Экономическая система, как объект государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего учебного пособия – изложение основ, содержащих обоснование принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства, раскрывающих процессы регулирования, а также формы, методы, инструментарий государственного регулирования экономики в отдельных сферах деятельности, развитие новых тенденций во взаимоотношениях государства и экономики. Для современного специалиста, занятого в управленческих структурах различного уровня и функциональной специфики в отраслях хозяйства страны, необходимо усвоить ясное представления о государстве как одном из активных участников экономических отношений, формирующихся на основе рынка.

Оглавление

Введение…3
Основная часть…5
1. Место и роль экономической деятельности в обществе…5
2. Типы экономических систем…7
3. Понятие, сущность государственного регулирования…14
4. Формы и метод государственного регулирования…16
5. Регуляторы национального хозяйства…19
6. Направления и интенсивность государственного регулирования экономики…23
Заключение…25
Список литературы…26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 48.63 Кб (Скачать)

     В связи с расширением рыночных систем, ростом значения внешней торговли в развитии экономики все большую  роль в современных условиях играет валютно-финансовая деятельность. Она  является составной частью кредитно-денежного  регулирования и в последнее  время в результате роста интернационализации  экономики выделяется в самостоятельную  форму.

     Довольно  часто финансово-кредитную сферу  со всеми ее составными частями относят  к экономическим методам управления. Взятые отдельно экономические методы не всегда могут сегодня обеспечить высокоэффективное регулирование развития народного хозяйства. Как правило, они дополняются административными, которые связаны с решением, командой, приказом. Инструментами административно-экономического регулирования являются централизованное планирование, ценообразование и финансирование, система экономических нормативов и др. Организационно-административная форма оперирует чаще такими методами, как прямые административные указания, установление жестких правил, регулирующих взаимоотношения нижестоящих и вышестоящих звеньев хозяйственной системы, выработка стандартных процедур административного воздействия и др.

     В государстве обычно складывается определенное соотношение между различными формами  регулирования. В странах с рыночной экономикой первостепенная роль отводится  законодательной и экономической  формам регулирования, в командно-административной - административной.  
 
 
 
 
 

             5. Регуляторы национального хозяйства

             Объектами управляющего воздействия  со стороны государства являются макроэкономические структуры, на которых держится вся экономика:

             – совокупное производство –  все виды хозяйства нации, выпускающие  товары и услуги;

             – совокупное предложение: сумма  цен товаров и услуг, которые все производители и продавцы реализуют всем покупателям;

             – совокупный спрос – сумма  денег, которую члены общества  готовы заплатить за все приобретаемые товары и услуги.

             Главное условие нормального  развития макроэкономики – такое состояние национального хозяйства, при котором оно может полностью удовлетворить весь совокупный покупательский спрос, что возможно лишь при соблюдении народнохозяйственной пропорциональности. Объективный экономический закон пропорционального развития экономики требует постоянного поддержания соответствия объемов и структуры совокупных величин производства, предложения и спроса.

             Соблюдение этих условий поддерживает  макроэкономический регулятор – общественный способ организации и упорядочения национального хозяйства, или хозяйственный механизм. В качестве регуляторов рассматриваются:

    – рыночный механизм саморегулирования;

    – государственное  регулирование;

    – смешанное  регулирование.

             Рыночное регулирование. Любая жизнеспособная система предполагает наличие прямых и обратных связей. Такие связи лежат и в основе рыночного механизма саморегулирования. Равновесие между спросом и предложением устанавливается при наличии прямых (от производства к рынку) и обратных (от рынка к производству) связей, действующих через жизнеспособную гибкую систему цен. К его преимуществам относятся: эффективный механизм перераспределения ресурсов; гибкая система, приспосабливающаяся к меняющимся условиям и потребностям; строительство на принципах рационального поведения, возможность прогнозировать запросы потребителей.

       Система рыночного регулирования имеет свои недостатки: порождает монополизм, который разрушает механизм саморегулирования; формирует неравенство доходов, обостряет социальные противоречия, проблему «внешних эффектов».

             Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства – это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизация и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

             Во всех экономических системах  государство регулирует экономику.  Причем его роль возрастает с развитием технического прогресса, ростом масштабов производства и углублением мирового разделения труда. Государство решает различные задачи: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

            Смешанное регулирование характеризуется состоянием, когда частная система управляется рыночным механизмом, а общественные институты и правительства, опираясь на рыночный механизм, воздействуют на экономику посредством директив и налоговой политики. Тип смешанного регулирования имеет следующие специфические черты:

            – новый хозяйственный механизм  соединяет устойчивость государственного управления, которая необходима для удовлетворения общественных потребностей, и гибкость рыночного саморегулирования;

            – позволяет оптимально сочетать  высшие макроэкономические цели: эффективность хозяйствования, социальную справедливость, стабильность экономического роста;

            – способен сбалансировать совокупный  спрос и предложение.

            В разных странах имеются собственные  варианты хозяйственного механизма. Они различаются по таким показателям, как:

            – сфера действия рынка и  государства;

            – функции регулятора;

            – формы и методы государственного  управления хозяйством.

            Существует множество вариантов  смешанного типа регуляторов.  Из них можно выделить две модели, демонстрирующие практические пределы развития смешанной системы управления экономикой:

            – с минимальным участием государства;

            – с максимально допустимым  участием государства при сохранении  рынка.

            В первой модели преобладает  сфера рынка по сравнению с государственным сектором. При этом государство выполняет в первую очередь минимально необходимые функции, а именно:

            – обеспечение рынка деньгами;

            – регулирование внешних эффектов;

            – управление нерыночным сектором  хозяйства.

            Такое положение свойственно  экономике США, где до 4/5 ВНП  обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства.

            Модель с максимально допустимым  государственным регулированием  основана на значительном (до 40% ВНП) развитии госсектора. Подобное состояние наблюдается в Швеции, Австрии, Германии, Японии. В таком случае государство осуществляет следующие функции:

            – создание условий для эффективного  хозяйствования;

            – стабилизация экономического  развития;

            – регулирование социальных отношений.

             
 
 
 
 
 
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              6. Направления и интенсивность государственного регулирования экономики

         В странах мира может наблюдаться  различная степень влияния государства на экономические процессы. Это зависит от многих обстоятельств, в том числе от особенностей исторического развития. В наиболее общем виде можно выделить два принципиально отличающихся идеологических подхода к участию государства в управлении экономикой: индивидуалистический и коммунитарный. В реальной практике обычно используется их комбинация с преобладанием того или другого.

             В обществе с индивидуалистической  идеологией (США, Канада, страны Западной Европы) роль государства обычно ограниченна. Его главные цели – защита собственности, обеспечение гарантий заключаемым договорам, соблюдение открытости рынка и максимально свободной конкуренции.

            Роль государства в обществе  с коммунитарной идеологией состоит  в определении потребностей сообщества в кратко- и долгосрочной перспективе, их планомерном удовлетворении, обеспечении следования страной намеченным курсом, иногда – принудительно и даже с использованием всей политической мощи государства. Помимо того, в коммунитарном государстве (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Швеция) правительство планирует и определяет общий курс развития экономической жизни, т. е. исполнительные органы оказываются важнее законодательных – именно они «командуют» бизнесом.

             В современном мире в странах  с развитой рыночной экономикой сложились различные модели государственного регулирования, а именно:

             – в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольшом объеме государственной собственности;

             – для Западной Европы характерно  сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры;

             – в Японии при относительно  небольшой доле бюджетных расходов  в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

             Практически в каждой стране  существуют свои особенности  регулирования и контроля. Но несомненна общая для всех тенденция: степень государственного влияния во всем мире существенно возросла.

       Многие  глобальные проблемы современного общества не могут быть решены без государственного участия. К этим проблемам относится развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в важнейший источник экономического роста. Государство во всех случаях продолжает сохранять за собой ведущую роль в области национальной безопасности, охраны окружающей среды, здравоохранения, защиты прав потребителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          Заключение

          В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью воспроизводства. Оно решает различные задачи: это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

     Экономика любой страны представляет собой  сложную экономическую систему, которая обладает множеством особенностей и отличительных черт. На сегодня  в мировой практике насчитывается  несколько типов экономических  систем, которые существенно отличаются друг от друга и имеют многообразные  формы (модели) проявления. Но любая  экономическая система представляет собой совокупность всех экономических  процессов и базируется на сложившихся  в ней формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы

Информация о работе Экономическая система, как объект государственного регулирования