Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:21, курсовая работа
Цель курсовой работы - Определение места и роли экономической безопасности в системе развития современной системы хозяйствования.
Актуальность темы бесспорна, ведь она вытекает из необходимости решения комплекса задач по разработке эффективной инновационной стратегии в целях обеспечения экономической безопасности страны.
1.3 Классификация угроз экономической безопасности.
Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:
1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.
2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.
3. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.
Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.
2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности.
2.1 Военно-экономическая безопасность.
Важной составляющей национальной безопасности является военно-экономическая. Ее состояние определяется, главным образом: степенью удовлетворения военно-экономических потребностей военной организации государства и негативными (преднамеренными и случайными) организационно-экономическими воздействиями на:
его военно-бюджетную политику, определяющую уровень милитаризации экономики;
комплекс общегосударственных мероприятий по военной защите страны.
В связи с этим под военно-экономической
безопасностью можно понимать защищенность
потребностей военной организации
государства в финансово-
Под военной организацией государства (ВОГ) понимается многоуровневая, многопрофильная система, включающая три структурных компонента1:
военная сила (вооруженные силы и другие вой-ска, воинские формирования и органы, привлека-емые к решению задач обороны и безопасности страны: МВД, ФСБ, ФПС, МЧС, ФСЖВ, ФАПСИ);
материально-техническая
база строительства, подготовки и применения
военной силы (совокупность материально-технических
элементов государства и
духовный потенциал (комплекс социальных, нравственно-этических и психических явлений, которые проявляются в условиях жизни, национальном характере, традициях и исторической памяти народа).
Количественно оценить уровень
военно-экономической
По своему характеру и предназначению военные расходы можно разделить на прямые и косвенные.
К прямым относятся затраты на содержание ВС, разработку, закупку и поставку ВВТ и военного имущества, военное строительство. Данные расходы определяют количественно-качественный состав ВС, возможности которых по выполнению возлагаемых на них задач возрастают с ростом расходов.
К косвенным - затраты, оказывающие опосредованное воздействие на строительство, содержание и развитие ВОГ (выплата пенсий бывшим военно-служащим, расходы на утилизацию ВВТ, погашение военных займов, финансирование конверсии военного производства и др.). Эти расходы не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на военно-экономическую безопасность, но, тем не менее, усиливают бремя общих военных расходов на экономику.
Обычно расходы военных бюджетов государств классифицируют по следующим признакам: организационному (видовому), программному, функционально-целевому, экономическому (предметному).
Для сравнительного анализа военных расходов стран можно выделить шесть основных целевых направлений финансирования:
содержание военнослужащих;
содержание гражданских служащих;
боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск;
закупки ВВТ, НИОКР, строительство военных объектов.
Все остальные виды расходов, размер которых относительно невелик, объединены в группу "Прочие расходы".
Для того чтобы объемы военных расходов России были сопоставимы с военными расходами ведущих стран НАТО, их доля в ВВП должна быть значительно большей, чем в бюджетах зарубежных стран. Однако, если в современных условиях экономические возможности России ставят определенный предел по доле отвлечения экономических ресурсов на военные цели и особенно по доле военных расходов в федеральном бюджете, то на первый план выходит задача повышения эффективности использования ограниченных бюджетных средств за счет оптимизации оборонного бюджета, экономии и рационального использования финансовых ресурсов.
Комплексный военно-экономический анализ и сравнение оборонного финансирования в ведущих странах мира за последние годы показывают: 1. В большинстве развитых стран доля расходов на содержание и развитие ВОГ находится на уровне 60-70% военного бюджета. В России этот показатель возрос почти в 2 раза, но, как показывает ситуация в армии и на флоте, и этих средств недостаточно. [6].
Обладая мощным ядерным потенциалом, Россия продолжает играть активную и важную роль стабилизирующего фактора мировой политики. Но государст-венная военно-бюджетная политика нуждается в корректировке.
В качестве основного направления
совершенствования военно-
В связи с этим следует разработать новую систему классификации расходов военных бюджетов. Так, помимо традиционных структур (организационной, функциональной, экономической) расходы военного бюджета должны представляться в программной структуре (по принятым программным элементам). Исходной базой может служить методология обоснования и разработки программ вооружения, включающая принципы и методику оценки боевых потенциалов и их приращений за планируемый период.
Одной из главных задач
совершенствования военно-
Осуществление планирования
и финансового обеспечения
научно обосновать размеры и финансовую структуру ежегодно разрабатываемого военного бюджета;
обеспечить согласование военного бюджета с военными программами, программ - с военным планированием и определением необходимого размера и структуры ВС, размера и структуры ВС - с военной доктриной, а военной доктрины - с основными задачами обеспечения военно-экономической и национальной безопасности государства;
обоснованно определять текущие и перспективные потребности в ВС, оценивать общую стоимость и результаты каждой военной программы.
Таким образом, решение проблемы военно-экономической безопасности России представляется возможным в результате научного обоснования объемов, структуры и динамики финансово-экономического обеспечения строительства, содержания и развития всех составляющих ВОГ, выявления военно-экономических тенденций в мировом сообществе, обеспечения эффективности использования выделяемых бюджетных ассигнований.
2.2 Внутриэкономическая безопасность.
Сравнительный анализ динамики внутриэкономических показателей, сложившейся за последние годы, показывает их существенное отклонение от прогнозируемых значений. В целом с 2000 по 2007 год прослеживается следующая закономерность: фактические данные номинального объема ВВП, темпа роста ВВП и уровня инфляции практически ежегодно оказываются выше прогнозируемых показателей.
Ошибки в прогнозировании основных внутриэкономических показателей оказывают влияние на исполнение федерального бюджета, в существенной
мере дезориентируют всех участников бюджетного процесса и экономических отношений в целом.
Данные о достоверности прогноза основных внутриэкономических показателей, разработанных на стадии утверждения федерального закона на очередной финансовый год, за 2000 – 2008 годы представлены на следующих диаграммах.
В среднесрочном периоде в соответствии со статьей 1 законопроекта прогнозируется постепенное снижение целевого параметра инфляции (декабрь к декабрю предыдущего года) с 11,8 % в 2008 году до 8,5 % в 2009 году, 7 % в 2010 году и 6,8 % в 2011 году, однако это не решает задачу снижения уровня инфляции до 3 - 4 % в год, поставленную Президентом Российской Федерации, которое необходимо в целях стимулирования инвестиций в отечественную экономику и повышения склонности населения к сбережениям.[7].
Прогнозируемое значительное замедление инфляции в 2009 - 2011 годах будет базироваться на снижении темпов роста цен (тарифов) по основным сегментам, наблюдаемым при исчислении динамики изменения потребительских цен, кроме тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства.
Динамика роста потребительских цен и основных их сегментов представлена на следующем графике.
Анализ динамики внешнеторгового оборота показывает, что в 2009 – 2011 годах объем экспорта товаров будет снижаться, а рост импорта товаров продолжится. В 2011 году по сравнению с 2008 годом экспорт товаров (по стоимости) снизится на 3 %, а импорт товаров (по стоимости) увеличится в 1,6 раза, в то время как в 2008 году по сравнению с 2005 годом они вырастут, по оценке, в 2,2 раза и в 2,5 раза соответственно.
Рост объема импорта товаров при стабилизации объемов экспорта товаров приведет к тому, что сальдо внешней торговли значительно сократится - с 216,8 млрд. долларов США в 2008 году до 19,8 млрд. долларов США в 2011 году, или в 10,9 раза. В результате в 2011 году прогнозируется дефицит по счету текущих операций платежного баланса в пределах от 63 до 85 млрд. долларов США, в то время как в 2008 году ожидается профицит счета текущих операций платежного баланса в размере 125 – 143 млрд. долларов США. Это может создать риски для устойчивого социально-экономического развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Замедляется динамика основных показателей, характеризующих уровень жизни населения.
Прогнозируется постепенное снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения и реальной заработной платы, которые составят по сравнению с предыдущим годом в 2009 году – 110,5 % и 113,8 % соответственно, в 2010 году – 109,3 % и 110,7 %, в 2011 году – 108 % и 109,7 % (в 2008 году – 110,2 % и 113,8 %).