Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:26, курсовая работа
Главной проблемой современного периода формирование научных экономических
систем в отечественной экономической науке можно считать проблему совмещения
универсальных, выработанных мировой экономической мыслью, с необходимостью
отражения сложной картины современной экономической действительности в
Российской Федерации.
Введение
3
1.Экономическая система и ее структура. Типы экономических систем. 5
1.1.Понятие и сущность экономических систем. 5
1.2.Типы и модели экономических систем. 8
1.3.Развитие экономических систем в современных условиях. 17
Список литературы 32
монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах,
централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного
механизма.
Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-
первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра –
высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность
хозяйственных субъектов. Во-вторых,
государство полностью
производство и распределение продукции, в результате чего исключаются
свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих,
государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью,
преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает
материальную
Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим
масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии,
утвердившиеся во всех областях
народного хозяйства и
министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о
внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией
дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских
резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.
В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические
особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками
задача определения объема
и структуры продукции
ответственной, что бы передать ее решение самим непосредственным
производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.
Централизованное
ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и
потребителей, в соответствии с заранее выбранными как ''общественные'' целями
и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть
ресурсов в соответствии
с господствующими
направлялась на развитие
военно-промышленного
Распределение
созданной продукции между
регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой
тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в
фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к
оплате труда
Отличительной особенностью распределения продукции в АКС являлось
привилегированное
положение партийно-
Смешанная экономика.
В случае сложных сочетаний различных элементов системы, а также соединения
различных типов экономики - можно говорить о смешанных экономических системах
(смешанной экономике). Их отличительная особенность — гетерогенность
(разнородность) входящих в них элементов.
В современных условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных
формах:
— смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых
"смешение"
вызывается низким уровнем
экономических форм;
— смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).
Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и
получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в
социально-экономической жизни.
Сам термин "смешанная экономика" не имеет однозначного толкования, трактовки
смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они
лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа
развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой
одновременное сочетание параметров, а именно: сочетание частного и
государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования,
капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и
неэкономических начал[1].
Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью.
Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп
параметров в условиях различных стран.
Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных
структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их
сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-
государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения
государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.
Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей
адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы
опираются на такой уровень производительных сил и на такие тенденции
социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения
рынка государственным регулированием, частно-хозяйственной инициативы —
социальными гарантиями,
а также включения в
постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя
и уступает "чистым" системам в степени однородности составляющих ее
элементов[14].
Традиционная система.
В экономически
слаборазвитых странах
система. Этот тип
экономической системы
широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.
Многоукладность экономики означает существование при данной экономической
системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-
общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и
натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет
мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на
производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с
традиционной системой мелкое товарное производство представлено
многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют
в экономике.
В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства
огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный
капитал[12].
В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные
и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-
экономический прогресс.
Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках
различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность —
активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть
национального дохода, государство направляет средства на развитие
инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.
1.3.Развитие экономических систем в современных условиях.
В то время как Россия и другие государства бывшего социалистического блока
стремятся к созданию рыночной экономики, в самих рыночных странах ведутся
оживленные дебаты о том, какие формы рынка следует признать более
эффективными. Не пойти ли США по стопам Японии, представив правительству
более заметную роль в управлении экономикой? А может быть Японии самой
перенять некоторые черты американской экономики с ее свободой
предпринимательства и более сильным влиянием рынков? Подобные дебаты
происходили и в России, где выдвигаются предложения принять японскую,
шведскую или американскую модели как пример для подражания[9].
Однако в подобной дискуссии следует учитывать, по крайней мере три важных
аспекта. Во-первых, характер экономической системы будет определяться не
только теми законами и правилами, которые изберет для себя Россия, но и
правилами, но и особенностями русской истории, культуры, ресурсов и политики.
Во-вторых, для России, стоящей лишь на пороге рынка, пока не имеет большого
значения, кокой модели следовать: шведской или американской, ибо в любом
случае надо начинать с одних и тех же правовых и экономических реформ:
стабилизации, либерализации и т.д.[10].
В-третьих, в наши дни страны рыночной экономики развиваются довольно быстрыми
темпами. Трудно, например, следовать шведской модели, когда само шведское
правительство объявляет, что эта модель себя исчерпала. Если Россия или
какая-нибудь другая стран попытаются подражать чужому примеру – это будет
напоминать стрельбу по быстро бегущей мишени[7].
Примером развития
смешанной экономики может
модель». В 60-х годах образ успешно и безмятежной Швеции особенно
контрастировал с ростом социальных и политических конфликтов других стран.
Все стали отмечать успешное сочетание быстрого экономического роста с
обширной политикой реформ на фоне социальной бесконфликтности общества.
Тогда-то и возникло понятие шведская модель «государство благосостояния».
Шведы демонстрировали
превосходство своей социально-
которая десятилетиями служила примером оптимальной смешанной экономики –
процветающей системы, в которой государство заботится об уровне жизни каждого
жителя. Рыночные отношения считались с сильным государственным
регулированием, частная собственность в сфере производства преобладала, а
потребление обобществлялось.
В течение длительного времени основными усилиями модели было - полная
занятость и выравнивание доходов. Их доминирование объясняется уникальной
силой шведского рабочего движения.
Более полувека (за исключением 1976-1982 годов) – рекордный срок – у власти
находится Социал-демократическая рабочая партия, которая ориентировалась на
построение
системы социального
Идея создания
так называемого «дома для
народа» – государственной
которая давала экономические гарантии всем гражданам, получила единодушную
поддержку. Сами основы «шведской модели» были сформулированы в начале 50-х
годов в профсоюзном движении[13].
Шведы исходят из того, что централизованная рыночная система производства
эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность фирмы,
а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные
издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства
частного сектора
и как можно большем
прибыли через
налоговую систему и
уровня жизни и при этом без воздействия на основы производства.
Социал-демократам удалось вывести экономику из депрессии, используя методы
«нового курса» Рузвельта и сохраняя при этом приверженность кейсланским
методам.
Но это привело к огромной роли государства в распределении, потреблении
национального дохода через налоги и госрасходы, достигшие рекордных уровней.
«Всеобщая уравниловка» как основной социалистический принцип распределения
доходов не вызывал никаких проблем вплоть до нефтяного кризиса 1973-1974
годов. Затем последовал общий застой экономики и усиление конкуренции на
внешних рынках. В результате некоторые отрасли шведской промышленности
оказались в глубоком структурном кризисе.
Неустойчивость экономического развития Швеции усилилось. В начале 80-х
последовал новый удар – второй нефтяной кризис.
Во второй половине 80-х резко возросла по сравнению с западноевропейскими
странами стоимость рабочей силы и уровень потребительских цен. Шведская
промышленность опять начала сдавать свои позиции на мировом рынке[11].
Поняв, что девальвация кроны не является эффективным способом решения
внутренних
проблем, неоконсервативное
сосредоточиться на сокращении социальной программы и жестких антиинфляционных
мер. В результате удалось повысить эффективность производства. Стоимость
рабочей силы снизилась. Население же Швеции, привыкшее к благоприятному
социальному климату, никак не могло смириться с жестокими милитаристскими
методами оздоровления экономики. Когда в 1994 г. экономика к тому же
оказалась в глубоком кризисе, избиратели возвращают к власти социал-
демократов. Но как бы ни хотелось вернуть старые времена, новым властям
необходимо было выбирать: либо реставрировать шведскую модель, либо
продолжать политику либеральных реформ и вступить в Европейский Союз.
Реальность заставила идти по второму пути. И после вступления в Европейский
Союз экономика будет развиваться по западноевропейским законам[13].
Заключение.
Под экономической системой понимают сложную, упорядоченную совокупность всех
экономических
отношений и видов
осуществляющуюся в формах определенных производственных и социальных
отношений и социальных институтов, целью которой является удовлетворение
потребностей общества в материальных благах и услугах.
Информация о работе Экономическая система общества: структура, типы модели и факторы развития