Инвестиции: сущность, виды, роль

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение сущности и роли инвестиций.
Задачами курсовой работы является:
1. Изучение экономической сущности и видов инвестиций;
2. Изучение роли инвестиций в развитие национальной экономике;
3. Изучение состояния и проблем инвестирования в современной экономике России

Оглавление

Введение 2
1. Инвестиции и их место в экономике страны 3
1.1. Экономическая сущность и виды инвестиций 3
1.2. Роль инвестиций в развитие экономики Российской федерации 12
2. Инвестиции в Российской Федерации 18
2.1. Состояние и проблемы инвестирования в современной экономике России 18
2.2.Инвестиционный фонд, как инструмент государственной инвестиционной политики 22
2.3. Государственное регулирование инвестиционного процесса 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Файлы: 1 файл

Курсовая. Инвестиции сущность, виды, роль.doc

— 240.50 Кб (Скачать)

     Зарубежные  инвесторы не удовлетворены либо темпом роста экономики, либо отсутствием  прозрачности в бизнесе и сложностью сотрудничества с российскими институтами. Между тем, у иностранного инвестора  есть богатство выбора.

     

     Диаграмма 1. Прирост иностранных инвестиций в Россию по видам, накопленным итогом 

     Поотраслевая  разбивка ПИИ, однако, показывает одну новую тенденцию — рост вложений в обрабатывающие производства (см. табл. 1). Также, что и неудивительно, растут инвестиции в топливный сектор. Однако резко снизились инвестиции в торговые и транспортные предприятия.

Январь-сентябрь 2006 2007 2008 2009
Всего 35 323 87 936 75 792 54 738
Добыча  полезных ископаемых 8 165 15 169 8 210 5 715
Обрабатывающие  производства 9 060 21 603 26 481 15 029
Электроэнергетика 240 236 3 383 386
Строительство 445 1 094 2 499 728
Торговля 7 381 37 207 17 918 16 277
Транспорт и связь 4 380 5 725 2 237 8 512

 

     Таблица 1. Поступление иностранных инвестиций, всего, млн долл. 

     Отмечен активный рост инвестиций в рынок  коммерческой недвижимости России

     Объем инвестиций в российскую коммерческую недвижимость в 1 квартале 2011 года составил $589,1 млн, что на 50% больше аналогичного показателя 2010 года (рис.1)

     

                 (рис.1) 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

     2. Инвестиции в Российской  Федерации

     2.1. Состояние и проблемы инвестирования в современной экономике России

     Инвестиции  в Россию в 2010 году оказались ниже кризисного уровня. Восстановление цен  на нефть в 2010 году не вернуло в  Россию иностранных инвесторов. По данным Росстата, прямые иностранные инвестиции в Россию в прошлом году составили 13,8 миллиарда долларов, что даже меньше кризисных 15,9 миллиарда 2009 года. Как отмечает издание, сводка Росстата «Об иностранных инвестициях в 2010 году» подтвердила, что прошлый год благоприятным для иностранных инвестиций считаться не может. Кудрин оценивал приток прямых иностранных инвестиций в Россию в 2010 году в 12-14 миллиардов долларов.

     Прямые  иностранные инвестиции являются лучшим из имеющихся показателей притока  или оттока долгосрочных инвестиций в Россию. В этом смысле 2010 год был для российской экономики провальным. 2010 год должен был продемонстрировать, в какой степени посткризисная экономика России привлекательна для инвесторов в ситуации, которая, как предполагается, будет продолжаться в течение многих лет, - при относительно дорогой нефти, медленных институциональных реформах и темпах роста ВВП 3-4 процента в год.

     Как отмечает «Коммерсант» с умеренным  ростом цен на нефть иностранные  инвесторы предпочитают кредитовать  проекты в России, но принимают на себя риски собственников не более охотно, чем пять лет назад. Изменить ситуацию в 2011-2014 годах могут лишь массовая приватизация госкомпаний или же «клубные» сделки госкомпаний с иностранными «стратегами» под контролем государства. Наоборот, против даже инвестиционных успехов 2010 года играет увеличение политических рисков 2011-2012 годов, к которым очень чувствительны некрупные инвесторы.

     В январе Россия вошла в число десяти самых опасных стран мира для  инвестиций. Россия занимает десятую  строку рейтинга, подготовленного независимой  компанией Maplecroft, и входит в число  стран с «чрезвычайно высокими»  политическими рисками и самой  нестабильной бизнес-средой. Первое место списка занимает Сомали, за ней следует Демократическая Республика Конго и Судан. Непосредственно перед Россией в рейтинге идут Пакистан и КНДР.

     В рейтинге 2010 года Россия занимала 15-е  место. По данным составителей, на ухудшение инвестиционной ситуации в стране повлиял рост активности северокавказских боевиков, организовавших ряд крупных терактов. Еще одним из факторов, повлиявших на положение России в списке, стал процесс по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Он, как считают в Maplecroft, говорит о недостаточном уровне независимости судебной системы от государства, а также о неэффективности правовой системы.

     22 февраля вице-премьер Игорь Сечин  в интервью Wall Street Journal заявил, что  политическая стабильность в России – «одна из самых высоких в мире». По словам Сечина, в России созданы идеальные условия для иностранных инвестиций. В качестве примера он привел деятельность фонда Hermitage Capital Management. «Эффективность просто высочайшая! Тысячи процентов на вложенный капитал!» - сказал Сечин о прибылях фонда. Конфликт главы фонда Уильяма Браудера с российскими властями не связан с экономикой, заявил Сечин. «Что, у Браудера что-то отняли? Ничего не отняли. Даже в мыслях не было», - подчеркнул вице-премьер. Отвечая на вопрос о гибели юриста Hermitage Capital Management Сергея Магнитского, Сечин сказал, что в деле должен разобраться суд.

     Проблема  инвестиций в нашей стране настолько  актуальна, что разговоры о них  не утихают. Эта проблема актуальна  прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

     Российские  же потенциальные инвесторы давно  уже не доверяют правительству, это  недоверие обусловлено прежде всего  сложившимся стереотипом отношения к власти у россиян - правительство работает только на себя. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики сколотили себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в российскую экономику, что даст ощутимый толчок развитию российского производства.

     Вообще  же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую очередь  ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной экономикой, неясной политической ситуацией  и несовершенным законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит, не может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то есть возрождение экономики России.

     Министерством Экономического Развития на базе долгосрочного прогноза до 2020-2030 гг. выявлены пределы развития, опирающегося на наращивание экспорта энерго-сырьевых ресурсов, вследствие чего обоснован стратегический выбор именно инновационного, социально-ориентированного развития российской экономики. Постоянное удорожание энергоносителей ведет к увеличению издержек предприятий. Эта тенденция вряд ли изменится в ближайшие годы. И единственный адекватный ответ, который наша экономика должна дать на этот вызов, - значительное повышение эффективности, что требует инвестиций и новых технологий.

     Никто не оспаривает положение о том, что  значительное наращивание инвестиций в экономику РФ, повышение их эффективности, а с ними и повышение эффективности  народного хозяйства будут определять важнейшие акценты стратегии инновационного развития нашей страны, но реальное положение дел в экономике пока выглядит не лучшим образом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2.Инвестиционный  фонд, как инструмент  государственной  инвестиционной политики

     Сегодня в результате проводимой государственной экономической политики, направленной на обеспечение макроэкономической сбалансированности, российская экономика демонстрирует стабильный рост (около 7% в год). Основным инструментом государственной инвестиционной политики является Инвестиционный фонд РФ, который представляет собой часть средств федерального бюджета, предусмотренных для поддержки реализации важнейших проектов государственного значения. Инвестиционный фонд был создан в 2005г.

     Положения о Фонде определяет порядок его формирования, формы и условия предоставления государственной поддержки проектов, а также условия их отбора. В первоначальном варианте предполагалось на проекты ежегодно выделять около 60-70 млрд. руб. Однако благодаря досрочному погашению Россией долга странам – членам Парижского клуба Инвестиционный фонд увеличился за счет сэкономленных на процентах средств. Несмотря на сложность подсчетов, связанное с тем, что планирование у нас 3-летнее, а финансирование проектов рассчитано на пять лет, было подсчитано, что свободных денег в Инвестфонде осталось 175 млрд. рублей.

     Процедура рассмотрения проектов проходит три  основных этапа - инвестиционная комиссия, правительственная комиссия и утверждение на заседании правительства РФ.

     Господдержка  из инвестиционного фонда осуществляется в трёх форматах:

    • прямое софинансирование проектов;
    • участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься тем или иным проектом;
    • система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий Минфина (так как их не надо прописывать ежегодно в бюджете, и эти средства не «сгорают» по итогам года).

     Используется два типа критериев при отборе проектов: качественные и количественные. К качественным критериям относится, в частности, национальная приоритетность.

     В количественные критерии входят:

    • общеэкономическая эффективность, которая выражается во вкладе проекта в прирост регионального и внутреннего валового продукта;
    • бюджетная эффективность (рост налоговых поступлений);
    • финансовая эффективность (внутренняя норма доходности, сроки окупаемости, индекс окупаемости инвестиций).

     Количественные  критерии утверждаются совместным приказом Минэкономразвития и Минфина

     Правительство дает возможность каждому региону претендовать на конкретную сумму в Инвестфонде, то есть на определенную квоту. Сумма этой квоты будет зависеть от количества жителей и бюджетной обеспеченности края. Воспользоваться квотой регион сможет только тогда, когда представит соответствующий проект. Из списка будут исключены регионы - доноры. Таким образом, государство простимулирует отстающие и развитые регионы.

     Анализ  заявок показал, что частный бизнес заинтересован и готов вкладывать инвестиции в проекты, реализуемые  на условиях государственно-частного партнерства. На рубль государственных  вложений привлекается несколько рублей частных инвестиций, отдача в виде создания новых рабочих мест, дополнительных налогов многократно превышает вложения государства.

     Таким образом, Инвестиционный фонд РФ является своевременным и эффективным  инструментом государственной инвестиционной политики, позволяющим государству не только комплексно решать проблемы с минимальными затратами, но и обеспечить развитие инфраструктуры и высокотехнологичных производств на равных условиях для бизнеса и государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Инвестиции: сущность, виды, роль