Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 22:09, курсовая работа

Краткое описание

Рынок в широком смысле представляет собой организацию общественного производства, при которой производители товаров, ориентируясь на потребности общества, сами решают, что производить и в каком количестве; как производить эти товары (из каких ресурсов и с помощью какой технологии); для какого потребителя производить - для личного или производственного потребления.
Назначение рынка состоит в том, чтобы обеспечить нормальное экономическое развитие общества, в том числе:
экономический рост производства посредством выпуска большего количества и лучшего качества товаров и услуг;
эффективность экономики или получение максимальной отдачи (прибыли) при минимуме затрат (издержек);
полную занятость желающих и способных работать;
справедливое распределение доходов между работающими и неработающими членами общества;
участие во внешнеэкономической деятельности;

Оглавление

Введение.…………………………………………………………………………………3

1 Издержки, их суть и значение ……………………………………...………………6

1.1 Природа издержек. …………………………………………………………………..6

1.2 Издержки и прибыль. ………………………………………...…………………..…6

1.3 Постоянные издержки, переменные издержки и безвозвратные издержки.…….8

1.4 Сущность и структура бухгалтерских издержек ………….................…………. 10

1.5 Альтернативные издержки……..………………………………………...………...11

1.6 Износ и амортизация…………………………………………………….12

2 Производство в коротком периоде. Закон убывающей отдачи …………………14

3 Объем производства в коротком периоде. Принцип максимизации прибыли…16

4 Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба…………….20
4.1 Положительный эффект масштаба (объема производства)…….………………..20

4.2 Отрицательный эффект масштаба………………….…………………………...…21

5 Особенности ресурсосбережения……………………........................................23

6 Анализ безубыточности…………………………………………………………26

7 Сокращение кадровых издержек………………………………………..………28

Заключение…………………….…………………………………………………….....29

Список использованной литературы…………………………………………………30

Файлы: 1 файл

0077779_15472_kursovaya_rabota_pribyl_i_izderzhki_proizvodstva.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Следует указать, что закон убывающей отдачи основан на предположении, согласно которому все единицы переменных ресурсов, в данном случае речь идет о количестве рабочих, качественно однородны. То есть предполагается, что каждый добавочный рабочий обладает такими же профессиональными знаниями, образованием, квалификацией, трудовыми навыками. Предельный продукт начинает убывать не потому, что нанятые позднее рабочие оказались менее квалифицированными, а потому, что относительно большее количество занято при той же величине имеющихся капитальных фондов.

Спрос и предложение  в рыночной экономике представляют собой два важнейших фактора, влияющих на объем производства фирм, возможные издержки производства и  величину полученных доходов. Поведение  самой фирмы, выбор стратегии развития, размер спроса на ресурсы и величины предложения собственных товаров зависит от типа рынка, на котором она действует. Наиболее важным условием, влияющим на функционирование фирм, является степень развития на нем конкурентных отношений между товаропроизводителями.

На рынке совершенной  конкуренции действует множество  производителей, лишенных каких-либо рычагов  навязывания своей воли потребителям в форме диктата, в установлении уровня цен на свои товары и услуги.

Основной целью деятельности конкурентной фирмы является максимизация прибыли. Как было отмечено ранее, прибыль представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными издержками за период продаж:

П = TR - TC = PQ - TC,

П - прибыль,

TR - совокупный доход  (выручка),

PQ - цена, умноженная на количество произведённой продукции,

TC - совокупные издержки.

Другими словами, в условиях совершенной конкуренции важнейшие  решения фирмы по управлению своими делами связаны, прежде всего, с установлением  оптимального объема производства, такого объёма производства, который приносит наибольшую прибыль.

Максимизация прибыли, в частности, происходит при условии, что цена превышает величину средних  совокупных издержек (P > ATC min). Максимизация прибыли подчиняется определенным правилам. Это правило заключается в том, что посредством выпуска продукции повышается прибыль только в том случае, если доход от продаж дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы, т.е. если предельный доход (MR) больше предельных издержек (MC).

Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной  единицы продукции выше приносимого  за счет ее реализации дохода (MR < MC), то, произведя соответствующую порцию товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки.

Очевидно, что в этих условиях максимальная прибыль будет достигнута при том объеме производства, когда предельные издержки сравняются с предельным доходом. Другими словами, прибыль растет при приближении к точке равенства предельных издержек и дохода с любой стороны. А, следовательно, максимум прибыли достигается в самой точке.

Эту закономерность в  экономической науке принято  называть правилом максимизации прибыли. Согласно ему, максимизация прибыли (минимизация  убытков) достигается при объеме производства, соответствующей точке равенства предельного дохода и предельных издержек. Отметим, что указанное правило справедливо не только для условий совершенной конкуренции, но и для других типов рынка.

Фирма будет максимизировать  прибыль, поддерживая величину выпускаемой  продукции на таком уровне, когда предельный доход будет равен предельным издержкам при том условии, что цена продукции превышает средние совокупные издержки.

MR = MC ( P > ATC )

В рыночной экономике  в условиях ограниченных ресурсов их распределение осуществляется так, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Этой же цели благоприятствует стремление производителей товаров использовать эти ресурсы с наибольшей эффективностью. Таким образом, в микроэкономическом анализе понятие "эффективность" подразделяется на две части - это эффективность производства и эффективность распределения ресурсов. Они находятся в тесной взаимосвязи.

Обеспечение безубыточности функционирования фирмы или достижения средней прибыли, или ориентация на получения максимальной прибыли требует не только глубокого анализа текущих цен на различные факторы производства и на готовую продукцию, но и управление этими ценами.

Фирмы-монополисты или  предприятия на олигополистическом рынке стремятся установить цену на свои товары с таким расчетом, чтобы они обеспечивали ей желанный объем прибыли. Предположим, что фирма назначает на свою продукцию цены с таким расчетом, чтобы получить максимум прибыли на вложенный капитал.

Этот метод позволяет  в наглядной форме отразить движение не только валовых издержек (ТС), но и изменение объема производства (Q) и валового дохода (ТR) от реализации продукции, величины прибыли. На графике представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления прибыли при разных уровнях объема продаж.

Для обеспечения безубыточности, т.е. для покрытия валовых издержек поступлениями, фирма должна производить как минимум Q1 или Q2 товарных единиц и продать их по определённой цене. Для получения максимальной прибыли, ей необходимо произвести и продать Q3 товарных единиц по цене P за штуку. Исходя из поставленных целей, то есть масштабов намечаемой прибыли, фирма и определяет цену своей продукции и её объём.

Такой метод ценообразования  на основе анализа безубыточности и  обеспечения целевой прибыли  требует от фирмы разных вариантов установления цен, исходя из складывающейся обстановки на рынке соответствующих товаров. Все большее число фирм при определении цены товаров исходят из ощущений ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования они считают не только издержки фирмы, а покупательское восприятие потребительских качеств продаваемого товара. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара они используют целый комплекс маркетинговых мероприятий, главными из которых являются неценовые воздействия на покупателя. К неценовым факторам, как известно, относятся качество, долговечность, модность, престижность соответствующей продукции.

В условиях несовершенной  конкуренции производитель может  воздействовать на рыночную цену, чего не наблюдается в условиях совершенной конкуренции.

Как же ведет себя фирма-монополист при определении цены и оптимальных  размеров производства? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить  общие черты несовершенной конкуренции, рассмотренные в разделе 3.

При несовершенной конкуренции значительная доля рынка принадлежит отдельным предпринимателям, имеет место наличие барьеров проникновения в данную отрасль со стороны других фирм, неоднородность производимой продукции, неадекватность рыночной информации. Все эти факторы в отдельности или вместе взятые нарушают рыночное равновесие и с точки зрения равенства спроса и предложения.

К примеру, единственный производитель определенной продукции  или группа объединившихся фирм в  состоянии поддерживать завышенные цены на соответствующую продукцию, не рискуя потерять клиента.

Одним из критериев несовершенной  конкуренции является понижение  цен с ростом выпуска продукции  фирмы. Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что  большие объемы продукции фирма  может реализовать с помощью политики снижения цены.

Другой общей закономерностью  рынков несовершенной конкуренции  является наличие предела роста  валового дохода (TR) фирмы. Напомним, величина валового дохода равна произведению цены на объем реализованной продукции: TR = PQ.

Третьей общей чертой рынков несовершенной конкуренции  является падение предельного дохода фирмы при снижении цены на ее продукцию. При этом предельный доход фирмы-монополии  меньше цены единицы продукции (при  всех уровнях производства кроме  первого).

В более общей форме  можно сказать: падение предельного  дохода вызвано тем, что продажа  дополнительной единицы продукции  по более низкой цене не только увеличивает  доход на величину ее стоимости, но и сокращает его на величину удешевления  всех предыдущих единиц.

Несовершенная конкуренция  предполагает существование следующих  видов рынков:

- рынок чистой монополии, 

- рынок монополистической  конкуренции, 

- рынок олигополии.

Поведение чистой монополии  на рынке несовершенной конкуренции  характеризуется тем, что монополия может возникнуть и существовать благодаря контролю над ценами, а также благодаря использованию методов нечестной конкуренции, неэкономических приемов ведения конкурентной борьбы. Оттеснив соперников, фирма-победитель становится монополистом и поддерживает свое монопольное положение, пользуясь своими возможностями.

Имея возможность влиять на цены, монополист решает: какой доход  ему нужно получить и какую  цену необходимо назначить на товар, чтобы обеспечить планируемый доход. Но это вовсе не значит, что монополист абсолютно свободен в выборе цен и объемов производства. Объем производства зависит от емкости рынка, а это, в свою очередь, влияет на возможную цену товара. В своей деятельности монополист подчиняется тому же правилу, что и конкурентный производитель. Фирма будет производить каждую дополнительную единицу, пока предельный доход от нее будет больше, чем предельные издержки. Чистая конкуренция и чистая монополия, которую мы рассмотрели, являются, чаще всего, исключениями из правил, а на рынке, как правило, существуют монополистическая конкуренция или олигополия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба.                                  

    4.1 Положительный эффект масштаба (объема производства).

 

В течение длительного периода времени изменения в структуре ресурсов могут быть происходить как на уровне отдельной фирмы, так и целой отрасли. Долгосрочный период предполагает изменение масштаба своих производственных мощностей. Изменение производственных мощностей вследствие замены старых или наращивания этих мощностей новыми за счет инвестирования капитала в обновление машин, оборудования, зданий и сооружений. Все это, так или иначе, влияет на рост масштабов производства, ведёт возникновению положительного или отрицательного эффекта масштаба производства.

Положительный эффект масштаба - это сокращение средних издержек, обусловленное ростом масштабов  производства.

Причиной такого снижения издержек производства на единицу выпускаемой  продукции является повышение эффективности труда, который характеризуется более глубокой специализацией и разделением труда. В предыдущем разделе данной темы было отмечено, как даже в небольшой фирме, когда все рабочие закреплены за определенной производственной операцией, обеспечивается более высокая производительность труда вследствие сокращения времени на выполнение закрепленных за рабочим операций. А более высокая производительность труда сокращает затраты основного капитала на единицу продукции. Это происходит по той причине, что износ оборудования, в расчете на один день, один месяц или один год, исходя из нормы амортизации, распространяется на большее количество производимой продукции.

Многие фирмы не всегда имеют возможность воспользоваться  более эффективной техникой. В  свою очередь более эффективное оборудование требует больших объемов производства. Если посмотреть на функционирование автомобилестроения, то наиболее эффективные методы производства предполагают использование дорогой и сложной техники. Эксплуатация этого оборудования может потребовать, по оценке экспертов, объема производства от 200 до 400 тыс. автомобилей в год. Только крупные производители могут позволить себе приобретение наиболее дорогого и наиболее эффективного оборудования.

Мелкие предприятия  и фирмы такой возможности не имеют. В то же время крупные предприятия и крупномасштабные объемы производства имеют дополнительные возможности для производства побочной продукции, чем мелкие фирмы. Большие фабрики, к примеру, по производству мясных пищепродуктов к основной продукции производят клей, удобрения, лекарственные препараты и ряд других продуктов из тех отходов, которые не нашли бы своей переработки в мелких предприятиях и были бы просто выброшены за ненадобностью.

Все эти условия производства при использовании дорогостоящего и совершенного оборудования требуют долгосрочного периода их использования с целью полного возмещения затрат на их приобретение. Рост разделения и специализации трудовых операций, а также утилизация отходов вносят существенный вклад в снижение издержек производства на единицу продукции. Иными словами, это можно сформулировать следующим образом: увеличение количества всех вовлеченных в массовое производство ресурсов, например, на 15% приведет росту объема производства более, чем цена 15%, а также к снижению издержек на единицу изготовленной продукции.

 

 

   4.2 Отрицательный эффект масштаба.

Увеличение объема производства и расширение фирмы имеет свои границы с точки зрения достижения положительного эффекта ее функционирования. На определенном этапе расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и к росту издержек производства единицы продукции, в этом и состоит отрицательный эффект масштаба.

Отрицательный эффект масштаба - это увеличение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства.

Главная причина возникновения  отрицательного эффекта масштаба связана  с ростом управленческих расходов. Этот рост расходов связан с образованием новых структур по контролю, управлению производством, реализации произведенного продукта. На небольшом предприятии один старший администратор может лично принимать все важнейшие решения, касающиеся функционирования предприятия. На крупномасштабном предприятии наблюдается разрастание иерархического аппарата управления вглубь и вширь, что создает трудности обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты. В результате решения принимаются с опозданием, снижается эффективность работы, растут средние издержки производства. Увеличение количества всех ресурсов не ведет к пропорциональному росту отдачи, например, рост ресурсов на 10% приведет к росту объема производства в меньшей степени, например, на 5-6%.

Информация о работе Издержки производства в долгом периоде. Эффект масштаба