Инвестиции как фактор экономического роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Инвестиции представляют собой одну из важнейших экономических категорий, один из компонентов ВНП, наиболее изменчивых и в то же время определяющих развитие экономики. Если потребление функционально связано с доходами, а государственные расходы и чистый экспорт довольно легко предсказуемы, то объём инвестиций весьма сложно прогнозировать на макроуровне. Они могут резко и внезапно увеличиваться либо падать. Так, во время Великой депрессии в США объем инвестиций снизился на 100%, в России за период перестройки (с 1992 по 1998 г.) он сократился более чем в три раза. Это было вызвано рядом причин, но основной из них явилось отсутствие у держателей сбережений экономических мотивов для превращения своих средств в инвестиции.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Глава. Теоретические основы инвестиций
1.1 Инвестиции: сущность и классификация……………………………….6
1.2 Инвестиции как фактор экономического роста………………………...15
2. Глава. Инвестиции как фактор экономического роста в Российской экономике
2.1 Инвестиционная политика России: задачи и методы привлечения инвестиций в экономику……………………………………………………...24
2.2 Структурный анализ инвестиций в России……………………………27
Заключение…………………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

эконо.теория.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

 - последовательная  децентрализация инвестиционного  процесса путём развития многообразных  форм собственности, повышение  роли внутренних (собственных) источников  накоплений предприятий для финансирования  их инвестиционных проектов;

 - государственная  поддержка предприятий за счет  централизованных инвестиций;

 - размещение  ограниченных централизованных  капитальных вложений и государственное  финансирование инвестиционных  проектов производственного назначения  строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурсной основе;

 - усиление  государственного контроля за  целевым расходованием средств  федерального бюджета;

 - совершенствование  нормативной базы в целях привлечения  иностранных инвестиций;

 - значительное  расширение практики совместного   государственно-коммерческого финансирования  инвестиционных проектов.

       Среди первоочередных мер необходимо назвать  также и прямое государственное  участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.

 Будущее России и её статус как промышленной державы  зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП на душу населения, который на 300% выше, чем в России. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций – отечественных и иностранных. Однако работа по их привлечению идёт пока не очень успешно.  

              2.2 Структурный анализ инвестиций в России. 

 Участие России в мировых прямых иностранных инвестициях в период экономической стабилизации после 2000 г. осталась практически неизменным, не превышая в среднем 4–4,5 млрд. долларов США в год, что составляет 0,4–0,5% доли глобальных потоков (для сравнения: доля Китая составляет почти 10%, и продолжает расти). Но, по сравнению, с прошедшими годами можно наблюдать тенденции к заметному росту объема иностранных инвестиций.

 Объем иностранных  инвестиций, поступивших в российскую экономику в январе-сентябре 2005 года, составил 26,83 млрд. долларов, что на 7,9% ниже соответствующего периода 2004 года. Негативная динамика - результат значительного роста в 2004 году, уверяют статистики. В январе-сентябре 2004 года был существенный рост иностранных инвестиций в РФ - на 39,4% по сравнению с 9 месяцами 2003 года, напоминает Росстат. По итогам всего 2004 года был зафиксирован рост иностранных инвестиций на 36,4%, до 40,5 млрд. долларов.

 Прямые зарубежные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 6,6 млрд. долларов (рост на 18,1%).

 Портфельные иностранные инвестиции в Россию за январь-сентябрь 2005 года составили 365 млн. долларов, что на 60,5% выше уровня 9 месяцев 2004 года.

 Прочие инвестиции в Россию составили 19,8 млрд. долларов - это на 14,8% меньше соответствующего показателя 2004 года. В целом накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу сентября 2005 года составил 96,5 млрд. долларов, он увеличился на 31,4% по сравнению с концом сентября прошлого года.

 Основными факторами, обусловившими повышение инвестиционной активности в последние годы, являются:

 • сохранение высоких цен мирового рынка на энергоресурсы и металлы;

 • улучшение финансового положения предприятий;

 • рост спроса на отечественные инвестиционные товары при высоком уровне цен на аналогичные импортные товары;

 • увеличение инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов;

 • снижение процентных ставок рефинансирования Банка России;

 • формирование позитивного инвестиционного имиджа Российской Федерации по оценкам международных рейтинговых агентств.

 15 декабря  2005г. агентство Standard&Poor's повысило  суверенный рейтинг России до инвестиционного уровня. Теперь российский инвестиционный рейтинг подтвержден всей тройкой мировых рейтинговых агентств. Ранее инвестиционный уровень суверенного рейтинга России был установлен агентствами Moody's и Fitch.

 Standard&Poor's считается самым консервативным агентством из этой тройки. Оно действительно долго выжидало, но, наконец, присоединилось к коллегам. По гамбургскому счету страна признается инвестиционно привлекательной с того момента, как это подтверждают все три мировых агентства, так что у российского правительства есть все формальные основания считать свою политику успешной.

 Дальнейшее  повышение рейтинга, по мнению S&P, будет по-прежнему сдерживаться политическими  и институциональными рисками, которые  будут расти по мере приближения президентских выборов в 2008 году. Однако S&P не считает, что эти риски угрожают способности России обслуживать свой внешний долг.

 Основные  факторы, сдерживающие инвестиционную активность в настоящее время, относятся:

 • высокая зависимость национального хозяйства, государственных финансов  и платежного баланса от внешнеэкономической конъюнктуры при существующей структуре ВВП;

 • избыточные административные барьеры для предпринимателей;

 • недостаточная правовая защита отечественных и иностранных инвесторов, слабая правоприменительная практика;

 • достаточно высокая цена коммерческого кредитования, несмотря на заметное снижение ставок на финансовом рынке;

 • отсутствие эффективных механизмов трансформации сбережений населения в инвестиции;

 • недостаточный уровень развития фондового рынка.

 Базовый закон 2000 г. ”Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации” предусматривает  возможность предоставления льгот  по крупным инвестициям и “приоритетным  проектам”. Однако получить льготы практически  нереально из-за отсутствия подзаконных актов.

 Поэтому к  числу первоочередных мер в данном направлении следует отнести  укрепление законодательной базы деятельности зарубежных инвесторов в отдельных  отраслях. Круг приоритетных отраслей требует тщательного обоснования. К ним, безусловно, следует отнести отрасли инновационной сферы, однако в условиях России нельзя забывать и социальную сферу.

 Отраслевые  проблемы привлечения иностранных  инвестиций тесно стыкуются с  не менее острыми региональными. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным образом не задействованы: именно недостаточный учет региональных условий и факторов стал одной из основных причин невысокой результативности, а иногда и пробуксовки рыночных реформ и вытекающей из этого недостаточной конкурентоспособности экономики.

 Проблема  конкурентоспособности является многоаспектной и многоуровневой. Наряду с ее оценками на макро- и микроуровнях заслуживает  внимания мезоуровень, имеющий отраслевой и региональный аспекты. Именно последний особенно важен для России в связи с обширностью ее территории и многообразием условий, а также с отсутствием достаточно внятной региональной политики как необходимой предпосылки повышения конкурентоспособности отдельных территорий. Вследствие этого наблюдается прогрессирующая дифференциация инвестиционного климата по территории страны, усиливающая неравномерность регионального распределения иностранного капитала.

 В территориальном  распределении иностранного капитала, как и в отраслевом, немалую  роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его туда, где, по их мнению, существуют наилучшие условия, то есть в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфраструктурой. Прежде всего, это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

 Решению региональных проблем во многом  способствовало бы построение общегосударственной  системы постоянного мониторинга  инвестиционного климата регионов. При нынешнем положении дел невозможно дать его однозначную оценку и постоянно отслеживать его динамику.

 Одной из магистральных  линий политики федерального центра и самих регионов в области  привлечения иностранных инвестиций и регулирования их территориального размещения должно стать усиление социальной направленности, последовательная ориентация на создание новых рабочих мест, повышение доходов бюджетов и населения в регионах-реципиентах.

 Потребность России в инвестициях нарастает. Ситуация такова, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться для России не только потерями темпов развития. При высоком уровне износа основного капитала, прекращение обновления производства грозит самому существованию предприятий.

 По расчетам Российского союза промышленников и предпринимателей, для устойчивого роста отечественной промышленности на уровне 7-8% в год необходимы ежегодные инвестиции в размере 100 млрд. долларов.  Именно такие вложения позволят промышленным предприятиям осуществить реструктуризацию производства и провести замену оборудования. Между тем в 2003 г. Российские предприятия инвестировали в производство около 70 млрд. долларов. Для недостающих 30 млрд. долларов придется искать дополнительные источники: инвестиции иностранных компаний и возврат вывезенных российских капиталов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Заключение 

 Россия остро  нуждается в фондах финансирования для своих инфраструктурных проектов, что подтверждает удручающее состояние  автодорог, промзон и даже целых  районов в больших городах. Эти тенденции показывают, насколько важно освоить путь инвестиционного развития нации для укрепления позиций отечественных предприятий, которые таким образом могут достичь лидерства на глобальном рынке, где постепенно исчезают барьеры для торговли и движения капиталов.

 Эксперты  предсказывают, что в ближайшие 7 –10 лет ожидается значительный рост прямых иностранных инвестиций, причем к 2010 году ежегодные притоки превысят 1 трлн. долларов.

 К 2050 году российский ВВП вырастет в 10 с лишним раз - до 55 630 долларов на душу населения, а по размеру экономики Россия поднимется с 9 на 7 место в мире. Такой прогноз сделал инвестиционный банк Goldman Sachs, рекомендовав инвесторам в 2006 году вкладываться в растущие валютные и фондовые рынки России и других стран так называемой BRIС - Бразилии, Индии и Китая. Термин BRIC - аббревиатуру по первым буквам английских названий Бразилии, России, Индии и Китая - ввел в 2003 году инвестиционный банк Goldman Sachs (GS), который тогда назвал перечисленные страны наиболее перспективными "развивающимися рынками". Считается, что эти рынки к середине века выйдут на первые позиции в мировой экономике: в частности, в 2032 году по размеру экономики Индия обгонит Японию, а в 2041 году Китай обойдет США.

 Экономисты GS уверены, что акции российских, бразильских и индийских компаний будут расти, а валюты всех четырех стран BRIC - укрепляться. Теперь, говорят они, BRIC уже не просто "развивающиеся рынки", а второй после США "двигатель мировой экономики".

 Итак, экономические  перспективы России становятся все яснее: того и гляди к нам придут "большие деньги" крупнейших западных инвестиционных и пенсионных фондов. На деле, однако (несмотря на благозвучные рейтинги), до этого далеко: Россия пока не вынырнула из-под волны оттока капиталов. А это значит, что одних рейтингов недостаточно, тем более что, как выясняется, они хорошо измеряют возможность расплатиться с долгами, а вот с оценкой реального инвестиционного климата получается несколько хуже.

 Становление новых экономических отношений в России вызывает необходимость изменения механизма государственного регулирования инвестиционных процессов. Экономическая ситуация в стране, обуславливает актуальность разработки стратегий преодоления низкой инвестиционной активности.

       Концепция организации и регулирования инвестиционной деятельности включает: задачи, принципы, формы и функции государственно-регионального управления инвестиционными процессами; систему инвестиционной инфраструктуры и механизм ее функционирования. Это важные составные элементы, определяющие систему взглядов на обозначенную проблему и способствующие пониманию многих процессов, связанных с инвестиционной деятельностью. Они являются компонентами комплексной задачи социально-экономической политики инвестиционного регулирования в стране, включая анализ структуры, объектов инвестиционных предложений и проблем их реализации.

Информация о работе Инвестиции как фактор экономического роста