Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:41, курсовая работа
Цель настоящего учебного пособия – изложение основ, содержащих обоснование принципиальной правомерности и необходимости вмешательства государства в экономику в условиях рыночного хозяйства, раскрывающих процессы регулирования, а также формы, методы, инструментарий государственного регулирования экономики в отдельных сферах деятельности, развитие новых тенденций во взаимоотношениях государства и экономики. Для современного специалиста, занятого в управленческих структурах различного уровня и функциональной специфики в отраслях хозяйства страны, необходимо усвоить ясное представления о государстве как одном из активных участников экономических отношений, формирующихся на основе рынка.
Введение…3
Основная часть…5
1. Место и роль экономической деятельности в обществе…5
2. Типы экономических систем…7
3. Понятие, сущность государственного регулирования…14
4. Формы и метод государственного регулирования…16
5. Регуляторы национального хозяйства…19
6. Направления и интенсивность государственного регулирования экономики…23
Заключение…25
Список литературы…26
Шведская модель отличается
Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек как свободная личность, со своими интересами, сознающая свою ответственность перед обществом. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.
Южнокорейская модель имеет
Превращение одной системы в другую занимает длительные исторические периоды. Длительность перехода зависит от особенностей региона и отдельной страны. В современном мире переходный период переживает ряд стран. В их число входит Россия.
Происходящие в нашей стране перемены называют периодом постсоциалистической трансформации. Постсоциалистическая трансформация – исторически непродолжительный отрезок времени, в течение которого завершается демонтаж административнокомандной системы и формируется система основных рыночных институтов.
Постсоциалистические
Экономике переходного типа
Главная негативная черта
– изменение роли государства;
– макроэкономическая
– приватизация;
– трансформационный спад и структурные реформы;
– интеграция в мировое
Группы стран переходной
а) Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии (с наибольшими темпами продвижения);
б) Россия, страны СНГ, Болгария, Румыния, Албания, Монголия;
в) страны Восточной Азии (Китай, Вьетнам).
Существуют разные концепции
переходной экономики:
Россию начала XXI в. нельзя отнести ни к какой из существовавших ранее экономических систем. Современный период развития страны характеризуется как переходный, а экономика – смешанной. К особенностям российской модели переходной экономики относятся следующие: государство располагает мощным госсектором в важнейших отраслях хозяйства; происходит постоянное перераспределение прав собственности при активном участии неэкономических факторов (государственных нормативных актов); финансовый капитал преобладает над промышленным; переход к рыночным отношениям осуществляется крайне неравномерно в различных отраслях (в денежно-кредитной сфере происходит быстрое приближение к уровню рыночных стран, а в сельском хозяйстве преобладают формы организации, свойственные административной системе); наблюдается неравномерный переход регионов к рыночной экономике; растет криминализация экономической жизни. Российская модель, основанная на сильной регулирующей роли государства, опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства.
В переходной экономике России
госрегулирование заключается
– формирование рыночных
– перераспределительные
Положение государства
3. Понятие, сущность государственного регулирования
Государственное регулирование экономики - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Государственное
регулирование экономики
Для характеристики государственного регулирования экономики можно выделить три его стороны: социально-экономическую, методологическую и организационную.
Социально-экономическая сторона позволяет раскрыть экономическую систему страны с позиции сложившихся в ней форм собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности и отражает единство социально-экономических и технико-экономических отношений.(Более подробно это рассматривалось в п.3).
Организационная сторона государственного регулирования экономики закрепляет единство технико-экономических и социальных отношений и проявляется через систему организации и управления народным хозяйством, его отраслями и сферами. Она показывает, каким образом через конкретные хозяйственные формы осуществляется взаимодействие производительных сил и производственных отношений, какова их роль в реализации потенциальных возможностей, заложенных в отношениях собственности, что представляет собой система органов управления, каковы их задачи и функции.
Методологическая
сторона характеризует государственное
ре-гулирование как совокупность принципов,
форм, методов, используемых в системе
регулирования, т.е. сам инструмент регулирования,
методологическую базу, обеспечивающую
выработку различных вариантов достижения
целей социально-экономического развития
страны, выбор наилучшего из альтернативных
вариантов и обеспечение его выполнения.
В конечном счете, именно от методологической
базы зависит действенность системы государственного
регулирования в заданном направлении,
в направлении выбранного варианта движения,
обеспечивающего достижение поставленных
целей и задач.
4. Формы и методы государственного регулирования
Эффективное функционирование экономики возможно при условии прогнозирования и планирования ее развития и эффективной системы управления народным хозяйством. В рыночной экономике чаще прибегают к термину «регулирование», ибо государство стремится больше пользоваться косвенными рычагами воздействия, вместо прямых административных для создания в большей степени свободы деятельности субъектов хозяйствования.
На
практике каждая их функций государственного
регулирования реализуются
Форма представляет собой общее направление, основные принципы воздействия со стороны субъекта в лице соответствующего государственного органа на рассматриваемый объект.
Метод - это способ познания и преобразования объекта на основе определенных правил и теоретических принципов, применяемых при регулировании ( метод от греч. слова methods - путь, способ познания, исследования). Для каждой из форм может быть применено несколько методов, что определяется их точностью, доступностью, и рядом других условий. В конечном счете, все они направлены на то, чтобы сориентировать макроэкономическое развитие и поведение в макроэкономике в направлении выбранного варианта движения. Основные требования к данному механизму:
Применяемые формы государственного регулирования обычно классифицируются по следующим трем группам:
Каждая из форм используется как в отдельности, так и в различных сочетаниях. Их выбор зависит не только от экономического состояния, но и от политической организации общества, традиций, целей и решаемых задач на каждом конкретном историческом этапе развития.
По степени значимости приоритет чаще всего отдается законодательной (правовой) форме. Она представляет собой совокупность законов, механизмов их разработки, принятия и реализации, с помощью которых устанавливаются основные принципы государственного и общественного устройства, права и обязанности хозяйствующих субъектов, граждан и другие важнейшие положения, являющиеся базовыми при формировании и функционировании производственных и иных отношений внутри страны и с внешним миром.
К бюджетно-налоговым инструментам относятся государственные расходы, налоги, пошлины, льготы и субсидии. Они используются правительством для стимулирования (сдерживания) макроэкономической активности, снижения совокупного спроса и совокупного предложения или их роста. Бюджетно-налоговое регулирование не является независимым от кредитно-денежного. Последнее включает эмиссию денежной массы, регулирование учетной ставки процента за банковский кредит, рыночные операции с правительственными ценными бумагами. Дефицит государственного бюджета или излишки влияют на уровень цен, а следовательно, на уровень нормы процента, предложение денег и реальный объем производства в конечном итоге. Таким образом, при использовании бюджетно-налогового и кредитно-денежного регулирования следует учитывать их взаимосвязь и последствия действий в будущем.
Информация о работе Экономическая система, как объект государственного регулирования