Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является обоснование, и подробное рассмотрение сущности понятий прибыли и издержек производства, а также анализ их влияния на функционирование предприятия.
Поставленная в работе цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:
дать понятие и общую сущность издержек производства;
проанализировать издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах;
рассмотреть сущности и функций прибыли предприятия;
выделить основные вид прибыли;
проанализировать взаимодействие прибыли и издержек производства.
Введение…………………………………………………………..….3
Глава 1 Издержки производства
1.1 Понятие и виды издержек………………………………..…….5
1.2 Издержки в краткосрочном периоде……………………….…11
1.3 Издержки в долгосрочном периоде……………………….….17
Глава 2 Прибыль как экономическая категория
2.1 Сущность и функции прибыли………………………………..25
2.2 Виды прибыли……………………………………………….....28
2.3 Взаимосвязь издержек производства и прибыли…………….32
Заключение……………………………………………………...….36
Список использованной литературы…………………………..…38
На рис.13 объем производства Q соответствует самой нижней точке кривой долгосрочных средних издержек, следовательно, именно в этом случае фирма в полной мере использует положительный эффект масштаба и достигает минимизации издержек не только в краткосрочном, но и в долгосрочном плане.[9]
Кривая долгосрочных средних издержек позволяет продемонстрировать, что для каждой отрасли может существовать свои оптимальный размер предприятия, что определяется как ее технологией, так и рыночной ситуацией. Например, в металлургической, авиационной, судостроительной индустрии рационально строить крупномасштабные предприятия, поскольку именно они позволяют максимально понизить средние долгосрочные издержки и в полной мере использовать эффект масштаба. (Рис.1.14)
Рис. 1.14 Наивысшая конкурентоспособность (наименьшие издержки) в отрасли – у крупных предприятий.
Вовсе не обязательно предприятие-гигант будет всегда эффективнее малого или среднего. В таких отраслях, как парикмахерское дело, конкурентными преимуществами будут обладать малые предприятия. В данной сфере положительный эффект масштаба исчерпывается очень быстро, и дальнейшее увеличение размеров предприятия приведет только к росту средних издержек (рис. 1.15).
Рис.1.15 Конкурентные преимущества в отрасли – у малых предприятий.
Во многих отраслях достаточно протяженным оказывается горизонтальный отрезок кривой долгосрочных средних издержек. Это означает, что технико-экономический оптимум размеров предприятия не определен слишком жестко. Положительный эффект масштаба достигается уже при относительно малых размерах производства и сохраняется на прежнем уровне даже при существенном дальнейшем увеличении объемов выпуска. Лишь при очень больших размерах производства издержки начинают расти опережающими темпами. При такой ситуации в отрасли успешно сосуществуют как малые, так и крупные предприятия. Примером могут служить сыроварение, пивоварение, хлебопекарная промышленность и другие. (Рис. 1.16)
Рис. 1.16 Сосуществование в отрасли малых и больших предприятий.
В долгосрочном периоде сохраняется тот же характер взаимосвязи средних издержек и предельных издержек, что и в краткосрочном периоде. Если предельные издержки, ниже средних, то средние убывают. И наоборот.
Выводы по главе:
Издержки производства представляют собой затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности фирмы.
Явные издержки – это денежные платежи поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.
Неявные (вмененные) издержки – это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т.е. не оплачиваемые ею издержки.
Издержки фирмы, связанные с возмещением производственных факторов, размеры которых не зависят от объема производимой продукции, называются постоянными (FC, Fixed costs).
К переменным издержкам фирмы VC (variable costs) относят возмещение затрат на выплату заработной платы персоналу, начисляемой в зависимости от выработки, платежи за используемое сырье и материалы, топливо, электроэнергию и т.д.
Общие TC (total costs), или валовые, издержки фирмы равны сумме постоянных и переменных издержек.
Средними называются издержки, приходящиеся на единицу производимой продукции. Средние издержки AC (average costs) рассчитываются путем деления издержек на объем произведенной продукции (Q).
Глава 2 Прибыль как экономическая категория
1.1 Сущность и функции прибыли
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту все финансовой независимости. [10]
Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство. В отличие от прибыли, доход предприятия представляет собой реализованную вновь созданную стоимость (т.е. часть выручки, которая остается после вычета из нее материальных затрат на производство продукции).
Прибыль как экономическая категория выступает:
в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;
результативным оценочным показателем деятельности предприятия;
источником развития предприятия и финансирования его деятельности.
Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.
Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.
Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие.
Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования.
Сущность прибыли может рассматриваться с различных позиций. Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.
Основоположником функционального подхода является американский экономист П. Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию. [11]
Сторонники немецкой экономической школы (Ф. Хайек, Д. Сахал) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).
Прибыль как конечный результат функционирования производства на уровне фирмы является элементом взаимоотношений всех участников производственного процесса. В функционирующей фирме прибыль выполняет определенные функции, основополагающими из которых являются:
распределительная − создание фондов денежных средств, обеспечивающих финансирование принятых к реализации программ и стратегий, поддержание оптимальной структуры капитала, сведение к минимуму риска банкротства;
стимулирующая − снижение издержек производства, внедрение инноваций и технических усовершенствований;
оценочная − дает возможность провести оценку эффективности работы предприятия (получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью).
При первом приближении прибыль можно рассматривать как разницу между продажной рыночной ценой товара и издержками производства. Будучи целью и мотивом организации предпринимательства, прибыль образует его материальную основу. За счет прибыли фирма эволюционирует производственный процесс, осуществляет капитальные и финансовые вложения, финансирует социальные потребности.[12]
2.2 Виды прибыли
Различают следующие видов прибыли:
1. Балансовая - включает прибыль от реализации продукции, иных материальных ценностей, от внедрения внереализационных операций. К данным операциям относятся: долевое участие в совместных предприятиях; сдача имущества в аренду; дивиденды по акциям и другим ценным бумагам, принадлежащих предприятию и другого рода деятельности.
Балансовая прибыль является источником распределения и использования средств предприятия.
2. Валовая - отличается от балансовой прибыли тем, что при включении в валовую прибыль прибыли от реализации Основных Фондов и иного имущества, учитывается превышение между продажной ценой и первоначальноё или остаточной стоимостью этого имущества. При этом указанная первоначальная или остаточная стоимость умножается на индекс инфляции. В прибыль валовую, в отличие от балансовой, так же включается сумма превышения расходов на оплату труда работников, занятых в основной деятельности, над их нормируемой величиной.
В составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Прежде всего, валовой доход от реализации товарной продукции, исчисленный путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) налога на добавленную стоимость, акцизов. Выручка от реализации товарной продукции - основная часть валового дохода.
Во-вторых, в состав валового дохода включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, а также детских садов, поликлиник, домов отдыха и прочих организаций, находящихся на балансе основного предприятия. На долю этой прибыли приходится несколько процентов валового дохода. Результаты от прочей реализации могут быть как положительными, так и отрицательными. Организации, находящихся на балансе предприятия, могут иметь от реализации своей продукции, работ, услуг не только прибыль, но и убытки, что соответственно скажется на объеме валового дохода.
В состав валового дохода входит также прибыль от реализации основных фондов и другого имущества. Этот элемент подразумевает, что у предприятий могут образовываться излишние материальные ценности в результате изменения объема производства, недостатков в системе снабжения, реализации и других причин. Длительное хранение этих ценностей в условиях инфляции приводит к тому, что выручка от их реализации окажется ниже цен приобретения. Поэтому от реализации ненужных товарно-материальных ценностей образуется не только прибыль, но и убытки.
Наконец, в составе валового дохода отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций. Эти расходы и доходы непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции.
3. Налогооблагаемая - часть прибыли предприятия, облагаемая налогом в соответствии с законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».[13] Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из балансовой или валовой прибыли вычесть льготы по налогу на прибыль, отчисления на прибыль в страховой или другие аналогичные по назначению фонды, а так же прибыль (доход), облагаемый налогом в ином законодательном порядке. Оставшаяся после этих корректировок балансовая прибыль является объектом налогообложения. С этой прибыли уплачивается в бюджет налог на прибыль, налог на землю, налог с владельцев транспортных средств, налог на недвижимость. После уплаты данных налогов у предприятия остается прибыль, находящаяся в распоряжении предприятия.
4. Чистая - прибыль предприятий, остающаяся в их распоряжении после уплаты всех налогов, акцизов и платежей в государственные и местные бюджеты. Для определения чистой прибыли из баланса предприятия вычитается налог на прибыль, налог на рекламу и другие налоги и платежи, оставшаяся разница в виде чистой прибыли используется предприятием по своему усмотрению. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.
Кроме того, прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.
Использование чистой прибыли предприятие может осуществлять путем предыдущего формирования целевых денежных фондов или направляя деньги непосредственно на финансирование затрат.