Экономическая политика:взаимодействие и относительная обособленность.

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:39, курсовая работа

Краткое описание

Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией (нередко экономической наукой или просто экономикой), а в большинстве стран мира -- преимущественно экономикой (экономикс), которая является основой для выработки экономической политик государства.

Оглавление

введение
Глава1 .
1.1. Экономическая теория: ее предмет и функции
1.2. Взаимосвязь политики и экономики. Теоретические аспекты проблемы
1.3. Государство – активный участник рыночных отношений
1.4 Экономические функции правительства.
Глава 2. Анализ основных экономических показателей России
2.1. Анализ объема и динамики ВВП
Глава 3. Восстановление экономики и экономическая политика государства
3.1. Экономическая политика государства
3.2. Основные закономерности восстановления экономики государством
3.3. Меры экономической политики российского государства необходимые для восстановления темпов развития экономики
3.4. Перспективы экономической политики России.
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 85.10 Кб (Скачать)

|                  |                 |          |ценах           |

|                  |соответствующему |предыдущем|млрд. рублей    |

|                  |                 |у         |                |

|                  |периоду          |периоду   |                |

|                  |предыдущего года |          |                |

|2002г.            |                 |          |                |

|I квартал         |103,0            |89,5      |2267,7          |

|II квартал        |104,1            |106,9     |2522,8          |

|I полугодие       |103,6            |          |4790,5          |

|III квартал       |104,6            |118,0     |                |

|Январь-сентябрь   |104,0            |          |                |

|IV квартал        |105,2            |93,2      |                |

|Год               |104,3            |          |                |

|2003г.            |                 |          |                |

|I квартал         |106,8            |90,9      |2893,1          |

|II квартал        |107,2            |107,2     |3134,9          |

|I полугодие       |107,0            |          |6028,0          |

 

      Как можно  видеть из таблицы 1 в I полугодии  2003 года наблюдается рост

ВВП в рыночных ценах (6028 млрд. рублей.) по сравнению с 2002 годом  (4790,5

млрд.  рублей).  Даже  скорректированный  с учетом  инфляции   в   8,3%   ,

зарегистрированной Центробанком за данный период,  в 2003  году  объем ВВП

оказывается выше этого показателя за  2002  год.  (5566  млрд.  рублей,  что

составляет 116% от объема ВВП  за 2002 год). Прирост реального объема ВВП  за

I (106,8%) и  II (107,2%) кварталы  и в целом за I полугодие(107,0%)  в  2003

году на 3-4% оказался выше, чем  за  соответствующие  периоды  в  2002  году

(103,0;   104,1;   103,6%).   Индивидуальные   индексы   производства    ВВП

поквартально  (относительные  величины   динамики   цепные)   демонстрируют,

указанное выше снижение объема ВВП в I квартале за оба года по  сравнению  с

предыдущим периодом (10,5% в 2002 году и 9,1% в 2003 году), и  увеличение  в

III квартале.

      Валовой  внутренний продукт характеризует  конечный результат

экономической деятельности в стране. Более правильно было бы вычислять

чистый внутренний продукт, то есть ВВП за вычетом потребления  основных

фондов. Но из-за того, что  определение величины потребления  основных фондов

требует достаточно сложных  расчетов на основе детальной информации о

вложениях в основной капитал, сроках службы и износе основных фондов за

длительное время, показатель ВВП получил более широкое  распространение, чем

ЧВП.

      ВВП можно  рассчитывать тремя способами:

производственным, распределительным  и методом конечного использования.

Выбор метода зависит от того, какие цели ставит перед собой  исследователь.

      Производственный  метод отражает структуру ВВП  с точки зрения создания

товаров и услуг; производство товаров можно подразделить по отраслям:

промышленность, сельское хозяйство, строительство, производство услуг  на

услуги транспорта, связи, торговли. Расчет ВВП производственным методом

показал, что основную долю в I полугодии 2003 года составляет оказание

услуг 55,6% от общего объема, производство товаров – 32,1%, чистые налоги –

12,3%.

      При расчете  ВВП методом конечного потребления  его состав определяется

исходя из направлений  использования доходов: конечное потребление, валовое

накопление и чистый экспорт. По результатам оценки ВВП Госкомстатом за I

полугодие можно отметить, что наибольшую долю в общем объеме имеет конечное

потребление 71,8%, валовое  накопление составляет 17,4%, чистый экспорт  –

10,8%.

 

Глава 3. Восстановление экономики и экономическая политика государства  
3.1. Экономическая политика государства

Экономической политикой называют совокупность идейно-теоретических  основ, методов и мероприятий  государства для влияния на экономические процессы в стране в целом, направленных на удовлетворение определенных интересов и достижение поставленных целей.

К основным целям экономической политики государства относятся:

достижение  достойного уровня жизни, который обеспечивает условия для самореализации граждан, стабилизации производства и цен, высокий  уровень занятости и социальной защиты сбалансированность хозяйственного комплекса страны общий экономический рост.

Стабилизация  средних цен тесно связана  со сдерживанием процессов инфляции в экономике. Поэтому в развитых странах считают, что уровень  цен на протяжении года не должен подниматься  выше 1 % .

Достижение  высокой занятости как одна из экономических целей государства  для гарантии благосостояния его  граждан является общим показателем  оптимального использования всех факторов производства, прежде всего продуктивных сил общества. Эта задача основывается на представлениях о человеческой личности, для которой важно самоутверждение  в процессе активной деятельности. Экономическая и политическая независимость  работника возможна только в том  случае, если он уверен, что в любое  время будет иметь для себя соответствующую работу.

Сбалансированность  внешнеэкономических связей особенно важна для стран, тесно интегрированных  в мировое хозяйство. Сегодня  международное экономическое сотрудничество - важный фактор повышения национального  дохода и уровня жизни в каждой стране.

Наряду  с этим также называют другие экономические  цели, например справедливое распределение  доходов и богатства, охрану окружающей среды и т.п

Государственное регулирование экономики может  касаться и отдельных периодов (фаз) экономического цикла, структуры хозяйства, инвестиционных процессов.

Важные  направления стимулирования государством экономического роста - поддержка конкурентоспособности  оптимальной структуры производства через налоговое регулирование, прямые или посредственные субсидии для отдельных отраслей и регионов, развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, поддержка фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

Государство является также активным участником на Рынке товаров и услуг. В  отличие от потребительского Рынка  основная масса закупок государственных  организаций осуществляется на контрактной  основе.

Разумеется, если государство выплачивает заработную плату многочисленным работникам государственных  учреждений, то эти затраты правительства  проявляются в виде спроса на потребительском  рынке. Однако основная часть государственных  затрат выступает в виде правительственных  заказов бизнесу на производство разнообразных товаров и услуг  общенационального значения (строительство дорог, проведение фундаментальных исследований, разработка и производство оружия и т.п)

В этом случае работа осуществляется по контракту, в котором заблаговременно, до производства продукции, обусловливаются  ее цены, количество и условия поставки.

3.2. Основные закономерности восстановления  экономики государством 

Государственное регулирование  экономики преследует следующие  цели:

  1. устойчивый рост национального производства;
  2. поддержание эффективного размера занятости;
  3. стабилизацию уровня цен;
  4. обеспечение внешнеторгового баланса.

Можно выделить следующие  направления государственного регулирования  экономики:

  1. регулирование капиталовложений;
  2. регулирование сбыта;
  3. регулирование рынка рабочей силы;
  4. стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Через регулирование капиталовложений государство оказывает воздействие  на темпы и пропорции общественного  воспроизводства, используя при  этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Вложения осуществляются как  за счет государственного бюджета, местных  бюджетов, так и за счет частных  инвестиций, которые стимулируются  с помощью налоговых льгот.

Система сбыта регулируется государством через государственные  закупки (государственное потребление) и через потребительский кредит, который довольно широко развит в  странах Западной Европы. Система  потребительского кредита расширяет  емкость рынка, поскольку стимулирует  рост совокупного спроса.

Регулирование рынка рабочей  силы осуществляется по ряду направлений:

  1. установление максимальной продолжительности рабочей недели;
  2. установление минимальной величины заработной платы;
  3. установление порядка взносов на нужды социального страхования;
  4. государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров.

Государственное регулирование  сферы НИОКР позволяет поддерживать высокое государственное стимулирование профессионального обучения и переподготовки кадров. Оно же позволяет поддерживать высокие темпы научно-технического прогресса, обеспечивать динамичное развитие экономики. Государство в западных странах финансирует от 40 до 50% общих  затрат на НИОКР, при этом финансовые ресурсы оно выделяет не под количество персонала, как в нашей стране, а под конкретный проект.

Помимо вышеназванных  форм государственного регулирования, можно также выделить еще и  такие формы, как система экономического программирования, регулирование мелкого  и среднего бизнеса, сельскохозяйственного  производства и т.д.

Реализация экономической  политики возможна лишь при использовании  совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия  на экономику.

К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования  относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, социальная политика.

Каждый из названных инструментов государственного регулирования выполняет  свою роль и взаимодополняет другие. Система дает эффект лишь в том случае, если она применяется комплексно и ее составляющие не противоречат друг другу.

Достижение  стратегических целей развития России в среднесрочной перспективе  возможно лишь при условии воссоздания  экономики роста. При этом чрезвычайно  важны не только количественные, но и качественные характеристики экономической  динамики.

Позитивное  будущее России может быть основано только на опережающем развитии перерабатывающих отраслей промышленности. Именно их динамика определяет, с одной стороны, уровень  инвестиционной активности и технологического обновления производства, а с другой, — динамику и структуру потребления  населения. Потребительские стандарты  в свою очередь определяют формирование и воспроизводство трудовых мотиваций, а следовательно, и возможный вклад социальных факторов в повышение эффективности производства.

Развитие  отечественной обрабатывающей промышленности и строительства способно обеспечить кардинальное повышение качества жизни  россиян, создать потенциал позитивного  изменения условий проживания на основе масштабного предложения  доступного жилья, дальнейшей эффективной  автомобилизации и опережающего развития инфраструктуры.

Первичный сектор экономики России, добывающая промышленность и особенно экспортоориентированные отрасли, представляют собой важнейший материальный ресурс экономического роста и поддержания уровня и динамики экспортных доходов. Последнее особенно важно в период восстановления технологического потенциала обрабатывающего сектора промышленности, строительства и транспорта. Выполнение первичным сектором экономики задач материального обеспечения экономического роста в России и поддержания в среднесрочной перспективе положительных значений чистого экспорта также требует развития в рамках добывающей промышленности комплексной переработки сырья, увеличения доли конечной продукции в экспорте.

Условия возрождения экономики. Для обеспечения динамичного экономического роста в среднесрочной перспективе необходимо выполнение минимум следующих трех предпосылок. 
Это, во-первых, максимально возможное использование уже имеющегося в стране и сохранившего технологические свойства производственного потенциала. 
Во-вторых, сохранение в России генерируемых в рамках отечественной экономики финансовых ресурсов и превращение их в главный источник спроса на отечественную продукцию (современный уровень вывоза капитала в 15—20 млрд. долл. ежегодно эквивалентен потере 450—600 млрд. руб. конечного спроса или 6—8% потенциального среднегодового прироста производства; в среднем за год отток финансовых ресурсов за пределы страны фактически и являлся одной из главных причин многолетнего спада). 
В-третьих, — создание в экономике условий для нормальной инвестиционной деятельности и осуществления процесса расширенного производства. Именно под углом зрения создания этих условий должны рассматриваться все вопросы экономической политики и формироваться концепция экономического развития России на перспективу.

Возможности роста

Основной  предпосылкой концепции развития является предположение о том, что экономический  рост в России в среднесрочной  перспективе на уровне 5—7% в год  по общим объемам производства и 10—15% — по объемам производства в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности не только необходим, но и возможен. Такая возможность  в ближайшие годы определяется рядом  позитивных факторов, в том числе  возникших в результате многолетнего спада производства.

Информация о работе Экономическая политика:взаимодействие и относительная обособленность.