Издержки производства и прибыль

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:35, контрольная работа

Краткое описание

Каждая фирма в своей стратегии ориентируются на получение максимальной прибыли. Общий принцип выбора следующий: фирма должна использовать такой процесс производства, который при одном и том же уровне выпуска продукции позволял бы применять наименьшее количество вводимых факторов производства, т.е. был бы самым эффективным. Поэтому фирма должна использовать такой производственный процесс, при котором один и тот же объем готовой продукции обеспечивается с наименьшими затратами на вводимые факторы производства.

Оглавление

1. Сущность издержек производства, их состав и структура.
2. Масса и норма прибыли.
3. Стоимость, цена производства, рыночная цена.
4. Издержки обращения. Торговая прибыль и механизм ее образования.

Файлы: 1 файл

Политэкономия.doc

— 103.50 Кб (Скачать)

3. Закон тенденции  нормы прибыли к понижению

Норма прибыли находится  в обратной зависимости от органического (стоимостного) строения капитала. В  процессе экономического развития стоимостное строение капитала повышается, а в результате этого норма прибыли снижается. Важно отметить, что освоение новых технологий на отдельных предприятиях и повышение органического строения капитала (индивидуального) вовсе не влечет за собой понижение нормы прибыли. Напротив, предприниматель, первый освоивший новую технику, присваивает дополнительную прибыль, равную разности между общественной и индивидуальной ценой производства. Но с прогрессом техники во всей отрасли и экономике в целом снижаются общественные издержки производства, падают общественные цены производства и понижается средняя норма прибыли для всех предпринимателей.

 

С развитием экономики, хотя норма прибыли понижается, масса  прибыли растет. Это обусловлено:

 

- увеличением числа  занятых на производстве;

 

- повышением нормы  прибавочной стоимости.

Т.о., процесс накопления капитала приводит к двойственному  результату:

 

он ведет к абсолютному  увеличению переменного капитала, а  вместе с тем и к росту массы  прибыли (V=100, тогда, если m’=100%, то m=100; V=800, если m’=100%, то и m=800);

 

он сопровождается относительным  уменьшением переменного капитала во всем его объеме, т.е. ростом органического  строения капитала, а это ведет  к снижению нормы прибыли.

 

Еще одной причиной снижения нормы прибыли служит замедление скорости оборота капитала.

 

Образование средней  нормы прибыли

 

Капиталистическое производство носит ярко выраженный общественный характер: каждое предприятие включено в систему разделения труда и  удовлетворяет общественные потребности. Поэтому в какую бы отрасль, имеющую общественную значимость, капитал ни вкладывался, он требует равных условий для возрастания или, что то же самое, равной нормы прибыли. Если бы норма прибыли в какой-либо отрасли устойчиво ниже, чем в других, то капиталы покинули бы ее и общественная потребность в товарах этой отрасли осталась бы неудовлетворенной. Межотраслевая конкуренция как раз «выравнивает» отраслевые нормы прибыли в среднюю норму прибыли, которая определяется как отношение всей созданной в обществе массы прибавочной стоимости ко всему авансированному в данном году капиталу. В результате и достигается отмечавшееся положение, когда на равный авансированный капитал получается равная масса прибыли.

 

Таким образом, прибыль  отдельного капиталиста как бы поступает  в «общий котел» для дальнейшего перераспределения и превращения в среднюю прибыль. Но это происходит лишь при наличии свободной межотраслевой конкуренции. Если в обществе возникают отношения, ограничивающие действие конкуренции, неизбежен подрыв механизма образования средней нормы прибыли, а, следовательно, и принципа «равная прибыль на равновеликий капитал». Возможность появления при капитализме таких отношений предвидели еще К.Маркс и Ф.Энгельс. В условиях современного капитализма эта возможность стала важнейшей реалией: капиталистические монополии, затрудняя межотраслевой перелив капитала, оказывают существенное воздействие на механизм формирования и распределения созданной в обществе прибыли.

 

Образование средней  нормы прибыли ведет к тому, что стоимость капиталистически произведенного товара приобретает новый и превращенный вид: она выступает как совокупность издержек производства и средней прибыли на капитал. А это и есть цена производства.

Выводы: Таким образом, к основным факторам, влияющим на прибыль относятся:

 

1. Конкурентоспособность  выпускаемой продукции, в силу  того, что предприятие должно  существовать для потребителя  и только клиенты, потребности  которых удовлетворяются, дают  предприятию возможность выжить  на рынке и получить доход. 

 

2. Высокая мобильность на рынке, свобода экономического маневра, делающая объективно необходимыми учет рыночной конъюнктуры, гибкое маневрирование всеми имеющимися ресурсами для достижения эффекта.

 

3. Ритмичность и гибкость производства, способность быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителей.

 

4. Разработка мер по улучшению  выпускаемой продукции, способность  предприятия дать потребителю  товар более высокого качества  или обладающий какими-либо новыми  свойствами, причем за туже цену, при тех же издержках производства.

 

Цена́ — количество денег, в обмен  на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного  товара на деньги. Величину соотношений  при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

 

В повседневной речи цена часто является синонимом стоимости товара (например, «сколько сто́ят спички?») и эти слова могут взаимно заменять друг друга.

В настоящее время существует множество  различных определений понятия  цена. Можно привести следующие:

Денежное выражение стоимости;

Денежное выражение системы ценообразующих факторов;

Инструмент рыночной конкуренции;

Характеристика товара на рынке;

Один из элементов рынка (наряду со спросом, предложением и конкуренцией);

Количество денег (товаров, услуг), за которое продавец готов продать, а покупатель готов купить 1 единицу товара (услуги);

Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене;

Один из элементов комплекса  маркетинга (маркетинг-микса). С этой точки зрения, цена — количество денег, запрашиваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги

 

Цена производства, цена капиталистически произведённого товара, равная издержкам производства плюс средняя прибыль на весь авансированный капитал; превращенная форма стоимости товара. Каждый капиталист заинтересован в получении максимальной прибыли на вложенный капитал. Однако в различных отраслях и сферах общественного производства складываются неодинаковые условия хозяйственной деятельности, обусловленные технико-экономическими, конъюнктурными и др. факторами. Основные причины межотраслевых различий в размерах прибыли — неравенство органического строения капитала и неодинаковая скорость оборота капитала. Между капиталистами развёртывается ожесточённая конкурентная борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. В ходе межотраслевой конкуренции непрерывно происходят переливы капитала из одной отрасли в другую, изменения уровня рыночных цен в результате стихийного действия закона спроса и предложения. В силу этого равновеликие капиталы приносят собственникам равную прибыль вне зависимости от сферы их приложения; межотраслевая конкуренция ведёт к формированию уровня рыночных цен, обеспечивающего возмещение издержек производства и получение средней прибыли каждому функционирующему капиталистическому предприятию. Этой средней рыночной ценой в условиях домонополистического капитала выступает Ц. п. Она служит центром, вокруг которого колеблются рыночные цены товаров.

 

  Превращение стоимости  в Ц. п. — длительный исторический  процесс. При простом товарном  производстве и на ранних этапах  капиталистического способа производства  обмен товаров происходил по  ценам, близким или совпадающим  со стоимостью. Мелкие товаропроизводители непосредственно затрачивали труд на производство товаров, поэтому обмен между ними осуществлялся пропорционально вложенному труду. Капитализм возник в недрах феодальной системы производства, и в начале его развития сохранялись устойчивые и значительные различия в отраслевых нормах прибыли. Выравниванию норм прибыли препятствовали цеховая регламентация хозяйственной деятельности, феодальной привилегии. Лишь с утверждением капиталистических производственных отношений возникают необходимые предпосылки для межотраслевой конкуренции и превращения стоимости в Ц. п. При этом создаётся видимость, будто обмен по Ц. п. противоречит стоимости закону. Ц. п. отличается от стоимости как по структуре, так и по величине. Стоимость товара определяется затратами труда, Ц. п. — затратами капитала. Величина прибыли, реализуемая в Ц. п., не совпадает, как правило, с массой прибыли, создаваемой в отрасли. Отсюда возникает видимость, что «... прибыль, надбавляемая к издержкам производства, действительно определяется не границами процесса образования стоимости, совершающегося в данной отрасли, а условиями, лежащими совершенно вне ее» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 184). Однако между стоимостью и Ц. п. существует внутренняя органическая связь. Межотраслевая конкуренция приводит лишь к перераспределению совокупной стоимости и прибавочной стоимости. Одна часть капиталистов реализует товары по ценам выше стоимости, другая — по ценам ниже стоимости, но в конечном итоге выигрыши и потери взаимно уравновешиваются. Класс капиталистов в целом не может присвоить прибыли больше, чем её произведено классом рабочих. Поэтому в масштабах всего общества сумма Ц. п. равна сумме их стоимостей. Если взять капитал среднего органического строения, то стоимость и Ц. п. товаров, производимых данным капиталистом, будут совпадать. Следовательно, превышение Ц. п. над стоимостью в прибыльных отраслях уравновешивается отклонением Ц. п. от стоимости вниз в малоприбыльных или убыточных отраслях. Кроме того, непрерывно действующий механизм межотраслевой конкуренции препятствует образованию устойчивых различий в отраслевых нормах прибыли.

 

  В основе динамики  Ц. п. лежит множество факторов; главную роль играют факторы,  изменяющие величину стоимости  товаров. Уменьшение или увеличение рабочего времени, воплощённого в товаре, оказывает решающее воздействие на уровень Ц. п. «Так как совокупная стоимость товаров, — отмечал К. Маркс, — регулирует совокупную прибавочную стоимость, а эта последняя регулирует — как общий закон, управляющий колебаниями, — высоту средней прибыли, а следовательно общую норму прибыли, то, очевидно, закон стоимости регулирует цены производства» (там же, с. 197).

 

  Ц. п. выражает  классовые отношения между классом  буржуазии и рабочим классом  в целом. Размеры средней прибыли, заключённой в Ц. п. реализуемых товаров, зависят не только от условий эксплуатации в данной отрасли, но и от условий эксплуатации во всём капиталистическом обществе в целом. Каждый капиталист объективно заинтересован в усилении эксплуатации всего рабочего класса. Отсюда солидарность буржуазии в борьбе против рабочего класса. Наряду с этим все капиталисты стремятся к получению максимальной прибыли, и внутри класса буржуазии идёт беспощадная конкуренция за большую долю в прибавочном продукте. Поэтому Ц. п. выражает не только межклассовые противоречия буржуазного общества, но и противоречия внутри класса капиталистов.

Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся  при взаимодействии спроса и предложения  на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

 

 Согласно п. 6 ст. 40 НК РФ идентичными признаются  товары, имеющие одинаковые характерные  для них основные признаки. При  определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться.

 Признаки однородности  товаров определены п. 7 ст. 40 НК РФ. Такие товары, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

 Как указано в  ст. 40 НК РФ, рыночная цена определяется  с учетом обычной при заключении  сделок между невзаимозависимыми  лицами надбавки к цене или  скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные:

- сезонными и иными  колебаниями потребительского спроса  на товары;

- потерей товарами  качества или иных потребительских  свойств;

- истечением (приближением  даты истечения) сроков годности  или реализации товаров;

- реализацией опытных  моделей и образцов товаров  с целью ознакомления с ними  потребителей;

- маркетинговой политикой  организации.

 Нужно отметить, что  данный перечень скидок неисчерпывающий,  следовательно, количество скидок, к которым проверяющие органы должны относиться благосклонно, может быть и расширено. Однако в связи с тем что перечень скидок, указанных в ст. 40 НК РФ, носит общий характер, часто между торговыми организациями и проверяющими органами возникают конфликты, в которых налоговые органы требуют от торговой компании доказать правомерность использования того или иного вида скидки, поскольку в ст. 40 НК РФ перечислены скорее их группы, нежели виды. Например, если организация применяет в своей деятельности скидку в размере, превышающем 20% от уровня рыночных цен на идентичный или аналогичный товар, то при отсутствии у нее маркетинговой политики ей придется доказывать основания ее применения. В частности, если скидка связана с изменением потребительского спроса, то, соответственно, организации потребуется представить в налоговый орган результаты маркетингового исследования, которые действительно подтверждают, что спрос на товары упал и организация вынуждена снизить на этот товар цену. В качестве доказательства в такой ситуации могут быть использованы данные организации об объеме продаж по этому виду товара за последние несколько месяцев.

При определении рыночных цен принимаются во внимание:

1) сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

 При этом сделками  признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

 Взаимозависимыми  лицами для целей налогообложения  признаются физические лица и  (или) организации, отношения между  которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц;

2) сделки между взаимозависимыми  лицами, но только в тех случаях,  когда взаимозависимость этих  лиц не повлияла на результаты  сделок.

 Повлияла ли взаимозависимость лиц, совершающих сделку, на ее результаты, должны доказывать налоговые органы;

3) информация о заключенных  на момент реализации товара  или услуги сделках с идентичными  (однородными) товарами, работами  или услугами в сопоставимых  условиях.

 Такие сведения могут быть предоставлены в виде документов, содержащих данные об уже совершенных сделках к моменту реализации новых товаров, работ, услуг.

 В частности, учитываются  следующие разумные условия сделок, которые могут оказывать влияние  на цены:

- количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии).

 Так, количество  товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи  в соответствующих единицах измерения  или в денежном выражении. Условие  о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения.

 Если договор купли-продажи  не позволяет определить количество  подлежащего передаче товара, договор  не считается заключенным;

- сроки исполнения  обязательств (по договорам поставки товаров, по возмездному оказанию услуг и т.п.).

 К примеру, ст. 508 ГК РФ предусматривает следующие  периоды поставки товаров по  договору поставки: в случае, когда  сторонами предусмотрена поставка  товаров в течение срока действия  договора отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) не определены, товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. Наряду с определением периодов поставки в договоре может быть установлен график поставки товаров (декадный, суточный, часовой и т.п.);

- условия платежей, обычно  применяемые в сделках данного  вида.

 Например, по договору  поставки в соответствии со  ст. 516 ГК РФ расчеты за поставляемые товары осуществляются таким образом:

Информация о работе Издержки производства и прибыль