Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:23, контрольная работа
Теория монополистической конкуренции - экономическая теория, исследующая рыночные взаимодействия крупных корпораций в отраслях современного массового производства; главные положения сформулированы Э. Чемберлином в кон. 20-х гг. 20 в. Согласно монополистической теории конкуренции, получение наивысшей прибыли - определяющая цель рыночной стратегии фирмы. Монополистическая теория конкуренции исходит из идеи переплетения на современном рынке элементов монополии и конкуренции.
Объективность экономических законов имеет относительный характер, т.е. эта объективность рождается в определенных условиях, которые можно назвать условиями равновесного рынка.
Это рынок, который способен сформировать и поддерживать равновесные цены. Это рынок, который по мнению известных экономистов, ставшему теперь уже общепризнанным тяготеет к промежуточному положению между совершенной конкуренцией и монополией, тяготеет к монополистической конкуренции. Это рынок, определяющийся множеством условий, но в отношении рождения объективных экономических законов он определяется двумя основными условиями.
В 1933 г. англичанка Дж. Робинсон издала свою книгу "Экономическая теория несовершенной конкуренции".
В этом произведении имеет место быть достаточно глубокий анализ и осмысление действия рыночного механизма при обстоятельствах, нарушающих (исключающих) условия свободной конкуренции. В частности, автор исходит из того, что рыночная цена складывается не при коллективных действиях участников рынка, так как неоднородность товарной продукции (дифференциация) лишает возможности полной информированности покупателей о ценах на нее, а фирм-производителей - конкурировать между собой из-за отсутствия выбора более эффективной деятельности.
Введение 3
1.Краткая биография Джоан Вайолет Робинсон 5
2. Содержание книги Дж. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции» 6
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Книга IV. Производство в условиях монополии и в условиях совершенной конкуренции. Глава 10. Взгляд на проблему с точки зрения четырех кривых, отображающих динамику издержек. Глава 11. Производство в условиях монополии и в условиях конкуренции. Глава 12. К вопросу о проведенном сравнении. Глава 13.Контроль цен в условиях монополии. Глава 14, Критические возражения против выводов из сравнительного анализа.
Предметом обсуждения кн. IV служит вопрос о том, какое влияние на объем производства оказывает совершенная конкуренция в отрасли, когда число независимых производителей, при прочих равных условиях, сведено к одному. Этот анализ проводится с помощью сравнительного исследования производства в условиях монополии и в условиях конкуренции. Заголовок книги — дань традиции, и, хотя он в буквальном смысле несовместим с концепцией монополии, развиваемой в данной книге, отказ от использования подобного термина представлял бы собой ненужный педантизм.
Гл. 10 носит вспомогательный характер и служит для ознакомления с методами, необходимыми для сравнительного анализа, который приводится в гл. 11 и гл. 12. В гл. 13 подытоживаются результаты двух предыдущих глав. В гл. 14 показано, что подобные сравнения не только действительно логически непоследовательны. Может показаться, что легкомысленно тратить столько времени на сравнительный анализ, который оказывается бесполезным. В ответ на это можно привести два следующих соображения. Во-первых, подобным сопоставлениям уделяется место в каждом учебнике по экономике, и их гораздо удобнее осуществлять с помощью методов предельного анализа, чем с помощью тех методов, которые обычно для этого применяются. Применяя методы предельного анализа, можно избежать ряда ошибок, обычно закрадывающихся в сравнительный анализ, проводимый в обычных учебниках. Но даже если бы это соображение оказалось единственным, все равно казалось бы легкомыслием уделять столько внимания простым школьным упражнениям, как бы сильно они ни были освящены традицией. Второе соображение состоит в том, что сравнения, которые проведены здесь только в отношении условий совершенной конкуренции, подготавливают почву для анализа одного из наиболее важных практических вопросов: к чему приводит слияние различных фирм, конкурирующих одна с другой в условиях несовершенной конкуренции, в единую единицу управления (unit of control)?
Книга V. Ценовая дискриминация. Глава 15. Ценовая дискриминация. Глава 16. Правила ценовой дискриминации. Эта книга посвящена исследованию случая, когда фирма реализует один и тот же товар по различным ценам. Логически она связана с кн. II, но занимает здесь обособленное положение. Гл. 16 представляет собой по ворот с проторенной дороги анализа и содержит некоторые соображения относительно того, желательна ценовая дискриминация или нет.
Книга VI. Монопсония. Глава 17. Взгляд на проблему с точки зрения покупателя. Глава 18. Монопсония. Глава 19. Взаимосвязь монополии и монопсонии с совершен ной конкуренцией.
Кн. VI содержит исследование цены, ведущееся под углом зрения отдельного покупателя. В гл. 17 вводится несколько добавочных определений к тем, что были сделаны в гл. 1. В гл. 19 кратко рассматривается теоретическая конструкция, воздвигнутая на двух «краеугольных камнях» — отдельный продавец и отдельный покупатель.
Книга VII. Спрос на отдельный фактор производства. Глава 20. Анализ проблемы с точки зрения предельной чистой производительности факторов. Глава 21. Спрос от дельного нанимателя на труд. Глава 22. Спрос на труд в отрасли.
Содержание данной книги посвящено спросу на фактор производства, в качестве которого из соображений удобства изложения избран труд. В гл. 20 рассмотрен ряд новых методических приемов. В гл. 21 и гл. 22 анализируется спрос на отдельный фактор производства, при этом используются методы, перекликающиеся с методами анализа предложения товара, представленного в кн. II и III. Проводимый здесь анализ не является исчерпывающим, поскольку он ограничивается, с одной стороны, случаем с отдельной фирмой, а с другой — случаем с отраслью, действующей в условиях совершенной конкуренции.
Книга VIII. Спрос на труд в условиях монополии и в условиях конкуренции. Глава 23. Сравнительный анализ спроса на труд в условиях монополии и в условиях конкуренции. Глава 24. Сравнительный анализ условий монополии и условий конкуренции: уточнения.
Приводимые сопоставления во всех отношениях аналогичны тем, которые были сделаны в предыдущих частях книги; поэтому можно сделать те же замечания и привести те же обоснования. Данной книгой завершается анализ проблем, связанных с приобретением товара.
Книга IX. Эксплуатация. Глава 25. Монополистическая эксплуатация труда. Глава 26. Монопсонистическая эксплуатация труда.
В этой книге цены на факторы производства рассматриваются не с точки зрения предпринимателя, а с позиции собственника того или иного фактора. Понятие «труд» используется уже не как пример произвольного фактора производства. В данном случае важны как раз те характеристики фактора, которые относятся к труду. В этом разделе работы совершенная конкуренция уже не рассматривается как интересный частный случай, а используется как «точка отсчета» при сравнительном анализе. Искушение сойти с пути истинного анализа и заняться рассуждениями морального порядка здесь настолько не противостоять.
Книга
X. Мир монополий. Глава 27. Мир монополий.
В этой книге теория стоимости более нас
не занимает, поскольку мы вступили в область
экономической теории благосостояния.
Гл. 27 представляет собой простейшую (и несовершенную)
попытку показать, как анализ моностоимости)
может быть увязан с исследованиями проф.
Пигу в области экономической теории благосостояния.
Как раз теперь нас уже ничто не может
заставить сопротивляться искушению оценить моральные
аспекты в деятельности монополии. И дается
анализ стоимости и распределения, в ней
затронуты проблемы этического порядка.
В книге Робинсон "Экономика несовершенной конкуренции" исследования посвящались следующим проблемам: сдвиг в механизме рыночной конкуренции, монополизация рынка, новые "правила игры" в системе частного предпринимательства.
Робинсон утверждала, что если конкуренты производят различные товары и каждый обладает монополией на свое изделие, конкуренция становится несовершенной.
Джоан в первую очередь интересовал внешний механизм монополистического ценообразования. Решающим условием "монопольного обладания продуктом" она считала "дифференциацию продукта", т.е. такие изменения, которые не могут быть полностью компенсированы товарами-субститутами. Но "дифференциация продукта" не является единственным условием монополии, она связана еще и с крупным производством, ибо только таким путем образуются организации, контролирующие цены.
Для Робинсон монополия представляет собой явление не только рынка, но концентрированного производства.
Робинсон интересуют в первую очередь новые условия в динамике издержек и спроса, благодаря которым монополия удерживает повышенную прибыль, т.е. преимущественно внешние проявления несовершенной конкуренции.
В
несовершенной конкуренции
Монополист
не может назначить на всех рынках
одинаково высокую цену, поскольку
в условиях несовершенной конкуренции
эластичность спроса по цене представляет
реальную величину, и если повсеместно
назначить слишком высокую
Следовательно,
в целях максимизации прибыли
целесообразно действовать
Такая тактика "снятия сливок" основана на дискриминации в ценах по признаку групп с различным доходом.
По
ее мнению монополия, использующая дискриминацию
в ценах, несколько повышает объем
выпуска продукции, т.к. дает возможность
начать производство данного товара
до того момента, когда его предельная
полезность сравняется с предельными
издержками. С другой стороны, ценовая
дискриминация, сохраняя монопольно высокие
цены, ведет к неправильному
К
тому же монополизация производства
неблагоприятно влияет на распределение
богатства между людьми.
Информация о работе Экономическая теория несовершенной конкуренции работа Дж.Робинсон