Инвестиции в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:14, курсовая работа

Краткое описание

Особое место в обеспечение социально-экономического развития, реструктуризации народного хозяйства занимают инвестиции. Поэтому важное значение имеет выявление финансовых источников для активизации инвестиционной деятельности. В условиях переходного периода, очевидно, не избежать бюджетного финансирования тех областей хозяйственной деятельности, без которых возможна приостановка или дальнейшее свертывание производства в смежных отраслях и которые являются малопривлекательными для коммерческих структур.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Инвестиции и инвестиционная деятельность в России. 5
1.1. Инвестиции и их классификация. 5
1.2.Инвестиционная деятельность и оборот инвестиций. 11
Глава 2. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса в России. 13
2.1. Источники финансирования инвестиций. 13
2.2. Способы активизации инвестиционных ресурсов. 22
Глава 3. Роль государства в инвестиционном процессе. 31
3.1.Российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования. 32
3.2.Управление государственной собственностью как фактор роста эффективности инвестиций в государственном секторе экономики. 34
Заключение. 36
Список литературы 37

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 153.34 Кб (Скачать)

Роль  государства в качестве субъекта активизации инвестиционного процесса видится в двух плоскостях. Во-первых, незавершенность процесса формирования российского корпоративного сектора  предполагает активное участие государства  в этом процессе, с акцентом на формирование, оптимизацию и структурную эволюцию крупных компаний, а также развитие их конкурентоспособности. Важнейшим  звеном экономической и инвестиционной стратегии государства уже стало признание крупного бизнеса в качестве важнейшего субъекта национальной модернизации и глобальной конкурентоспособности. Государство в последние годы активно участвует в процессе формирования государственных холдингов в авиакосмической, судостроительной промышленности, на железнодорожном транспорте, в нефтяном секторе.

      В результате в 2007 г. объем прямых и косвенных государственных инвестиций превысил объем частных инвестиций. В 2006 г. инвестиции за счет всех источников финансирования составили 4580,5 млрд. руб., а в 2007 г. они выросли в реальном выражении на 12,4%, или до 5728 млрд. руб. Доля прямых госинвестиций (в 2006 г. около 18%) увеличилась в 2007 г. до 22%. «Большая тройка» в составе Газпрома, РАО ЕЭС и ОАО «Российские железные дороги» в 2006 г. обеспечила 17% всех инвестиций. Учитывая интенсивный процесс формирования государственных холдингов в судостроительной, авиационной других отраслях, общий объем госинвестиций в 2007 г. Превысил 50%.

      Вторая область участия государства в инвестиционном процессе – сфера, где сохраняется значительное участие государства в качестве активного субъекта и источника финансовых средств. Это, прежде всего, сфера инфраструктуры в широком смысле. Различные формы частно-государственного партнерства при сохранении государственного контроля над стратегическими инфраструктурными сетями становятся эффективной альтернативой перспективе их полной приватизации с ее неоднозначными социально-экономическими последствиями.

3.1.Российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования.

С целью  активизации инвестиционного спроса и более эффективного использования  государственных инвестиционных ресурсов в 1999 г. созданы Российский банк развития и Агентство по страхованию и  гарантированию инвестиций. Важно, чтобы  при их организации были учтены результаты функционирования созданных ранее  государственных структур, таких, как  Государственная инвестиционная корпорация, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию и другие, деятельность которых не привела к кардинальным сдвигам в инвестиционной сфере. 
Как уже отмечалось, государственные институты развития действуют практически во всех странах с динамично развивающейся экономикой. Они играют структурообразующую роль в национальной кредитной системе, ориентируют кредитно-финансовые институты на трансформацию сбережений в инвестиции. 
В наиболее общем виде структура государственных институтов развития представлена общенациональным государственным банком, направляющим внутренние сбережения в производственные инвестиции, экспортно-импортным банком, осуществляющим кредитование экспорта и инвестирование конкурентоспособных отраслей национальной экономики, государственными финансовыми институтами, стимулирующими вложения населения в жилищное строительство, многоотраслевыми и отраслевыми инвестиционными корпорациями. Целевое размещение государственных инвестиционных ресурсов через государственные институты развития, многие из которых работают (несмотря на то, что контрольный пакет акций находится в руках государства) по рыночным принципам, позволяет оптимально сочетать бюджетные источники финансирования инвестиций со средствами крупных инвестиционных компаний, коммерческих банков и других частных инвесторов. 
Российский банк развития (РБР) должен обеспечить качественный прорыв в сфере производственного инвестирования, важнейшими условиями которого являются наличие достаточного капитала, специальных каналов поддержки ресурсной базы, твердых государственных гарантий, коммерческих основ деятельности, четкая организация инвестирования и жесткий контроль за целевым использованием средств. 
Важной проблемой, нуждающейся в продуманном решении, является достаточность капитала банка для работы с крупными проектами и поддержки предприятий реального сектора экономики. Ресурсы РБР могут формироваться не только за счет средств бюджета развития, но и целевых государственных
займов5, кредитов Банка России, средств иностранных инвесторов и международных финансово-кредитных организаций, предоставленных на условиях, соответствующих стандартам мирового финансового рынка, выпуска долгосрочных облигаций, размещаемых среди коммерческих банков, в том числе и в зачет обязательных резервных требований Банка России. В качестве средства рефинансирования РБР должен использоваться переучет коммерческих векселей6 в Центральном банке, а денежная эмиссия, полученная за счет рефинансирования, должна направляться на операции учета векселей предприятий реального сектора экономики, необходимые для преодоления кризиса неплатежей и вытеснения из денежного обращения денежных суррогатов. 
Проблемы функционирования Российского банка развития связаны также с тем, что он создан как акционерное общество, контролируемое государством; в то же время важнейшим направлением его деятельности должно являться обслуживание государственного сектора экономики. Объединение основного акционера и клиента в одном лице, как правило, означает неэффективное функционирование структуры. Поэтому для реализации той роли, которая возлагается на банк развития, необходимо, чтобы банк нес коммерческую ответственность за свою деятельность. С другой стороны, государство должно обеспечить действенную систему контроля за использованием средств в распоряжении банка. Установление контроля за движением денежных потоков и целевым использованием средств для финансирования конкурентоспособных предприятий реального сектора, перспективных инвестиционных проектов, а также осуществления банкротства неплатежеспособных предприятий позволит повысить степень удовлетворения спроса реального сектора на денежные ресурсы и таким образом увеличить монетизацию экономики при минимизации инфляционных последствий. 
Деятельность Российского банка развития должна осуществляться на основе государственных инвестиционных программ, а его активы обеспечиваться государственными гарантиями. С целью
повышения эффективности использования государственных инвестиций доминирующей формой их размещения должна стать система распределения инвестиционных ресурсов между различными инвесторами и инвестиционными проектами на конкурсных началах. Это, в свою очередь, обусловливает ключевую роль проектного финансирования в государственном инвестировании, государственной поддержки конкретных инвестиционных проектов, реализация которых сопряжена с достижением необходимого эффекта. 
Таким образом, создание Российского банка развития должно явиться важной составляющей целенаправленной политики государства по мобилизации капитала для осуществления инвестиций в реальный сектор экономики. Если удастся обеспечить достаточность ресурсной базы РБР и направленность его деятельности исключительно на достижение заявленных целей, то банк может стать действительным ориентиром для потенциальных инвесторов, как западных, так и российских. Участие РБР в инвестиционных программах поможет потенциальным инвесторам избежать ошибочных решений и уверенно присоединиться к проектам, участие в которых принимает РБР.

3.2.Управление государственной собственностью как фактор роста эффективности инвестиций в государственном секторе экономики.

Активизация роли государства в инвестиционной сфере предполагает также достижение качественно более высокого уровня управления государственной собственностью для обеспечения инвестирования в реструктуризацию и развитие государственного сектора. Государственное имущество  представлено государственными унитарными предприятиями, пакетами акций различных  компаний и федеральной недвижимостью. Так, в федеральной собственности  насчитывается около 36 тысяч государственных  предприятий и учреждений. Государство  участвует в 3896 хозяйственных обществах  и товариществах, является акционером в 2500 акционерных обществ, где его  доля превышает 25% уставного капитала, кроме того, в 580 акционерных обществах  обладает «золотой акцией». 
Несмотря на значительные в целом масштабы государственной собственности и наличие прибыльных организаций (по данным официальной статистики, на долю государственных предприятий приходится около трети грузооборота, около 80% пассажирских перевозок, в собственности государства находятся почти все торговые порты), государственная собственность используется крайне неэффективно, что сводит на нет огромные возможности экономического роста и наносит ущерб интересам развития отечественной экономики. Права собственника принимают на себя директорат и промышленный управленческий аппарат, что инициирует иррациональные формы управления, когда руководители акционерных обществ присваивают себе право распоряжаться чужими средствами. Неэффективное управление казенными предприятиями и государственными активами являются причиной невыплаты налогов и источником скрываемых доходов. 
Между тем в определенном плане государственный сектор должен занимать ключевые позиции в достижении приоритетов развития экономики, формируя потенциал экономического роста. В связи с этим формирование инвестиционных программ государственных предприятий, в том числе и тех, где государство владеет лишь частью акционерного капитала, должно осуществляться в соответствии с требованиями конкурсности и эффективности. Необходим строгий государственный контроль за целевым использованием инвестируемых средств и движением финансовых потоков. 
Следует отметить, что даже в странах с развитой рыночной экономикой управление государственным сектором осуществляется под жестким государственным контролем в интересах развития национальной экономики. Государственный сектор выполняет функции не только поддержки жизнеобеспечивающих и убыточных производств, но и стимулирования отечественного производства. 
В ряде случаев с целью концентрации спроса структурообразующих отраслей в рамках внутреннего рынка и усиления их возможностей по оживлению национального производства проводилась национализация предприятий. Вопрос о возможностях и условиях национализации предприятий в российской экономике, в частности при конверсии задолженности по налогам в бюджет в государственную собственность, в последнее время возникает и в российской практике. Представляется, что в определенных условиях временная ренационализация7 частных предприятий может быть целесообразна, в частности на период проведения реструктуризации под контролем государственных органов. 
Однако в целом при осуществлении деятельности государства в реальной сфере (в том числе и инвестиционной) следует исходить из принципа стимулирования, а не вытеснения аналогичных видов деятельности в негосударственном секторе, поскольку государственные предприятия, имеющие государственную поддержку, с одной стороны, более устойчивы, но, с другой стороны, менее эффективны. 
Активизация инвестиционной роли государства должна выражаться не только в прямом участии в финансировании эффективных инвестиционных проектов развития наукоемких производств, высоких технологий и жизнеобеспечивающих отраслей. Более важной составляющей инвестиционной поддержки общественного производства в условиях развития рыночных отношений, ориентированной на прогрессивную структурную перестройку, является стимулирование инвестиционной деятельности экономических субъектов, которое предполагает отработку оптимальных форм и методов экономического регулирования, активное содействие развитию механизмов аккумуляции финансовых средств инвесторов и их трансформации в производственные инвестиции.

 

Заключение.

  Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально- ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

  Иностранный капитал может привнести в  Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в  мировое хозяйство и привлечение  иностранного капитала - необходимое  условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение  иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем  получение кредитов для покупки  необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так  и национальных, жизненно важен и  для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных  инвесторов - с другой, непосредственно  не совпадают. Россия заинтересована в  восстановлении, обновлении своего производственного  потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и  недорогими товарами, в развитии и  структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении  в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы  естественно заинтересованы в новом  плацдарме для получения прибыли  за счет обширного внутреннего рынка  России, ее природных богатств, квалифицированной  и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

  Поэтому перед нашим государством стоит  сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный  капитал, и, не лишая его собственных  стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

 

Список  литературы

 
  1. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. - 861 с.
  2. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. - М.: Дашков и Ко, 2005.- 380с.
  3. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебник.- М.: Экономистъ, 2005.- 478 с.
  4. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования.- М.: Дело, 1997.- 992 с.
  5. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.- 413 с.
  6. Филатов К. Иностранные инвестиции в экономику России // Статистическое обозрение 1998.- № 2.
  7. Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие.-  М.: Финансы и статистика, 2001.- 271 с.
  8. Шевчук Д.А. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. Пособие.- М.:Феникс, 2006.-  272с.

Информация о работе Инвестиции в России