Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 17:14, курсовая работа
Особое место в обеспечение социально-экономического развития, реструктуризации народного хозяйства занимают инвестиции. Поэтому важное значение имеет выявление финансовых источников для активизации инвестиционной деятельности. В условиях переходного периода, очевидно, не избежать бюджетного финансирования тех областей хозяйственной деятельности, без которых возможна приостановка или дальнейшее свертывание производства в смежных отраслях и которые являются малопривлекательными для коммерческих структур.
Введение. 3
Глава 1. Инвестиции и инвестиционная деятельность в России. 5
1.1. Инвестиции и их классификация. 5
1.2.Инвестиционная деятельность и оборот инвестиций. 11
Глава 2. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса в России. 13
2.1. Источники финансирования инвестиций. 13
2.2. Способы активизации инвестиционных ресурсов. 22
Глава 3. Роль государства в инвестиционном процессе. 31
3.1.Российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования. 32
3.2.Управление государственной собственностью как фактор роста эффективности инвестиций в государственном секторе экономики. 34
Заключение. 36
Список литературы 37
Роль
государства в качестве субъекта
активизации инвестиционного
В результате в 2007 г. объем прямых и косвенных государственных инвестиций превысил объем частных инвестиций. В 2006 г. инвестиции за счет всех источников финансирования составили 4580,5 млрд. руб., а в 2007 г. они выросли в реальном выражении на 12,4%, или до 5728 млрд. руб. Доля прямых госинвестиций (в 2006 г. около 18%) увеличилась в 2007 г. до 22%. «Большая тройка» в составе Газпрома, РАО ЕЭС и ОАО «Российские железные дороги» в 2006 г. обеспечила 17% всех инвестиций. Учитывая интенсивный процесс формирования государственных холдингов в судостроительной, авиационной других отраслях, общий объем госинвестиций в 2007 г. Превысил 50%.
Вторая область участия государства в инвестиционном процессе – сфера, где сохраняется значительное участие государства в качестве активного субъекта и источника финансовых средств. Это, прежде всего, сфера инфраструктуры в широком смысле. Различные формы частно-государственного партнерства при сохранении государственного контроля над стратегическими инфраструктурными сетями становятся эффективной альтернативой перспективе их полной приватизации с ее неоднозначными социально-экономическими последствиями.
С целью
активизации инвестиционного
Как уже отмечалось, государственные институты
развития действуют практически во всех
странах с динамично развивающейся экономикой.
Они играют структурообразующую роль
в национальной кредитной системе, ориентируют
кредитно-финансовые институты на трансформацию
сбережений в инвестиции.
В наиболее общем виде структура государственных
институтов развития представлена общенациональным
государственным банком, направляющим
внутренние сбережения в производственные
инвестиции, экспортно-импортным банком,
осуществляющим кредитование экспорта
и инвестирование конкурентоспособных
отраслей национальной экономики, государственными
финансовыми институтами, стимулирующими
вложения населения в жилищное строительство,
многоотраслевыми и отраслевыми инвестиционными
корпорациями. Целевое размещение государственных
инвестиционных ресурсов через государственные
институты развития, многие из которых
работают (несмотря на то, что контрольный
пакет акций находится в руках государства)
по рыночным принципам, позволяет оптимально
сочетать бюджетные источники финансирования
инвестиций со средствами крупных инвестиционных
компаний, коммерческих банков и других
частных инвесторов.
Российский банк развития (РБР) должен
обеспечить качественный прорыв в сфере
производственного инвестирования, важнейшими
условиями которого являются наличие
достаточного капитала, специальных каналов
поддержки ресурсной базы, твердых государственных
гарантий, коммерческих основ деятельности,
четкая организация инвестирования и
жесткий контроль за целевым использованием
средств.
Важной проблемой, нуждающейся в продуманном
решении, является достаточность капитала
банка для работы с крупными проектами
и поддержки предприятий реального сектора
экономики. Ресурсы РБР могут формироваться
не только за счет средств бюджета развития,
но и целевых государственных займов5,
кредитов Банка России, средств иностранных
инвесторов и международных финансово-кредитных
организаций, предоставленных на условиях,
соответствующих стандартам мирового финансового
рынка, выпуска
долгосрочных облигаций, размещаемых
среди коммерческих банков, в том числе
и в зачет обязательных резервных требований
Банка России. В качестве средства рефинансирования
РБР должен использоваться переучет коммерческих векселей6
в Центральном банке, а денежная эмиссия,
полученная за счет рефинансирования,
должна направляться на операции учета
векселей предприятий реального сектора
экономики, необходимые для преодоления
кризиса неплатежей и вытеснения из денежного
обращения денежных суррогатов.
Проблемы функционирования Российского
банка развития связаны также с тем, что
он создан как акционерное общество, контролируемое
государством; в то же время важнейшим
направлением его деятельности должно
являться обслуживание государственного
сектора экономики. Объединение основного
акционера и клиента в одном лице, как
правило, означает неэффективное функционирование
структуры. Поэтому для реализации той
роли, которая возлагается на банк развития,
необходимо, чтобы банк нес коммерческую
ответственность за свою деятельность.
С другой стороны, государство должно
обеспечить действенную систему контроля
за использованием средств в распоряжении
банка. Установление контроля за движением
денежных потоков и целевым использованием
средств для финансирования конкурентоспособных
предприятий реального сектора, перспективных
инвестиционных проектов, а также осуществления
банкротства неплатежеспособных предприятий
позволит повысить степень удовлетворения
спроса реального сектора на денежные
ресурсы и таким образом увеличить монетизацию
экономики при минимизации инфляционных
последствий.
Деятельность Российского банка развития
должна осуществляться на основе государственных
инвестиционных программ, а его активы
обеспечиваться государственными гарантиями.
С целью повышения
эффективности
использования государственных инвестиций
доминирующей формой их размещения должна
стать система распределения инвестиционных
ресурсов между различными инвесторами
и инвестиционными проектами на конкурсных
началах. Это, в свою очередь, обусловливает
ключевую роль проектного финансирования
в государственном инвестировании, государственной
поддержки конкретных инвестиционных
проектов, реализация которых сопряжена
с достижением необходимого эффекта.
Таким образом, создание Российского банка
развития должно явиться важной составляющей
целенаправленной политики государства
по мобилизации капитала для осуществления
инвестиций в реальный сектор экономики.
Если удастся обеспечить достаточность
ресурсной базы РБР и направленность его
деятельности исключительно на достижение
заявленных целей, то банк может стать
действительным ориентиром для потенциальных
инвесторов, как западных, так и российских.
Участие РБР в инвестиционных программах
поможет потенциальным инвесторам избежать
ошибочных решений и уверенно присоединиться
к проектам, участие в которых принимает
РБР.
Активизация
роли государства в инвестиционной
сфере предполагает также достижение
качественно более высокого уровня
управления государственной собственностью
для обеспечения инвестирования
в реструктуризацию и развитие государственного
сектора. Государственное имущество
представлено государственными унитарными
предприятиями, пакетами акций различных
компаний и федеральной недвижимостью.
Так, в федеральной собственности
насчитывается около 36 тысяч государственных
предприятий и учреждений. Государство
участвует в 3896 хозяйственных обществах
и товариществах, является акционером
в 2500 акционерных обществ, где его
доля превышает 25% уставного капитала,
кроме того, в 580 акционерных обществах
обладает «золотой акцией».
Несмотря на значительные в целом масштабы
государственной собственности и наличие
прибыльных организаций (по данным официальной
статистики, на долю государственных предприятий
приходится около трети грузооборота,
около 80% пассажирских перевозок, в собственности
государства находятся почти все торговые
порты), государственная собственность
используется крайне неэффективно, что
сводит на нет огромные возможности экономического
роста и наносит ущерб интересам развития
отечественной экономики. Права собственника
принимают на себя директорат и промышленный
управленческий аппарат, что инициирует
иррациональные формы управления, когда
руководители акционерных обществ присваивают
себе право распоряжаться чужими средствами.
Неэффективное управление казенными предприятиями
и государственными активами являются
причиной невыплаты налогов и источником
скрываемых доходов.
Между тем в определенном плане государственный
сектор должен занимать ключевые позиции
в достижении приоритетов развития экономики,
формируя потенциал экономического роста.
В связи с этим формирование инвестиционных
программ государственных предприятий,
в том числе и тех, где государство владеет
лишь частью акционерного капитала, должно
осуществляться в соответствии с требованиями
конкурсности и эффективности. Необходим
строгий государственный контроль за
целевым использованием инвестируемых
средств и движением финансовых потоков.
Следует отметить, что даже в странах с
развитой рыночной экономикой управление
государственным сектором осуществляется
под жестким государственным контролем
в интересах развития национальной экономики.
Государственный сектор выполняет функции
не только поддержки жизнеобеспечивающих
и убыточных производств, но и стимулирования
отечественного производства.
В ряде случаев с целью концентрации спроса
структурообразующих отраслей в рамках
внутреннего рынка и усиления их возможностей
по оживлению национального производства
проводилась национализация предприятий.
Вопрос о возможностях и условиях национализации
предприятий в российской экономике, в
частности при конверсии задолженности
по налогам в бюджет в государственную
собственность, в последнее время возникает
и в российской практике. Представляется,
что в определенных условиях временная
ренационализация7 частных предприятий
может быть целесообразна, в частности
на период проведения реструктуризации
под контролем государственных органов.
Однако в целом при осуществлении деятельности
государства в реальной сфере (в том числе
и инвестиционной) следует исходить из
принципа стимулирования, а не вытеснения
аналогичных видов деятельности в негосударственном
секторе, поскольку государственные предприятия,
имеющие государственную поддержку, с
одной стороны, более устойчивы, но, с другой
стороны, менее эффективны.
Активизация инвестиционной роли государства
должна выражаться не только в прямом
участии в финансировании эффективных
инвестиционных проектов развития наукоемких
производств, высоких технологий и жизнеобеспечивающих
отраслей. Более важной составляющей инвестиционной
поддержки общественного производства
в условиях развития рыночных отношений,
ориентированной на прогрессивную структурную
перестройку, является стимулирование
инвестиционной деятельности экономических
субъектов, которое предполагает отработку
оптимальных форм и методов экономического
регулирования, активное содействие развитию
механизмов аккумуляции финансовых средств
инвесторов и их трансформации в производственные
инвестиции.
Привлечение
в широких масштабах
Иностранный
капитал может привнести в
Россию достижения научно-технического
прогресса и передовой
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.