Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:11, курсовая работа
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Снижение и оптимизация затрат являются одними из основных направлений совершенствования экономической деятельности каждого предприятия.
Введение……………………………………………………………………………...5
1 Издержки как экономическая категория…………………………………………8
1.1 Сущность и классификация издержек…………………………………...8
1.2 Поведение издержек в краткосрочном периоде……………………….14
1.3 Поведение издержек в долгосрочном периоде………………………...21
2 Проблемы повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия в условиях кризиса…………………………………………………..32
Заключение………………………………………………………………………….36
Библиографический список………………………………………………………..38
Рисунок 10. Кривая
долгосрочных средних издержек фирмы.
Кривая средних общих издержек ATC1 описывает краткосрочные средние издержки применительно для самого малого из рассматриваемых предприятий. Это значит, что если предприниматель ставит цель получить объём продукции, не превышающий 20 единиц, то он выберет именно этот вариант. Конечно, данный объём продукции мог бы быть произведён и на предприятии больших размеров, но в таком случае общие средние издержки увеличились бы, ибо выросшие производственные мощности оказались бы недоиспользованными. Значит, выбор второго варианта размера предприятия предполагает расширение объёма выпуска в параметрах между 20 и 30 единицами продукции.
Подобные рассуждения можно продолжить и далее. На рис.10 кривая ATC5 описывает издержки применительно к самому большому из рассматриваемых вариантов размера предприятия с объёмом выпуска более 60 единиц.
На практике существует бесконечное множество вариантов размеров предприятия. Рассмотрев совокупность краткосрочных кривых для каждого из вариантов, можно понять, как строится кривая долгосрочных средних издержек. Она является огибающей для всех возможных кривых краткосрочных средних общих издержек ATC. Кривая долгосрочных ATC показывает наименьшие издержки производства любого заданного объёма выпуска при условии, что фирма располагала необходимым временем для изменения всех своих производственных факторов.
Из
рис.10 видно, что наращивание
Законом убывающей отдачи это явление объяснить нельзя, ибо условием его действия является постоянство хотя бы одного из применяемых производственных факторов. Но известно, что в долгосрочном периоде изменяться могут все факторы. Динамику кривой долгосрочных средних общих издержек можно объяснить при помощи так называемого эффекта масштаба. [14, c. 17].
Изменение фирмой параметров своей деятельности, переход от одного варианта размеров предприятия к другому получил в теории название изменения в масштабе производства. Реакция долгосрочных средних издержек на изменение масштаба производства может быть различной.
1.
Если на каком-то временном
интервале долгосрочные
а) углубление специализации труда, сосредоточение усилий работника на всё сужающемся поле деятельности неизбежно повышает производительность его труда. Это относится не только к производственным рабочим, но и к управленческому персоналу;
б)
неделимость производства. Всякая фирма
для осуществления своей
в)
применение новых технологий. Применение
в производстве различных технических
нововведений требует значительных
финансовых и иных затрат. Как правило,
малые фирмы часто просто не в
состоянии понести такие
г) производство побочной продукции. Крупная фирма не в состоянии эффективно использовать неизбежные в производстве отходы. Их переработку осуществляют вспомогательные производства, что, в конечном счете, тоже ведёт к снижению долгосрочных средних общих издержек. [7, c 119 - 123].
Рисунок 11. Динамика
долгосрочных средних издержек:
I - экономия от роста масштаба производства; II - постоянная отдача от роста масштаба производства; III - рост издержек в зависимости от роста масштаба производства
2.
Если на определённом
3. Если же в течение определённого времени производства долгосрочные средние общие издержки никак не реагируют на изменение объёма выпуска, т.е. остаются неизменными, то фирма будет иметь постоянный эффект от изменения масштаба производства. Например, рост количества применяемых ресурсов на 10 % вызвал рост объёмов производства также на 10 %. Данный временной интервал отвечает варианту II функционирования расширяющейся фирмы (рис. 11).[8, c. 150 - 154].
Итак, суть эффекта масштаба сводится к тому, что в одних случаях расширение объёма выпуска будет сопровождаться снижением долговременных средних общих издержек, в других - их увеличением. Это обстоятельство оказывает существенное влияние на структуру той или иной отрасли. Чтобы понять это воздействие, вводится понятие минимального эффективного масштаба (MES), т.е. наименьшего объёма производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние общие издержки. На рис.11 видно, что это возможно при объёме выпуска, равном OQ1.
Выбор оптимального размера предприятия будет зависеть от того, какая ситуация складывается с долгосрочными средними общими издержками. Если наблюдается тенденция снижения издержек с увеличением объёма выпуска и если этот временной интервал достаточно продолжителен (рис.12а), то наибольшую эффективность продемонстрируют крупные фирмы, ибо они обладают возможностью наиболее полно использовать последствия положительного эффекта масштаба.
Рисунок 12. Типы кривых долгосрочных ATC
Если
же положительный эффект масштаба по
временной продолжительности
В случае достаточной продолжительности временного интервала с постоянной отдачей от применяемых производственных факторов, когда положительный эффект масштаба уже себя исчерпал, а отрицательный не вступает в действие до тех пор, пока не достигнуты значительные объёмы производства, одинаково эффективными окажутся и крупные и небольшие фирмы. На рис.11 показана эта ситуация на том отрезке кривой долгосрочных средних издержек, который описывает объём производства, равный Q1Q2.
Нельзя
полагать, что во всех случаях расширение
объёмов выпуска будет
Из рис.12 видно, что кривая долгосрочных ATC сначала стремительно падает, затем темп падения замедляется, и она плавно снижается с увеличением объёма выпуска. Средние издержки приближаются к постоянным. Такие кривые называются ещё L-образными кривыми. [17, c. 459 - 464].
В целом же следует заключить, что структура отрасли зависит не только от условий формирования долгосрочных средних издержек, характерных именно для данной отрасли, но и от роли государственной экономической политики, места национальной экономики в системе международного разделения труда и ряда других факторов.[12, c. 47-62].
2
Проблемы повышения
эффективности хозяйственной
деятельности предприятия
в условиях кризиса
Всё больше и больше компаний перестают ограничиваться исключительно национальными рынками сбыта. Осуществляя свои операции и на внешних рынках, эти фирмы достигают необходимого минимально эффективного объема производства и тем самым существенно снижают издержки
При
этом деятельность фирм, наиболее эффективно
ведущих международный бизнес, сконцентрирована
на сегментах, требующих интенсивного
использования ключевых ресурсов, которыми
они обладают. Например, компания Nike производит
только основные технические компоненты
Nike Air System для спортивной обуви, тогда как
100% собственно обуви изготавливается
сторонними предприятиями, связанными
с Nike договорными отношениями.
Отрасль | Снижение издержек, % |
Производство электрических компонентов | 30 |
Производство микрокомпьютеров | 30 |
Производство подшипников | 27 |
Производство полупроводников | 2 |
Производство промышленных пластмасс | 25 |
Инжиниринг | 24 |
Страхование жизни | 23 |
Аэрокосмическая промышленность | 30 |
Электроэнергетика | 20 |
Нефтеперерабатывающая промышленность | 10 |
Таблица
3 - Снижение издержек на единицу продукции
в результате удвоения кумулятивного
объема производства
Зачастую для достижения статического эффекта экономии на масштабе, особенно на новых рынках, фирмы сознательно идут на убытки, стимулируя рост продаж за счет значительного занижения цены относительно конкурентов. Параллельно производятся существенные затраты на мероприятия по привлечению и удержанию потребителей. Наряду с получением статического эффекта экономии на масштабе компании могут ставить своей целью и достижение динамического эффекта масштаба («эффекта обучения»), т. е. снижения средних издержек на единицу продукции по мере увеличения кумулятивного выпуска.[9, с. 118] Как следует из результатов эконометрических исследований, влияние динамического эффекта экономии на масштабе существенно разнится по отраслям (см. табл. 3). Наибольшую роль он играет на ранних стадиях жизненного цикла продукта в отраслях, где высока доля использования трудовых ресурсов, особенно высококвалифицированных специалистов.
При этом, согласно П. Гемавату, производственная деятельность сопровождается более существенными «эффектами обучения», «чем закупка материалов, организация продаж или дистрибьюция» Однако, особенно в высокотехнологическом секторе, существуют и более эффективные механизмы форсированного увеличения кумулятивного выпуска. Отмеченные особенности сетей позволяют не только существенно ускорить возникновение «эффекта обучения», но и переместить источник конкурентного преимущества и экономической эффективности за пределы отдельной фирмы на сеть в целом. Речь в данном случае идет о достижении внешнего эффекта экономии на масштабе: средние издержки компании на единицу продукции снижаются по мере наращивания текущего и (или) кумулятивного выпуска других фирм. При этом каждая компания является абсолютно независимой, а все отношения в сети строятся исключительно на рыночных принципах. Фактор доверия заменяется в данном случае двумя альтернативными. Первый из них — снижение риска инвестиций отдельной фирмы (что особенно важно для высокотехнологического сектора). Поскольку фирма начинает использовать уже созданную и доказавшую свою рыночную эффективность технологию, она может осуществлять меньше капиталовложений для создания бизнеса, и ей требуется меньший объем специфических знаний. Второй фактор, непосредственно связанный с первым, — увеличивающаяся рентабельность деятельности в рамках сети по мере вхождения в нее новых участников. Это обусловливает взаимную зависимость и еще больше усиливает «технологическую сеть», привлекая в нее новых членов. Развитие взаимодействия компаний может привести также к возникновению нового технологического стандарта, который будет принуждать к вхождению в сеть (это фактически произошло с Windows, системами расчетов Visa, MasterCard). В подобной ситуации компания — собственник ключевой технологии превращается в квазимонополиста, который, определяя собственный целевой уровень рентабельности, может устанавливать цены на свою продукцию, не считаясь с действиями оставшихся конкурентов. При этом минимальной для нее становится и угроза появления нового технологического стандарта. Ведь для достижения уровня рентабельности стандарта, используемого участниками существующей «технологической сети», ему потребуется время и, как минимум, такое же число сторонников. Однако мало кто из «независимых» фирм согласится нести издержки формирования новой технологии.