Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - Определение места и роли экономической безопасности в системе развития современной системы хозяйствования.
Актуальность темы бесспорна, ведь она вытекает из необходимости решения комплекса задач по разработке эффективной инновационной стратегии в целях обеспечения экономической безопасности страны.

Файлы: 1 файл

курсовая..docx

— 603.52 Кб (Скачать)

В среднесрочном периоде  рост прожиточного минимума в среднем  на душу населения будет опережать  рост потребительских цен (в среднем  за год) на 2 - 3 процентных пункта.

Численность населения с  доходами ниже величины прожиточного минимума в прогнозируемом периоде  хотя и уменьшится, но будет оставаться значительной и составит в 2011 году 14,2 млн. человек (10 % общей  численности  населения).

2.3 Внешнеэкономическая  безопасность.

 

      По общему индексу глобальной конкурентоспособности в 2009 г. Россия занимала 62-е место из 125 стран ВЭФ. Говоря об отдельных российских показателях, еще раз скажем, что Россия отстает от развитых стран мира по индексам общественных институтов (114-е место) и технологии (74-е место), а ведь именно эти индексы являются основными в определении сводного индекса глобальной конкурентоспособности. Сравнительно неплохой индекс макроэкономической среды (33-е место, в то время как у США — 69-е, у Японии — 91-е) свидетельствует о ежегодном росте ВВП. Но надо заметить, что экономический рост в России начался сразу после кризиса 1998 г. (что закономерно), а сложившаяся благоприятная конъюнктура на мировых сырьевых рынках  в дальнейшем поддержала этот рост. Уровень инфраструктуры (61-е место) также оставляет желать лучшего. А ведь именно неразвитость инфраструктуры сдерживает дальнейшее развитие нашей экономики. Кроме того, уровень развитости инноваций также остается низким.   По мере роста глобализации развитые страны будут повышать конкурентоспособность своих экономик. А в связи с такими низкими показателями России действительно стоит задуматься об обеспечении внешнеэкономической безопасности. Потому что иначе (в самом нежелательном случае) это может привести к потере государственного суверенитета.

      Чтобы этого не случилось, России требуется устойчивое экономическое развитие. Для этого развития нужны большие инвестиционные вливания в экономику, по некоторым оценкам, порядка 200-300 млрд. долларов США. Если в 90-х гг. для нашей экономики главной проблемой было нахождение этих денег, то сейчас главной проблемой является эффективное использование этих средств. Так, из выделенных средств на приоритетные национальные проекты сегодня освоено только 30%.

За право использования  развитых сетей (финансовых, инновационных, инвестиционных, дистрибьюторских, информационных, рекламных и т.п.) мирового рынка  надо платить, в том числе и  путем продажи части акций  зарубежным стратегическим инвесторам. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 г. говорится: «Целью конкурентной политики является создание среды равной, добросовестной конкуренции, способствующей эффективному размещению ресурсов и устойчивому экономическому развитию».

      Как и во многих странах, в России проблемы экономической безопасности начали рассматривать только тогда, когда экономика приблизилась к пороговым значениям показателей экономической безопасности, а потом и превысила их. Сейчас экономическая политика не отличается ясностью. В первую очередь, нет четко продуманной политики, нет детально разработанных программ по обеспечению экономической безопасности страны.

      В этих условиях основой государственной стратегии должна быть политика развития, учитывающая стратегические приоритеты, национальные интересы и сводящая к минимуму угрозы безопасности. Если рыночные силы (невидимая рука рынка) не могут сами по себе вывести страну из кризиса, то нужно на базе глубокого анализа рыночной ситуации заложить основы подъема производства. Без приоритетного подхода к промышленному и научно-техническому подъему нельзя решить такие задачи экономической безопасности, как подавление инфляции, обеспечение приемлемого уровня занятости населения, повышение качества жизни и социальной защищенности населения. Поэтому главная цель экономической стратегии должна состоять в восстановлении экономического роста. Для реализации этой цели представляется необходимым восстановление платежеспособного спроса, ведь именно спрос побуждает производителя повышать качество своей продукции, расширять объемы производства. То есть основой макроэкономической политики должно стать создание благоприятных условий для производственной деятельности.

      В этой связи государство должно осуществить комплекс мер прежде всего по диверсификации нашей экономики, что в некотором роде и явится гарантией экономической безопасности страны. Но как показывает практика, Россия пока стремится получить максимум именно от продажи сырья, а также ищет новые источники полезных ископаемых .Другим непременным условием достижения требований экономической безопасности является реализация системы проектов и программ перспективного характера, как научных и инновационных, так и производственных и инвестиционных.

      Очевидно, что социальная политика должна обеспечивать устойчивое экономическое положение граждан, а также повышение уровня жизни населения. У нас же процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что, конечно же, является дестабилизирующим фактором и создает потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.      Основным направлением инвестиционной политики на переходный период должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции российской экономики. Подчеркну, что повышение эффективности инвестиционной политики возможно при реализации следующих основных принципов:

последовательная централизация  инвестиционного процесса;

повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);

значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных проектов;

перенос центра тяжести с  безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной основе;

размещение централизованных капитальных вложений и государственное  финансирование инвестиционных проектов производственного назначения исключительно  на конкурентной основе;

использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств  на реализацию особо эффективных  и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса  независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения  структурно-технологической перестройки  производства;

стимулирование привлечения  иностранных инвестиций.

Вместе с тем, предстоит  определить перечень производств, «закрытых» для иностранных инвестиций с  точки зрения экономической безопасности.

Таким образом, наиболее важными  задачами на данном этапе в области  внешнеэкономической деятельности, обеспечивающей экономическую безопасность, должны стать:

продолжение курса либерализации  внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечении ее экономической  безопасности, повышение экономической  эффективности внешнеэкономической  деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое  хозяйство;

дальнейшее развитие экспортного  потенциала, в первую очередь за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологичных товаров, проведение политики импортозамещения;

поддержка интересов отечественных  экспортеров на внешних рынках в  целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;

проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;

обеспечение наиболее благоприятных  для России условий погашения  внешнего долга и его обслуживания;

стабилизации курса рубля  по отношению к свободно конвертируемым валютам;

организация бесперебойной  работы транспортных артерий, соединяющих     Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и т.д.).

   При этом обеспечение экономической безопасности России требует укрепления государственной власти, повышения доверия к ее институтам, а также рационализации механизмов выработки и формирования экономической политики. Можно также сделать вывод о том, что на первый план среди факторов, определяющих национальную безопасность России, выступает устойчивость национальной экономики как к внешним, так и к внутренним неблагоприятным воздействиям, вызванным процессом глобализации.

      Таким образом, нашей стране действительно необходимо решать проблемы внешнеэкономической безопасности, чтобы повысить конкурентоспособность нашей экономики и не попасть в зависимость от развитых стран, оставаясь топливно-сырьевым придатком с низким уровнем продуктов с высокой добавленной стоимостью. На мой взгляд, для этого надо продолжить курс либерализации экономики, но наряду с этим проводить разумную протекционистскую политику, направленную на защиту национальных производителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Необходимые  меры для повышения экономической  безопасности.

 

3.1 Меры по обеспечению экономической безопасности.

      Для обеспечения экономической безопасности России, для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны – это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы: объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности; выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, несоблюдение которых приводит к нестабильности и социальным конфликтам; деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

      Одно из направлений соблюдения стратегических интересов безопасности состоит в создании системы гибкого регулирования рыночной экономики. В систему гибкого государственного регулирования целесообразно включить следующие основные подсистемы:

·   макроэкономическое регулирование, устанавливающее общие  правила и параметры хозяйствования для всех типов организаций;

·   индикативное планирование, на основе которого осуществляется ориентация инвестиционных процессов на выбранные  приоритеты структурной политики, а  также другие типы «тонкой настройки» механизма хозяйствования экономическими методами для всех типов организаций;

·  более жесткое планирование деятельности государственных пред приятии, госзаказов (прежде всего оборонных), а также разработка и осуществление  методов управления государственным  имуществом.

   Другой важный аспект стратегии экономической безопасности – устойчивость национальной валюты. Можно констатировать, что в рамках монетаристского подхода в России на сегодняшний день удалось обеспечить относительную стабильность валюты. Проблема устойчивости национальной валюты приобретает важнейшее значение во всей системе рыночных индикаторов.

      Государство должно осуществить комплекс мер, прежде всего, по обеспечению экономического роста, что и будет гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

      При этом социальная политика должна содействовать консолидации общества на условиях устойчивого экономического положения граждан, повышения их уровня жизни. Определенный позитивный сдвиг, наблюдавшийся в росте среднемесячных денежных доходов населения в течение последнего времени, имел место на фоне значительных задержек денежных выплат, усиления дифференциации в доходах различных социально-демографических групп. Однако, процесс расслоения общества на богатых и бедных продолжается, что оказывается дестабилизирующим фактором, создающим потенциальную угрозу возникновения социальных конфликтов.

      Основным направлением инвестиционной политики должно стать формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции российской экономики. По мнению автора, при проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие основные принципы:

·   последовательная децентрализация  инвестиционного процесса;

·  повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);

·   значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных проектов;

·  стимулирование привлечения  иностранных инвестиций.

      Следует заметить, что важнейшим элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и оперативному предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном социально-политическом положении России. Основные направления этой деятельности следующие:

Информация о работе Экономическая безопасность России