Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:44, реферат

Краткое описание

В работе раскрыты представления древнегреческих и древнеримских мыслителей о способе ведения хозяйства, характерным для которых был немыслимый для наших современников рабовладельческий строй со своим полунатуральным хозяйством.

Файлы: 1 файл

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.docx

— 32.05 Кб (Скачать)

Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

Актуальность  темы.

Не смотря на то, что экономическая мысль  античности совпадает с далёким  временем до нашей эры и началом  эры, характерным для которых  был немыслимый для наших современников  рабовладельческий строй со своим  полунатуральным хозяйством, тема эта  довольно актуальна. Если опускать предписания  касающиеся рабовладения и использования  рабского труда, то многие положения  из теорий древних применяются и  сейчас .Начиная с термина экономика введенного Ксенофонтом и заканчивая  советами Колумеллы способствовать стараниям работников в труде.

Основная  часть

Считается, что первым стал употреблять термин «экономия» ученик Сократа, греческий  мыслитель Ксенофонт (430—355 гг. до н. э.).  Он составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикос» (от греч.  «ойкос» —  дом, «номос» — закон), что можно перевести как «домострой», т. е.  искусство (законы) управления домашним хозяйством.  Ксенофонт писал, что экономия — это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство.  Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. Он придерживался привычного для своего времени противопоставления умственного и физического труда. Гражданина полиса достоин прежде всего умственный труд, а из занятий, относящихся к физическому труда, – земледелие, которое является ведущей отраслью экономики. Ремесло, торговля, ростовщичество в идеале недостойны свободного грека и должны быть уделом рабов. Впрочем, и в сельском хозяйстве рабский труд должен активно использоваться, а свободным гражданам надлежит осуществлять управление и контроль. Ксенофонт считал необходимым использовать рабский труд наиболее эффективно. Для этого он предлагал тщательно выбирать рабов при покупке, материально и морально поощрять тех, кто хорошо работает. «Экономикос» многие столетия служил целям изучения натурального хозяйства рабовладельца.  Основной целью хозяйственной деятельности Ксенофонт считал обеспечение производства полезных вещей, т. е.  потребительных стоимостей.  «Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось управление рабами, но ни в коем случае не физический труд.  Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов.  Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление и как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей.  Он близко подошел к принципу мануфактурного разделения труда и впервые указал на взаимосвязь между обратил внимание на связь разделения труда с размером рынка и качества продукции.Ксенофонт отмечал, что разделение труда способствует росту его производительности: «тот, кто выполняет простую работу, выполняет её наилучшим образом».

По его мнению, от объема рынка зависело выделение профессий.  Будучи защитником натурального хозяйства, Ксенофонт вместе с тем считал полезным развитие торговли и денежного обращения, признавал что деньги служат орудием накопления сокровища и средством обращения. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ. Накопленные деньги (серебро) всегда можно превратить в любые предметы потребления, в то время как при накоплении других вещей такой возможности нет. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости.  Ценность вещи ставилась им в зависимость от полезности, а цена объяснялась движением спроса и предложения.Ксенофонт отмечал также, что серебро как денежный материал никогда не может быть в избытке, а поэтому в стремлении людей к его приобретению нет границ.

Платон (427—347гг. до н.э.)     Свое сочинение «Государство» Платон начинает с характеристики причин возникновения государства, которое он отождествляет с обществом. Причину возникновения государства он видит в противоречии между многообразными потребностями человека и его способностью лишь к одному виду труда.   

 Разделение труда в  обществе Платон рассматривал  как естественное явление и  объяснял его тем, что каждый  человек от рождения способен  только к одному виду труда. Исходя из этого, люди не в состоянии удовлетворить все свои потребности собственными силами, а нуждаются в помощи других людей, которая становится возможной только при наличии сообщества людей. Отсюда Платон и делал вывод, что государство — сообщество людей, возникновение которого обусловлено внутренним противоречием в самой природе человека и направлено к разрешению этого противоречия.    

 Платоновское идеальное  государство представляет собой  сообщество 3-х сословий: философов,  воинов и земледельцев и ремесленников.  Рабы сословия не составляют, так как Платон не считал  их гражданами, а рассматривал  как орудие производства. Во главе  этого государства должны стоять  философы — они управляют государством. Воины охраняют государство и  заботятся о расширении его  границ. Низшее сословие — земледельцы  и ремесленники должны заниматься  физическим трудом и результатами  своего труда содержать высшие  сословия. .  Рабы не включались ни в одно из этих сословий.  Они приравнивались к инвентарю, рассматривались как говорящие орудия производства. Принадлежность к сословию не является наследственной, дети их должны воспитываться государством. В определенном возрасте они должны пройти физические, умственные и нравственные испытания, по результатам которых будет определено то или иное сословие.   

 Высшие сословия, по  мнению Платона, не должны иметь  частной собственности. Мотивируется  это положение тем, что задачей  высших сословий является управление  государством, а потому они должны  быть свободны от житейских  забот и от собственнических  инстинктов, которые порождают алчность, эгоизм, препятствующие идеальному  управлению государством. .  Он предлагал обеспечить им обобществленное потребление, т. е.  создать некий «аристократический коммунизм».   

 Платон считал экономической  основой государства натуральное  хозяйство, основанное на труде  рабов. Провозглашая необходимость  классов, выдвигая рабовладельцев  в качестве руководителей «идеального  государства» и отказывая рабам  в признании их гражданами, Платон  тем самым оправдывал рабство  и весь рабовладельческий строй  в целом. Платон в идеальном  государстве допускал торговлю, деньги и сохранял класс купцов. Торговлю он выводил из неправильно  понятого им разделения труда.  В его представлении она являлась средством, служащим удовлетворению потребностей людей. Но вместе с тем отрицательно относился к торговле, поскольку торговля использовалась как средство для извлечения прибыли. Он считал, что торговлей в идеальном государстве должны заниматься иностранцы (метеки). Платон не интересовался проблемами товарного производства — стоимостью, деньгами. В его сочинениях нет даже элементов научной теории стоимости. Это и определило непонимание Платоном денег. Он понимал и признавал только две функции денег: мера стоимости и средство обращения.

Первым, кто подверг анализу  экономические явления и попытался  выявить закономерности развития общества стал древнегреческий мыслитель  Аристотель (384–322 г. до н. э.). Поэтому его можно с полным правом назвать первым экономистом в истории науки.

«Чем определяется пропорции обмена товаров?» Или, другими словами, что  делает товары сравнимыми? У самого Аристотеля существовало несколько  точек зрения на решение данной проблемы. В его трудах можно найти и  зачатки трудовой теории стоимости, и упоминания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит  их полезность, и утверждение, что  сравнимыми товары делают деньги, которые  являются общей для всех потребностью.

Интересен Аристотель и в своем  анализе капитала, который в античном мире существовал в торговой и  денежной форме. Для его анализа  он даже вводит новый термин «хрематистика» (греч.  «хрема» — имущество, владение), т. е.  искусство наживать денежное богатство. Под хрематистикой Аристотель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики — как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства.К ним он относил крупную торговлю, поскольку она ведется ради извлечения прибыли, и ростовщичество. По Аристотелю, экономия — это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов. Под экономией он понимал изучение естественных явлений, связанных с производством первого вида богатства — потребительных стоимостей. К ним он относил и мелкую торговлю, поскольку она необходима для удовлетворения потребностей людей. При этом первую форму организации хозяйства Аристотель считал противоестественной, а его особое негодование вызывал процент, который он расценивал как самую противоестественную форму дохода, ибо, по его мнению, деньги предназначены лишь для обмена и не могут родить новые деньги. Согласно взглядам Аристотеля, процент представляет собой «выгоду» за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился и это присвоение есть выражение его порочной алчности и скупости. Ростовщик присвоил процент несправедливо, так как он его не создавал, а вынудил отдать себе, сделав деньги источником приобретения новых денег, встав на путь коренного извращения их природы.

Анализируя природу денег, Аристотель настаивал на том, что деньги являются результатом соглашения между людьми и «в нашей власти сделать их неупотребительными». Но и здесь его позиция двойственна. Различая экономику и хрематистику, Аристотель подчеркивает, что если деньги относятся к «экономике» — то это знак стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к «хрематистике» — то они выступают как реальный представитель неистинного богатства. Более того, именно с изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги. А в искусстве наживать состояние «…никогда не бывает предела в достижении цели, так как целью здесь оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами… Все, занимающиеся денежными оборотами, стремятся увеличить свои капиталы до бесконечности». Поэтому и богатство, к которому стремиться хрематистика, безгранично. Аристотель с сожалением констатирует, что из экономики неизбежно вырастает хрематистика. В современных терминах это признание означает, что из простого товарного производства неизбежно вырастают капиталистические отношения.

Среди прочего, волновала Аристотеля и проблема установления справедливости в обмене. Обмен, по Аристотелю, есть особая форма  уравнивающей справедливости, где проявляется  принцип равенства, эквивалентности. Но равенство невозможно без соизмеримости. Однако трудно предположить, чтобы  разнородные предметы были соизмеримы, т. е. качественно равны. Отсюда Аристотель делает вывод, что приравнивание может быть чем-то чуждым истинной природе вещей, искусственным приемом. И таким искусственным приемом становится их соизмерение посредством денег.     Аристотель создал теорию рабства. Согласно этой теории, деление общества на рабов и свободных людей объявляется законом природы. Рабство признается естественным явлением. Исходя из этого он устанавливает разграничение между физическим и умственным трудом и считает, что раб от рождения предназначен выполнять физическую работу, а управление государством дело свободных людей.

Утверждая неравенство труда социально неравных людей (рабов и граждан), Аристотель встал на позицию бесполезности поисков соизмеримости товаров трудом, его продолжительностью. С другой стороны, и в этом опять проявляется двойственность позиции Аристотеля, в составе издержек производства он придавал наибольшее значение именно труду. В конечном счете, Аристотель приходит к выводу, что обмен на принципах справедливости означает обмен «по достоинству». Он утверждает, что зная истинное достоинство обменивающихся лиц, можно установить пропорции обмена. И приводит следующий пример: если 100 пар обуви = 1 дому, а достоинство строителя вдвое больше достоинства сапожника, то строитель относится к сапожнику как 200 пар обуви к одному дому. И именно такое соотношение обмена должно считать справедливым.    

 Аристотель   был сторонником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Но так как к этому времени товарно-денежные отношения достигли заметного развития, то Аристотель устанавливал два вида богатства - богатство как совокупность потребительных стоимостей и богатство как накопление денег, как совокупность меновых стоимостей.

Граждан Греции он делил на пять групп:  земледельческий класс, класс ремесленников, торговый класс, наемные рабочие, военные.  Рабы приравнивались к вещам.

Марк Катон (234–149 г. до н. э.). Этот автор не только разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства (хороший климат, поблизости — богатый город и удобные средства сообщения), но и давал подробные рекомендации по определению структуры угодий, которые можно рассматривать как шкалу доходности отраслей сельского хозяйства.

Катон давал рекомендации и по организации  подневольного труда. Как экономист-практик, Катон пытался установить оптимальные  пропорции элементов производства специализирующихся рабовладельческих  хозяйств, огромную роль отводя при  этом хозяину поместья. По его мнению именно «хозяйский глаз» является важнейшим фактором организации труда в поместье.

В своем сочинении  «Земледелие» он выступал защитником натурального хозяйства, основанного  на рабском труде. Идеалом Катона было в основном натуральное хозяйство, обеспечивавшее прежде всего свои потребности., объединяющее в себе как можно больше хозяйственных отраслей, однако все они должны приносить доход. Прибыль Катон рассматривал как избыток над стоимостью.  Для получения высокой прибыли он советовал «спокойно выжидать высоких цен».Продавать он рекомендовал только излишки, а покупать только то, чего нельзя производить в собственном хозяйстве. Главным принципом ведения хозяйства должна быть его товарность: «Хозяину любо продавать, а не покупать».

Катон был врагом применения наемного труда.  Он разработал и методы ведения хозяйства на основе рабского труда. Он стремился обеспечить доход за счет рабов и уделял много внимания организации их труда.  Автор относил рабов к орудиям производства. Он считал, что приобретать рабов следует малолетними, чтобы легче было их воспитывать, рекомендовал содержать их в строгости, жестоко наказывать за малейшие проступки, поддерживать в их среде рознь и разжигать конфликты чтобы исключить заговоры их против своих хозяев. Требуя, чтобы рабы были «всегда в работе», Катон отмечал, что условия их жизни не должны быть плохими, что всегда нужно учитывать умонастроение рабов, ведь все это сказывается на производительности труда, прибыльности хозяйства.

Информация о работе Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима