, когда рынок дает сбой, государство может откорректировать результаты его

работы и добиться улучшения в распределении ресурсов. Однако здесь возможны

новые проблемы.

Теория общественного выбора исходит из предположения, что, занимаясь по-

литической деятельностью и, в частности, участвуя в выработке и осуществлении

государственных решений в экономической сфере, экономические субъекты ис-

пользуют политические институты для достижения своих индивидуальных целей.

Эта гипотеза об основополагающей роли индивидуального интереса в политической

деятельности, в сущности, аналогична предположению о рациональности поведе-

ния различных субъектов в экономической деятельности.

Политические (общественные) решения принимаются на основе выявления

предпочтений граждан или членов любого другого сообщества. В современных усло-

виях это чаще всего предполагает голосование путем объявления своей позиции

каждым имеющим право голоса субъектом в определенной процедуре принятия

общественного решения. Самый распространенный принцип принятия решения

при голосовании — правило большинства голосов. При принятии решения боль-

шинством голосов возможна ситуация, когда общество не может четко опреде-

лить приоритетность своих предпочтений, — так называемый парадокс голосова-

ния. Это происходит тогда, когда предпочтения каждого из голосующих транзи-

Глава 20. Общественные блага. Общественный выбор и благосостояние: 229

роль государства

тивны, однако предпочтения общества в целом транзитивностью не обладают.

Часто общественные решения, принятые большинством голосов, отражают пози-

цию ≪среднего избирателя≫, чьи предпочтения располагаются в середине некото-

рой возможной шкалы. Например, объем производства некоторого общественно-

го блага будет в таких случаях близок к величине, средней между его максималь-

ным и минимальным количествами. <•' •-:••• •Щ.'-ЛЛ.

Если некоторые интересы ряда субъектов совпадают, то они могут объеди-

ниться на этом основании в группу. Лоббизмом называется деятельность, направ-

ленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы.

Сплоченная группа с особыми интересами, действуя активно и целенаправленно,

может добиться принятия общественных решений, выгодных для меньшинства,

если их противники разобщены, а индивидуальная выгода каждого из них в от-

дельности меньше необходимых для ее получения затрат. Вероятность принятия

коллективных решений в интересах меньшинства повышается при объедине-

нии различных групп с особыми интересами на основе взаимной поддержки та-

ких решений (обмена голосами, или логроллинга): каждая из использующих лог-

роллинг лоббирующих групп голосует за решение, выгодное другой вовлечен-

ной во взаимную поддержку группе, в обмен на аналогичную ее помощь при

принятии выгодного ей самой решения. Конечно, при этом существует и про-

сто торговля голосами.

Поиск ренты — это деятельность, направленная на достижение или сохране-

ние определенных экономических выгод путем использования политических институ-

тов. Нередко при этом используются лоббизм, логроллинг, скупка голосов. Конк-

ретными целями поиска ренты часто становятся государственные субсидии и го-

сударственное ограничение конкуренции, а также иные распределяемые

государством привилегии, которые приводят к перераспределению ресурсов в ин-

тересах добивающегося такой ренты меньшинства. Может случиться и так, что

почти вся получаемая путем поиска ренты выгода расходуется в процессе обеспе-

чения и поддержания необходимых для получения ренты привилегий - это назы-

вается распылением (диссипацией) соответствующих рентных доходов. Вместе с воз-

никающим при поиске ренты спросом на обеспечивающие ее получение приви-

легии появляется и предложение таких привилегий субъектами, принимающими

политические решения.

Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что сама по себе государ-

ственная экономическая деятельность вовсе не является гарантией преодоления

недостатков рынка и достижения экономически эффективного размещения ре-

сурсов. Более того, указанные недостатки государственной экономической актив-

ности сами могут служить источниками экономической неэффективности. Таким

образом, принимая решения об осуществлении той или иной экономической дея-

тельности частным либо государственным сектором, приходится выбирать между

институтами, имеющими каждый свои плюсы и минусы. При этом необходимо

сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного

механизмов координации экономической деятельности и получения данного кон-

кретного вида благ.

Общественный выбор

 

Существует несколько  причин, по которым рынок не может  самостоятельно справиться с задачей  эффективного использования ресурсов. Это и несовершенство конкуренции  при наличии рыночной власти, и  внешние эффекты, и общественные блага. Все эти явления называют недостатками рынка. Как было показано, когда рынок дает сбой, государство  может откорректировать результаты его работы и добиться улучшения  в распределении ресурсов. Однако здесь возможны новые проблемы.

 

Теория общественного  выбора исходит из предположения, что, занимаясь политической деятельностью  и, в частности, участвуя в выработке  и осуществлении государственных  решений в экономической сфере, экономические субъекты используют политические институты для достижения своих индивидуальных целей.

 

Эта гипотеза об основополагающей роли индивидуального интереса в  политической деятельности, в сущности, аналогична предположению о рациональности поведения различных субъектов  в экономической деятельности.

 

Политические (общественные) решения принимаются на основе выявления  предпочтений граждан или членов любого другого сообщества. В современных  условиях это чаще всего предполагает голосование путем объявления своей  позиции каждым имеющим право  голоса субъектом в определенной процедуре принятия общественного  решения. Самый распространенный принцип  принятия решения при голосовании - правило большинства голосов. При  принятии решения большинством голосов  возможна ситуация, когда общество не может четко определить приоритетность своих предпочтений, - так называемый парадокс голосования. Это происходит тогда, когда предпочтения каждого  из голосующих транзитивны, однако предпочтения общества в целом транзитивностью не обладают.

 

Часто общественные решения, принятые большинством голосов, отражают позицию «среднего избирателя», чьи предпочтения располагаются  в середине некоторой возможной  шкалы. Например, объем производства некоторого общественного блага будет в таких случаях близок к величине, средней между его максимальным и минимальным количествами.

 

Если некоторые  интересы ряда субъектов совпадают, то они могут объединиться на этом основании в группу. Лоббизмом  называется деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы.

 

Сплоченная группа с особыми интересами, действуя активно  и целенаправленно, может добиться принятия общественных решений, выгодных для меньшинства, если их противники разобщены, а индивидуальная выгода каждого из них в отдельности  меньше необходимых для ее получения  затрат. Вероятность принятия коллективных решений в интересах меньшинства повышается при объединении различных групп с особыми интересами на основе взаимной поддержки таких решений (обмена голосами, или логроллинга): каждая из использующих логроллинг лоббирующих групп голосует за решение, выгодное другой вовлеченной во взаимную поддержку группе, в обмен на аналогичную ее помощь при принятии выгодного ей самой решения. Конечно, при этом существует и просто торговля голосами.

 

Поиск ренты - это  деятельность, направленная на достижение или сохранение определенных экономических  выгод путем использования политических институтов. Нередко при этом используются лоббизм, логроллинг, скупка голосов. Конкретными целями поиска ренты часто становятся государственные субсидии и государственное ограничение конкуренции, а также иные распределяемые государством привилегии, которые приводят к перераспределению ресурсов в интересах добивающегося такой ренты меньшинства. Может случиться и так, что почти вся получаемая путем поиска ренты выгода расходуется в процессе обеспечения и поддержания необходимых для получения ренты привилегий - это называется распылением (диссипацией) соответствующих рентных доходов. Вместе с возникающим при поиске ренты спросом на обеспечивающие ее получение привилегии появляется и предложение таких привилегий субъектами, принимающими политические решения.

 

Обобщая все вышесказанное, можно утверждать, что сама по себе государственная экономическая  деятельность вовсе не является гарантией  преодоления недостатков рынка  и достижения экономически эффективного размещения ресурсов. Более того, указанные  недостатки государственной экономической  активности сами могут служить источниками  экономической неэффективности. Таким  образом, принимая решения об осуществлении  той или иной экономической деятельности частным либо государственным сектором, приходится выбирать между институтами, имеющими каждый свои плюсы и минусы. При этом необходимо сопоставлять как  достоинства, так и недостатки рыночного  и государственного механизмов координации  экономической деятельности и получения  данного конкретного вида благ 
Список литературы

Информация о работе Экономические блага