Инвестиции в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

В наиболее широком смысле слово «инвестировать» означает: «расстаться с деньгами сегодня, чтобы получить большую их сумму в будущем». Обычно с этим процессом связаны два фактора: время и риск. Отдавать деньги приходится сейчас и в определенном количестве. Вознаграждение наступает позже, если наступает вообще, и его величина заранее неизвестна. Нередко проводят различие между инвестированием и сбережениями, которые определяют как «отложенное потребление».

Оглавление

Введение
Инвестиции и сбережения. Особенности трансформации сбережений в инвестиции
Инвестиции как фактор интенсивного экономического роста
Политика стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в РФ
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

инвестиции в рф.docx

— 224.40 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политика стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов в РФ

 

Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, направленного на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Основные принципы и задачи политики государства в области поддержки инвестиционной деятельности рыночного сектора экономики:

  • создание благоприятных условий наращивания инвестиционно-финансового потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики;
  • либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий;
  • повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями; введение обязательных международных стандартов отчетности во всех секторах экономики, реформа бухучета и аудиторской деятельности.

Для осуществления стимулирования инвестиционной активности рассмотрим динамику сбережений (рис. 3), инвестиций (рис. 4) и ВВП (рис. 5) в России на протяжении последних лет.

 

 

 

 

 

Рис. 3. Сбережение, РФ, в млрд руб..

Источник: [http://so-l.ru/vk/out/2971].

 

Рис. 4. Инвестиции в основной капитал, в млрд руб..

Источник: [http://www.gks.ru].

 

Рис.5. ВВП, РФ, в млрд. руб.

Источник: [http://so-l.ru/vk/out/4216].

Из этих графиков видно, что  при увеличении сбережений инвестиции одновременно с ними растут, а они, в свою очередь, воздействуют на рост ВВП.

Это также наглядно представлено в виде таблицы (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная характеристика сбережений, инвестиций и ВВП по годам, РФ.

 

2000 г. (млрд. руб.)

2005 г. (млрд. руб.)

2010 г. (млрд. руб.)

Валовые накопления

177

678

1130

Инвестиции

117

3611

9151

ВВП

1527

4458

9571

Тем роста %

Валовые накопления

151

138

110

Инвестиции

169

124

115

ВВП

136

126

115


 

Поэтому следует сделать  вывод, что непосредственное стимулирование инвестиционной активности необходимо для экономического роста России. Для этого требуются некоторые условия. (таблица 3)

Таблица 3. Условия развития отношений инвестиционной активности субъектов экономики современной России.

Достаточные условия

Необходимые условия

Экономический рост реального  производства.

Мотивация инвесторов на вложение денег в экономику.

Наличие у субъектов экономики  свободных средств и их реструктуризация.

Инновационные заказы.

Квалифицированные работники

Благоприятная социально-экономическая  обстановка в стране, ориентированная  на вложение денег в реальное развитие.

Наличие накоплений у регионов, государства, владельцев капитала.

Стабильная цена инвестиционных товаров, технологий.

Активная инновационная  среда.

Минимизация разницы доходности инвестиций в производство и финансовый сектор.


 

Особого рассмотрения требует  разработка новых подходов к амортизационной политике и ослабление налогового бремени.

При выработке инструментов стимулирования инвестиционной активности необходимо помнить, что важнейшим  собственным инвестиционным ресурсом являются амортизационные отчисления. В общем виде возможные подходы  к начислению амортизации проиллюстрированы  в табл. 4.

 

Таблица 4. Классификация методов начисления амортизации [Источник: Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики // 829-М.: «РАГС»,2005]

 

                                                                                  

Примечания. В таблице использованы следующие условные обозначения: ав — норма амортизации; аt — норма амортизации в момент времени t периода эксплуатации продолжительностью Тсл; n — коэффициент искусственного сокращения срока службы; m — коэффициент ускорения начисления амортизации по методу уменьшающегося остатка.

 

Результаты определения  суммы средств в амортизационном  средстве предприятия при использовании  метода сумм чисел, например в третьем  году использования эксплуатации, получены следующим образом: .

Аналогичные результаты по методу уменьшающегося остатка: Общим недостатком метода уменьшающегося остатка является невозможность полного списания стоимости основных фондов (ибо такой остаток всегда остается; так 98,7>120, см. табл. 4). Поэтому данный метод может использоваться в комбинации с традиционным методом равномерного начисления амортизации начиная со второй половины периода эксплуатации (соответствующие результаты приведены в последней колонке табл. 4 в скобках).

 

 

Амортизация – это оценка размера(стоимости) основного капитала, необходимого для создания валового внутреннего продукта; также называется потреблением основного капитала.[Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2 т. пер. с англ. т. 1, гл. 2. М.: 1992]

Ускоренная амортизация  — метод стимулирования инвестиций в основной капитал, основанный на предоставлении предприятиям права начисления амортизации  в первые годы эксплуатации основных фондов повышенными нормами. [Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики // 829-М.: «РАГС»,2005.]

В последние 50 лет в развитых странах амортизационная политика превратилась в один из главных инструментов стимулирования экономического роста. Если в середине XX в. доля амортизационных отчислений в общих инвестициях составляла всего 25-30 %, то сегодня она стабильно держится на уровне 70-80 %, и наоборот, доля прибыли в общих инвестициях уменьшилась с 50% до 5-10%, а заемных средств — соответственно с 25-30 % до 12-15 %. [Соколов М. М. Изменения в амортизационной политике как особая форма налогового воздействия на развитие экономики // Все о налогах. – 2008. – № 3. – С. 23 - 29.]

В 2007 г. на амортизационные  отчисления приходилось только 22,8 % от всех инвестиций в основной капитал, остальная часть осуществлялась за счет привлеченных средств со стороны  — 54,6 % и прибыли — 19,2%, и это  довольно низкий уровень по сравнению  с мировой практикой [Петрикова Е.М. Роль амортизационной политики предприятия как инструмента стимулирования инвестиций в обновление основных фондов // Финансы и кредит. – 2007. – № 34 (274].].

 В Бюджетном послании  Президента Российской Федерации  на 2008 — 2010 гг. говорится о необходимости  либерализации амортизационной  политики для целей налогообложения,  в том числе о расширении  возможностей для ускорения амортизации  технологического оборудования  и введении дополнительных мер стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В 2005 г., учитывая критику  со стороны некоторых ученых, Торгово-промышленной палаты РФ и Российского союза  промышленников и предпринимателей, региональных органов власти относительно ошибочности отмены инвестиционной налоговой льготы, в гл. 25 Налогового кодекса РФ вводится новая норма, льготу по которой называют «амортизационной премией».

Амортизационная политика способствует ускорению темпов развития экономики государства и регионов, росту ее эффективности, повышению качества производимой продукции и ее конкурентоспособности на внутрироссийском и мировых рынках, что в конечном итоге повлияет на рост объемов производства и как следствие на  расширение налоговой базы регионов и государства в целом.

К числу причин недостаточной  инвестиционной активности необходимо отнести и несовершенство существующей налоговой системы. Один из главных ее недостатков — неравномерность распределения налогового бремени. Из трех основных факторов производства (земля, труд, капитал) в формировании доходной части консолидированного бюджета несопоставимо большую роль играет налогообложение фонда оплаты труда. Сохранение такого положения дел не только не содержит действенных стимулов к расширению производства, но и может обострить ситуацию на рынке труда. Ведь вкладывая средства в создание новых рабочих мест, предприниматель вынужден считаться с необходимостью выплаты налогов в размере, сопоставимом с величиной зарплаты наемного работника.

Помимо проводимого в  настоящее время реформирования налогообложения фонда оплаты труда (отказ от прогрессивной шкалы  подоходного налога, снижение ставок отчислений в социальные фонды), действующим законодательством предусмотрена инвестиционная льгота по налогообложению реинвестируемой прибыли. Следует отметить, что начиная с 2002 г. инвестиционные льготы по налогообложению прибыли отменены, а выбывающий из-за этого инвестиционный ресурс предприятия — частично компенсирован общим снижением ставки налога на прибыль (с 35 до 24%) и дополнительными возможностями начисления ускоренной амортизации.

Другое направление реформирования налоговой системы состоит в  создании условий, при которых частный  сектор экономики сможет с помощью  государства сам заработать право  на снижение налогового бремени. Идея соответствующего механизма государственного регулирования заключается в  возмещении предприятию части уплаченного  налога на прирост прибыли, полученный за счет роста эффективности производства (см. табл. 5).

Рассмотренный механизм государственного регулирования означает использование  регрессивной шкалы налогообложения  текущих доходов эффективно работающих субъектов рынка. С одной стороны, он создает дополнительные стимулы  оживления их инвестиционной активности, а, с другой, — способствует запуску  механизма "инвестиционного мультипликатора" за счет перелива инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевых взаимодействий. Применение подобного инструментария означает практическую реализацию принципа: «Предприятие может заработать право на снижение налогового бремени, а государство должно ему в этом помочь».

Таблица 5. Льготное налогообложение прироста прибыли с учетом эффективности инвестирования

Показатели

Налогообложение прибыли до вложения капитала

Налогообложение прибыли после вложения капитала

Выручка от реализации продукции

100

100

Издержки производства

90

70

Налогооблагаемая прибыль

10

30

Уплачиваемая сумма налога на прибыль

2,4 

7,2

Возмещаемая часть налоговых  выплат

3,36

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

7,6 

26,16(30-7,2 + 3,36]


Примечание. Строка "Возмещаемая  часть налоговых выплат" иллюстрирует идею возврата предприятию до 70% уплаченного  налога на прирост прибыли, полученной за счет эффективного инвестирования: 3,36 = 0,24 х 0,7 х (30-10]. Применение данного механизма, по сути дела, позволяет снизить базовую ставку налога на прибыль. В рассматриваемом примере имеет место снижение ставки с с 24% до 12,8  без ущерба для текущих бюджетных поступлений.[ Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики // 829-М.: «РАГС»,2005.]

Поощрение инвестиций за счет собственных средств предприятий возможно и на основе дифференцированного налогообложения их имущества. Цель подобного подхода заключается в стимулировании улучшения технологической структуры основных фондов. В России в отличие от промышленно развитых стран чрезмерно высока доля пассивной части основных фондов (зданий, сооружений и т.д.), обслуживающей процесс производства. Соответственно низка доля активной части основных фондов (машины, оборудование и т.д.), принимающих в производстве непосредственное участие.

Суть дифференциации налогообложения  имущества предприятий сводится к следующим моментам. Предоставляются  налоговые каникулы по уплате данного  налога при внедрении инновационных  технологий с целью создания условий  для повышения конкурентоспособности  производственного аппарата. Такой  подход должен распространяться только на активную часть основных фондов. Применяются пониженные ставки налогообложения  в отношении активной части основных фондов, находящихся в эксплуатации. Используются повышенные ставки налога в отношении находящихся на балансе  физически и морально изношенных основных фондов, что поощряет их списание. Повышенные ставки налога распространяются и на непроизводственную часть имущества  предприятий (санатории, машины, яхты и  т.д.) с целью противодействия отвлечению финансовых ресурсов от производственного инвестирования.

Важным направлением стимулирования инвестиционной активности является и  расширение сферы применения инвестиционных налоговых кредитов. В соответствии с частью первой Налогового кодекса  — они представляют собой такое  изменение срока уплаты налога, при  котором организации предоставляется  возможность в течение определенного  срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой  суммы кредита и начисленных процентов.

В случае, если предприятие рассчитывает на возможность внешнего финансирования, доступных для российских предприятий, можно выделить долговое финансирование путем эмиссии облигаций (привлечение заемного капитала) и долевое финансирование путем эмиссии различного вида акций (увеличение собственного капитала компании).

Информация о работе Инвестиции в РФ