Инфляция. Современные инфляционные процессы в Российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – анализ особенностей современных инфляционных процессов в экономике России.

Для достижения данной цели требуется решить ряд задач:

1.Понятие инфляции. Типы инфляции;
2.Социально-экономические последствия инфляции;
3.Специфические источники инфляции в Российской экономике;
4.Антиинфляционная политика государства;
5.Первоочередные антиинфляционные методы;
6.Борьба с инфляцией в России.
Объект исследования – инфляция как экономическое явление.

Предмет исследования - процесс антиинфляционного регулирования в России на современном этапе.

Оглавление

Введение. 3
Глава 1. Инфляция как экономическая категория. Понятие, типы, специфика. 4
§1.1. Понятие инфляции. Типы инфляции. 4
§1.2. Социально-экономические последствия инфляции. 7
§1.3. Специфические источники инфляции в Российской экономике. 9
Глава 2. Методы борьбы с инфляцией. 13
§2.1. Антиинфляционная политика государства. 13
§2.2. Первоочередные антиинфляционные методы. 16
§2.3. Борьба с инфляцией в России. 18
Заключение. 22
Список используемых источников. 23

Файлы: 1 файл

Инфляция. Современные инфляционные процессы в экономике России.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     На  основе вышесказанного, мы можем сделать  следующий вывод: методы борьбы с инфляцией делятся на косвенные и прямые, последние из которых наиболее эффективно влияют на замедление темпов развития инфляции в современной экономике.

     §2.2. Первоочередные антиинфляционные методы.

 

     Сбивать темпы инфляции - значит сокращать  разницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого  подходят все те методы, которые  ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятся следующие:

     1. Обеспечение страны в достатке  продовольствием. Для налаживания  продовольственного дела в стране  следует оказать государственную  финансовую помощь сельскохозяйственным  предприятиям всех видов собственности  и провести мягкую реформу  колхозов и совхозов: а) установление порядка выдачи кредитов сельскохозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая; б) установление государственных закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

     2. Воссоздание разрушенного инвестиционного  поля народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным. В этих целях надо, прежде всего, восстановить на банковских счетах предприятий путем индексирования утраченные из-за резкого роста цен и обесценивания рубля суммы амортизации и собственных оборотных денежных средств.

     3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные  связи предприятий в рыночном  режиме наиболее эффективны в  основном через систему крупных  оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры  могут функционировать в рамках  отдельных регионов, в общероссийском и межгосударственном масштабе.

     4. Взамен налога на добавленную  стоимость, стимулирующего в современных  условиях хозяйствования в России  рост инфляции и крайне трудно  поддающегося контролю налоговых  инспекций, определить основным  платежом в бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от роста рентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителей на рост массы, а не только нормы прибыли.

     5. На время кризиса необходимо  централизовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнение коммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка по приоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

     6. Для стабилизации потребительского рынка целесообразно: а) создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере производства и услуг. Ввести государственные кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа), а также ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен; б) создать условия для повсеместного распространения параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки и реализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам.

     7. В течение кризисного периода следует также проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынка и строгого контроля частной экспортной деятельности.

     На  основе вышесказанного можно сделать  следующие выводы-рекомендации по стратегии и тактике выживания бизнеса в условиях современной инфляции в России:

     1. Постараться сохранить основной  профиль бизнеса (продукт или  вид услуги).

     2. Диверсификация, как в пределах  основного профиля, так и шире.

     3. Выделение из структуры предприятия  или создание преимущественно малых торгово-посреднических фирм.

     4. Акцент на разнообразные и  многочисленные короткие по времени  и высокодоходные операции с  высокой степенью риска.

     5. Создание общего страхового фонда  для минимизации риска по всей  совокупности отмеченных выше операций.

     §2.3. Борьба с инфляцией в России.

 

    В  2008 году вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что 25 июня в правительство должна быть внесена антиинфляционная программа, предусматривающая таргетирование инфляции. Он считал необходимо переходить к новым методам, хотя это, по его мнению, будет довольно сложно и займет продолжительное время. Эксперты утверждали, что Россия не сможет угнаться за двумя зайцами: одновременно развивать экономику и бороться с ростом цен.

    Таргетирование  инфляции (от англ. target - цель, мишень) представляет собой один из режимов денежно-кредитной политики, где главной целью является удержание уровня инфляции в определенных рамках.[4] Этот монетарный режим впервые появился в 1989 году и сейчас принят на вооружение властями более чем 20 стран. По словам Алексея Кудрина, переход к нему должен был занять от 2-3 до 5 лет, и Россия к этому уже готовилась.

    Рост  цен тогда уже, похоже, вышел из-под контроля власти. Во всяком случае, главный борец с инфляцией Центробанк РФ признал, что ее уровень будет выше официального прогноза.

    Между тем, Минфин, уже имея официально 8,1%, от утвержденного прогноза не отказывался. Как утверждал Кудрин, получить в конце 2008 года 10,5% «возможно, но тогда придется принимать ряд мер». В их числе он называл сокращение темпов роста денежной массы, что могло бы отрицательно повлиять на темпы роста ВВП, а также снижение темпов прироста внутреннего спроса, который значительно опережает возможности российской промышленности. По словам министра, разрыв между спросом и предложением выливается в рост цен и прирост импорта, прибавившего только за I квартал 2008 года 41%.[4]

    По  мнению руководителя научного направления  «Макроэкономика и финансы» Института  экономики переходного периода  Сергея Дробышевского, таргетирование инфляции могло дать стране несколько последствий. «Во-первых, это повышение качества макроэкономического прогнозирования, поскольку ЦБ и правительство будут вынуждены ставить перед собой реальные цели, а не желаемые. Во-вторых, станет более ответственным отношение к заявленным целям по уровню инфляции и, в-третьих, мы получим увеличение колебания курса рубля к иностранным валютам, так как таргетирование инфляции предполагает полную свободу курса национальной валюты», - сообщал «НИ» эксперт.

    А вот эксперт Международного института  экономики и финансов Высшей школы  экономики Евгений Надоршин считал, что РФ к такому переходу пока не готова.

    Тем временем темп инфляции становится опасным для сохранения высоких темпов роста экономики, так как любые инвестиции крайне сложно проводить при постоянно ускоряющихся ценах. При этом разогнавшаяся инфляция не только ставила под угрозу срыва честолюбивые планы правительства, но и стремительно обесценивала доходы граждан.

    Поэтому, столкнувшись с реальными проблемами экономики, Медведев в бюджетном  послании 2009-2011 основными задачами поставил: обеспечение устойчивой и сбалансированной бюджетной системы; необходимость сдерживания  инфляции; сохранения доходов граждан. При этом правда, президент поставил задачу снизить процентные ставки для бизнеса, что не очень сочетается с вышеприведенными задачами.

    Еще одной приоритетной задачей Медведев называл  формирование устойчивого  механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу. Для начала в 2009 году размер социальной пенсии должен был достигнуть величины прожиточного минимума пенсионера.

    Любопытен  и порядок приоритетных направлений  расходования бюджетных средств: вначале стояли здравоохранение и образование и лишь за ними - НИОКР и транспортная  инфраструктура.[3]

    Кроме того, новым стало предложение  Медведева о разработке долгосрочной бюджетной стратегии на 15-летний период - до 2023 года. Долгосрочное бюджетное планирование должно было стать реальным  шагом на пути к повышению эффективности расходов  бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором, для их необоснованного роста, говорится в бюджетном послании президента.

    Однако  борьба с инфляцией в России в 2010 году уже проиграна. Скорее всего, не сбудутся официальные прогнозы по инфляции и на следующий год. Такое мнение высказал «Росбалту» аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов.

    Согласно  данным Росстата, к концу ноября инфляция с начала года составила 7,6%, а с ноября 2009-го — 8,1%. «Такой уровень  инфляции не может не вызывать опасения, — считает аналитик. — Конечно, довольно большую роль здесь сыграла засуха, но это не оправдывает того, что с инфляцией пока борьба проиграна. Уже сейчас инфляция выросла настолько, что превысила ставку рефинансирования (7,75% ), и перспектив дальнейшего улучшения пока нет». Сафонов ожидает, что по итогам 2010 года инфляция составит 8,5-8,6%.

    Он  напоминает, что, по официальным прогнозам  на 2011 год, инфляция составит 6-7%.[6] «Уже ясно, что официальные прогнозы 2011 год вряд ли сбудутся, — уверен эксперт. — Во-первых, из-за роста денежной массы в экономику будет влито большое количество денег. Во-вторых, правительству, с учетом роста внутреннего долга, не очень-то и необходимо инфляцию сдерживать, поскольку тогда фактические платежи по долгу станут меньше, что позволит хоть немного сократить дефицит бюджета».

    Аналитик  уверен, что граждане на своих кошельках  ощутят рост цен гораздо сильнее, чем прогнозируется. «Только стоимость  электроэнергии вырастет, по официальным  данным, на 10%, тарифы ЖКХ — минимум  на 13%, а в некоторых регионах рост будет гораздо больше», — напоминает он.

    Для особо резкого удорожания какого-либо вида продуктов сейчас нет объективных  причин, поэтому в запасе населением продуктов нет никакой необходимости, продолжает Сафонов. «Но по мере приближения к весне появятся первые прогнозы по урожаю, и, в случае неблагоприятных прогнозов, можно ожидать нового витка роста цен», — предупреждает он. 
 

 

     Заключение.

    В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных  процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

    Главной причиной инфляции выступает эмиссия  денежных знаков и, как следствие, избыток  денежной массы в обращении по сравнению с реальными потребностями  хозяйственного оборота в деньгах. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

    В России инфляция долгое время перестроечного и постперестроечного периода была словом пугающим, за индексами и  процентами с замиранием сердца следили и стар, и млад. Гиперинфляция была реальностью, с которой приходилось мириться. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Как свидетельствуют данные статистики, инфляция в России за 11 месяцев текущего года составила 7,6%.[1] Основными мерами, способствующими снижению инфляции в России, специалисты считают сегодня: во-первых, повысить бюджетную дисциплину; во-вторых, связать свободные средства за счет выпуска облигаций Банка России со сроком погашения 1 год и увеличить объем размещения облигаций со сроком погашения 6 месяцев.

    Таким образом, из всех инфляционных угроз  экономической безопасности в качестве основной следует назвать неграмотную  государственную субъективно и/или  объективно проинфляционную политику. Поэтому вне методов и целей  государственного регулирования искать чудодейственные лекарства, позволяющие покончить с инфляцией, бессмысленно.

 

     Список  используемых источников.

1. Колташов В.М. Кризис глобальной экономики: Изд-во ИГСО, 2009.

2. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под ред. А.Г.

3. Митяев О.А. Аналитика и комментарии. Борьба с инфляцией и социальная направленность. – М.:2008.

4. Новые известия. Правительство переходит к новым методам борьбы с инфляцией /ежедневная общероссийская газета. 2008.

Информация о работе Инфляция. Современные инфляционные процессы в Российской экономике