Экономическая система, как объект государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящего учебного пособия – изложение основ, содержащих обоснование принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства, раскрывающих процессы регулирования, а также формы, методы, инструментарий государственного регулирования экономики в отдельных сферах деятельности, развитие новых тенденций во взаимоотношениях государства и экономики. Для современного специалиста, занятого в управленческих структурах различного уровня и функциональной специфики в отраслях хозяйства страны, необходимо усвоить ясное представления о государстве как одном из активных участников экономических отношений, формирующихся на основе рынка.

Оглавление

Введение…3
Основная часть…5
1. Место и роль экономической деятельности в обществе…5
2. Типы экономических систем…7
3. Понятие, сущность государственного регулирования…14
4. Формы и метод государственного регулирования…16
5. Регуляторы национального хозяйства…19
6. Направления и интенсивность государственного регулирования экономики…23
Заключение…25
Список литературы…26

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 48.63 Кб (Скачать)

            Шведская модель отличается сильной  социальной политикой, направленной  на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причем более половины из них направляется на социальные цели. Эта модель получила название «функциональная социализация». Функция производства ложится на частные предприятия, функция обеспечения высокого уровня жизни, а также инфраструктуры – на государство.

            Германская модель экономики  исходит из того, что в центре  преобразований находится человек как свободная личность, со своими интересами, сознающая свою ответственность перед обществом. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.

            Южнокорейская модель имеет сходство  с японской. Это относится к особенностям психологии нации (трудолюбие, ответственность), в истоках которых лежат нравственные нормы конфуцианства.

            Превращение одной системы в  другую занимает длительные исторические периоды. Длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. В современном мире переходный период переживает ряд стран. В их число входит Россия.

       Происходящие  в нашей стране перемены называют периодом постсоциалистической трансформации. Постсоциалистическая трансформация – исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административнокомандной системы и формируется система основных рыночных институтов.

            Постсоциалистические экономики  следует отличать от посттоталитарных экономик (Китай и Вьетнам), где развиваются рыночные отношения в сельском хозяйстве, торговле, сфере услуг мелкого производства, но сохраняется господство государственной социалистической собственности в крупной промышленности.

            Экономике переходного типа свойственны  некоторые специфические черты. Исходная точка – кризис, последующая трансформация экономических отношений. Характерны резкое обострение социально-экономических противоречий, интенсивное развитие новых форм одновременно с упадком и постепенным исчезновением старых экономических отношений. Например, быстрый рост частного сектора в наше время сопровождается трансформацией госпредприятий в фирмы, действующие по правилам рыночного хозяйства.

            Главная негативная черта переходной  экономики – отсутствие целостной, непротиворечивой и когерентной институциональной системы. Во всех странах в переходный период происходят изменения, которые носят неизбежный характер и, рассматриваются, поэтому как закономерности. К ним относятся:

            – изменение роли государства;

            – макроэкономическая стабилизация;

            – приватизация;

            – трансформационный спад и  структурные реформы;

            – интеграция в мировое хозяйство.

            Группы стран переходной экономики  составляют:

            а) Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии (с наибольшими темпами продвижения);

            б) Россия, страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания, Монголия;

            в) страны Восточной Азии (Китай,  Вьетнам).

            Существуют разные концепции  переходной экономики: эволюционный  путь (концепция градуализма), «шоковая терапия». Концепция градуализма предполагает проведение реформ медленно и последовательно, причем источником рыночных преобразований выступает государство. Отличительная черта этого подхода – стремление государства смягчить экономические и социальные последствия реформ и избежать резкого снижения жизненного уровня населения. Примерами градуалистской политики являются Венгрия и Китай. Концепция «шоковой терапии» основана на идеях монетаризма – современного варианта либеральной рыночной теории. Стержень монетаристской доктрины – борьба с инфляцией. Основным инструментом антиинфляционной политики считается одномоментная либерализация цен и резкое сокращение государственных расходов. В наиболее последовательном виде «шоковая терапия» реализована в Польше в 1990–1991 гг. Но в той или иной степени доктриной «шоковой терапии» руководствовались почти все постсоциалистические страны.

            Россию начала XXI в. нельзя отнести  ни к какой из существовавших ранее экономических систем. Современный период развития страны характеризуется как переходный, а экономика – смешанной. К особенностям российской модели переходной экономики относятся следующие: государство располагает мощным госсектором в важнейших отраслях хозяйства; происходит постоянное перераспределение прав собственности при активном участии неэкономических факторов (государственных нормативных актов); финансовый капитал преобладает над промышленным; переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях (в денежно-кредитной сфере происходит быстрое приближение к уровню рыночных стран, а в сельском хозяйстве преобладают формы организации, свойственные административной системе); наблюдается неравномерный переход регионов к рыночной экономике; растет криминализация экономической жизни. Российская модель, основанная на сильной регулирующей роли государства, опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства.

            В переходной экономике России  госрегулирование заключается в  выполнении двух групп функций:

            – формирование рыночных отношений  (создание правовой базы, демонополизация и стимулирование конкуренции, приватизация госсобственности);

            – перераспределительные функции  (корректировка несовершенства рыночных отношений при распределении материальных, финансовых ресурсов, доходов, обеспечение экономической стабильности и стимулирование экономического роста).

            Положение государства кардинально  меняется. Оно превращается в  одного из участников экономического процесса, т. е. на него распространяются те же законы и правила экономического поведения, что и на частные компании. В силу исторически сложившихся норм и традиций выполнение этого требования – наиболее трудный элемент постсоциалистической трансформации. 

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          3. Понятие, сущность государственного регулирования

     Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.

     Государственное регулирование экономики следует  представлять как систему, включающую в себя экономические формы и  методы регулирования, организационные  структуры управления, правовые нормы  и акты.

     Для характеристики государственного регулирования  экономики можно выделить три  его стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную.

     Социально-экономическая сторона позволяет раскрыть экономическую систему страны с позиции сложившихся в ней форм собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности и отражает единство социально-экономических и технико-экономических отношений.(Более подробно это рассматривалось в п.3).

     Организационная сторона государственного регулирования экономики закрепляет единство технико-экономических и социальных отношений и проявляется через систему организации и управления народным хозяйством, его отраслями и сферами. Она показывает, каким образом через конкретные хозяйственные формы осуществляется взаимодействие производительных сил и производственных отношений, какова их роль в реализации потенциальных возможностей, заложенных в отношениях собственности, что представляет собой система органов управления, каковы их задачи и функции.

     Методологическая сторона характеризует государственное ре-гулирование как совокупность принципов, форм, методов, используемых в системе регулирования, т.е. сам инструмент регулирования, методологическую базу, обеспечивающую выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения. В конечном счете, именно от методологической базы зависит действенность системы государственного регулирования в заданном направлении, в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Формы и методы  государственного  регулирования

     Эффективное функционирование экономики возможно при условии прогнозирования  и планирования ее развития и эффективной  системы управления народным хозяйством. В рыночной экономике чаще прибегают  к термину «регулирование», ибо государство стремится больше пользоваться косвенными рычагами воздействия, вместо прямых административных для создания в большей степени свободы деятельности субъектов хозяйствования.

     На  практике каждая их функций государственного регулирования реализуются посредством  соответствующих действий каждой их ветвей власти, которые классифицируются по формам и методам.

     Форма представляет собой общее направление, основные принципы воздействия со стороны субъекта в лице соответствующего государственного органа на рассматриваемый объект.

     Метод - это способ познания и преобразования объекта на основе определенных правил и теоретических принципов, применяемых при регулировании ( метод от греч. слова methods - путь, способ познания, исследования). Для каждой из форм может быть применено несколько методов, что определяется их точностью, доступностью, и рядом других условий. В конечном счете, все они направлены на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие и поведение в макроэкономике в направлении выбранного варианта движения. Основные требования к данному механизму:

    • адекватность объективным условиям и состоянию развития экономики на данном историческом этапе;
    • системность, т.е. все элементы регулирования должны быть увязаны между собой;
    • комплексность (механизм регулирования охватывает с разумной степенью «погружения» все экономические и социальные процессы).

     Применяемые формы государственного регулирования  обычно классифицируются по следующим  трем группам:

    • Законодательная (правовая);
    • Финансово-кредитная, включающая бюджетно-налоговую и кредитно-денежную формы;
    • Административная, которая делится на административно-экономическую и организационно-административную формы.

     Каждая  из форм используется как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Их выбор зависит не только от экономического состояния, но и от политической организации  общества, традиций, целей и решаемых задач на каждом конкретном историческом этапе развития.

     По  степени значимости приоритет чаще всего отдается законодательной (правовой) форме. Она представляет собой совокупность законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, с помощью которых устанавливаются основные принципы государственного и общественного устройства, права и обязанности хозяйствующих субъектов, граждан и другие важнейшие положения, являющиеся базовыми при формировании и функционировании производственных и иных отношений внутри страны и с внешним миром.

     К бюджетно-налоговым инструментам относятся государственные расходы, налоги, пошлины, льготы и субсидии. Они используются правительством для стимулирования (сдерживания) макроэкономической активности, снижения совокупного спроса и совокупного предложения или их роста. Бюджетно-налоговое регулирование не является независимым от кредитно-денежного. Последнее включает эмиссию денежной массы, регулирование учетной ставки процента за банковский кредит, рыночные операции с правительственными ценными бумагами. Дефицит государственного бюджета или излишки влияют на уровень цен, а следовательно, на уровень нормы процента, предложение денег и реальный объем производства в конечном итоге. Таким образом, при использовании бюджетно-налогового и кредитно-денежного регулирования следует учитывать их взаимосвязь и последствия действий в будущем.

Информация о работе Экономическая система, как объект государственного регулирования