Экономическая безопасность России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - Определение места и роли экономической безопасности в системе развития современной системы хозяйствования.
Актуальность темы бесспорна, ведь она вытекает из необходимости решения комплекса задач по разработке эффективной инновационной стратегии в целях обеспечения экономической безопасности страны.

Файлы: 1 файл

курсовая..docx

— 603.52 Кб (Скачать)

 

1.3 Классификация угроз экономической безопасности.

 

      Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

     1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

      2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

           3. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

       Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической   безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

 

2. Экономика России  с точки зрения экономической  безопасности.

 

2.1 Военно-экономическая  безопасность.

 

      Важной составляющей национальной безопасности является военно-экономическая. Ее состояние определяется, главным образом: степенью удовлетворения военно-экономических потребностей военной организации государства и негативными (преднамеренными и случайными) организационно-экономическими воздействиями на:

его военно-бюджетную политику, определяющую уровень милитаризации  экономики;

комплекс общегосударственных  мероприятий по военной защите страны.

В связи с этим под военно-экономической  безопасностью можно понимать защищенность потребностей военной организации  государства в финансово-экономическом  обеспечении, необходимом для ее строительства, содержания и устойчивого  развития.

      Под военной организацией государства (ВОГ) понимается многоуровневая, многопрофильная система, включающая три структурных компонента1:

военная сила (вооруженные  силы и другие вой-ска, воинские формирования и органы, привлека-емые к решению задач обороны и безопасности страны: МВД, ФСБ, ФПС, МЧС, ФСЖВ, ФАПСИ);

материально-техническая  база строительства, подготовки и применения военной силы (совокупность материально-технических  элементов государства и общества, способных обеспечить устойчивое функционирование и развитие военной силы);

духовный потенциал (комплекс социальных, нравственно-этических  и психических явлений, которые  проявляются в условиях жизни, национальном характере, традициях и исторической памяти народа).

Количественно оценить уровень  военно-экономической безопасности и соответствующий рациональный уровень государственных затрат на национальную оборону: оборонные  НИОКР, развитие военного производства, производственную сферу экономики  и др., - можно, в частности, на основе комплексного анализа и экспертизы объемов, структуры финансов и динамики военных расходов ведущих мировых  держав, обобщенные показатели которых  позволяют также выявить основные тенденции внутренней и внешней  политики государства. При этом под военными расходами понимается запланированная совокупность за-трат, предусмотренных военным бюджетом в составе госбюджета, и затрат в различных отраслях народного хозяйства, работающих на повышение военного потенциала страны. [5].

По своему характеру и  предназначению военные расходы  можно разделить на прямые и косвенные.

   К прямым относятся затраты на содержание ВС, разработку, закупку и поставку ВВТ и военного имущества, военное строительство. Данные расходы определяют количественно-качественный состав ВС, возможности которых по выполнению возлагаемых на них задач возрастают с ростом расходов.

   К косвенным - затраты, оказывающие опосредованное воздействие на строительство, содержание и развитие ВОГ (выплата пенсий бывшим военно-служащим, расходы на утилизацию ВВТ, погашение военных займов, финансирование конверсии военного производства и др.). Эти расходы не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на военно-экономическую безопасность, но, тем не менее, усиливают бремя общих военных расходов на экономику.

     Обычно расходы военных бюджетов государств классифицируют по следующим признакам: организационному (видовому), программному, функционально-целевому, экономическому (предметному).

      Для сравнительного анализа военных расходов стран можно выделить шесть основных целевых направлений финансирования:

содержание военнослужащих;

содержание гражданских  служащих;

боевая подготовка и материально-техническое  обеспечение войск;

закупки ВВТ, НИОКР, строительство  военных объектов.

Все остальные виды расходов, размер которых относительно невелик, объединены в группу "Прочие расходы".

      Для того чтобы объемы военных расходов России были сопоставимы с военными расходами ведущих стран НАТО, их доля в ВВП должна быть значительно большей, чем в бюджетах зарубежных стран. Однако, если в современных условиях экономические возможности России ставят определенный предел по доле отвлечения экономических ресурсов на военные цели и особенно по доле военных расходов в федеральном бюджете, то на первый план выходит задача повышения эффективности использования ограниченных бюджетных средств за счет оптимизации оборонного бюджета, экономии и рационального использования финансовых ресурсов.

      Комплексный военно-экономический анализ и сравнение оборонного финансирования в ведущих странах мира за последние годы показывают: 1. В большинстве развитых стран доля расходов на содержание и развитие ВОГ находится на уровне 60-70% военного бюджета. В России этот показатель возрос почти в 2 раза, но, как показывает ситуация в армии и на флоте, и этих средств недостаточно. [6].

      Обладая мощным ядерным потенциалом, Россия продолжает играть активную и важную роль стабилизирующего фактора мировой политики. Но государст-венная военно-бюджетная политика нуждается в корректировке.

В качестве основного направления  совершенствования военно-бюджетной  политики предлагается внедрение программно-целевого планирования и финансирования военного строительства с использованием опыта СССР и зарубежных стран.

      В связи с этим следует разработать новую систему классификации расходов военных бюджетов. Так, помимо традиционных структур (организационной, функциональной, экономической) расходы военного бюджета должны представляться в программной структуре (по принятым программным элементам). Исходной базой может служить методология обоснования и разработки программ вооружения, включающая принципы и методику оценки боевых потенциалов и их приращений за планируемый период.

Одной из главных задач  совершенствования военно-бюджетной  политики страны становится разработка методологии создания программы  развития ВОГ, содержащей подпрограммы развития силовых министерств и  ведомств, которые, в свою очередь, включают подпрограммы развития военной и  специальной техники, социального  обеспечения военнослужащих, развития служб (в том числе финансово-экономической  службы).

Осуществление планирования и финансового обеспечения строительства  ВОГ на основе программно-целевого подхода позволит:

научно обосновать размеры  и финансовую структуру ежегодно разрабатываемого военного бюджета;

обеспечить согласование военного бюджета с военными программами, программ - с военным планированием  и определением необходимого размера  и структуры ВС, размера и структуры ВС - с военной доктриной, а военной доктрины - с основными задачами обеспечения военно-экономической и национальной безопасности государства;

обоснованно определять текущие  и перспективные потребности  в ВС, оценивать общую стоимость и результаты каждой военной программы.

      Таким образом, решение проблемы военно-экономической безопасности России представляется возможным в результате научного обоснования объемов, структуры и динамики финансово-экономического обеспечения строительства, содержания и развития всех составляющих ВОГ, выявления военно-экономических тенденций в мировом сообществе, обеспечения эффективности использования выделяемых бюджетных ассигнований.

 

2.2 Внутриэкономическая  безопасность.

 

      Сравнительный анализ динамики внутриэкономических показателей, сложившейся за последние годы, показывает их существенное отклонение от прогнозируемых значений. В целом с 2000 по 2007 год прослеживается следующая закономерность: фактические данные номинального объема ВВП, темпа роста ВВП и уровня инфляции практически ежегодно оказываются выше прогнозируемых показателей.

      Ошибки в прогнозировании основных внутриэкономических показателей оказывают влияние на исполнение федерального бюджета, в существенной

мере дезориентируют всех участников бюджетного процесса и экономических  отношений в целом.

      Данные о достоверности прогноза основных внутриэкономических показателей, разработанных на стадии утверждения федерального закона на очередной финансовый год, за 2000 – 2008 годы представлены на следующих диаграммах.

      В среднесрочном периоде в соответствии со статьей 1 законопроекта прогнозируется постепенное снижение целевого параметра  инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) с 11,8 % в 2008 году до 8,5 % в 2009 году, 7 % в 2010 году и 6,8 % в 2011 году, однако это не решает задачу снижения уровня инфляции до 3 - 4 % в год, поставленную Президентом Российской Федерации, которое необходимо в целях стимулирования инвестиций в отечественную экономику и повышения склонности населения к сбережениям.[7].

      Прогнозируемое значительное замедление инфляции в 2009 - 2011 годах будет базироваться на снижении темпов роста цен (тарифов) по основным сегментам, наблюдаемым при исчислении динамики изменения потребительских цен, кроме тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства.

      Динамика роста потребительских цен и основных их сегментов представлена на следующем графике.

Анализ динамики внешнеторгового  оборота показывает, что  в 2009 – 2011 годах объем экспорта товаров  будет снижаться, а рост импорта  товаров продолжится. В 2011 году по сравнению  с 2008 годом экспорт товаров (по стоимости) снизится на 3 %, а импорт товаров (по стоимости) увеличится в 1,6 раза, в то время как в 2008 году по сравнению  с 2005 годом они вырастут, по оценке, в 2,2 раза и в 2,5 раза соответственно.

      Рост объема импорта товаров при стабилизации объемов экспорта товаров приведет к тому, что сальдо внешней торговли значительно сократится - с 216,8 млрд. долларов США в 2008 году до 19,8 млрд. долларов США в 2011 году, или в 10,9 раза. В результате в 2011 году прогнозируется дефицит по счету текущих операций платежного баланса в пределах от 63 до 85 млрд. долларов США, в то время как в 2008 году ожидается профицит счета текущих операций платежного баланса в размере 125 – 143 млрд. долларов США. Это может создать риски для устойчивого социально-экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Замедляется динамика основных показателей, характеризующих уровень  жизни населения.

      Прогнозируется постепенное снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы, которые составят по сравнению с предыдущим годом в 2009 году – 110,5 % и 113,8 % соответственно, в 2010 году – 109,3 % и 110,7 %, в 2011 году – 108 % и 109,7 % (в 2008 году – 110,2 % и 113,8 %).

Информация о работе Экономическая безопасность России