Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Достижение цели потребовало решение следующих задач:
определить содержание понятия "инфляция";
выявить условия формирования инфляции в Беларуси;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность, виды, измерение инфляции……………………………………5
Сущность инфляции………………………………………………………5
Виды инфляции……………………………………………………………7
Динамика инфляционных процессов в Республике Беларусь…………11
3. Основные направления антиинфляционного регулирования в
Республике Беларусь……………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………32
Приложение……………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     Разумеется, все это не значит, что можно безнаказанно проводить «щедрую» эмиссионную политику, не спровоцировав ускорение темпа роста цен. И в этом случае, если темп роста цен будет возрастать до 4 — 5% в месяц и выше, инфляция постепенно приобретет классический монетарный характер. Однако правда и в том, что проведение жесткой денежной политики является необходимым, но недостаточным условием подавления инфляции до уровня ниже 15 — 20% в год. Фундаментальные причины трансформационной инфляции могут быть устранены только за счет системной политики, выходящей за рамки монетарной.

     Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы. 1. В экономике республики достаточно сильны немонетарные факторы инфляции. Рост цен с определенным лагом обуславливает увеличение номинальных размеров потоков платежей. Это приводит к соответствующему увеличению номинальных величин денежных агрегатов. В данном случае монетарная политика является преимущественно «ведомой», а не «ведущей» составляющей этого процесса. Что касается активной роли денежной политики, то она проявляется прежде всего во влиянии на динамику валютного курса. При этом наиболее приемлемым вариантом валютной политики представляется такая, которая предполагает поддержание значений темпов девальвации несколько ниже по сравнению с темпами инфляции, но не на порядок, тем более не на фиксированном уровне. В этом случае: а) создаются благоприятные условия для снижения темпов роста цен; б) как свидетельствует ряд исследований, в долгосрочной перспективе для стран с переходной экономикой объективно характерна тенденция к росту реального валютного курса; в) создаются необходимые условия для поддержания нормального состояния экспортеров, а также недопущения существенной разницы между валютной доходностью процентных операций в национальной валюте и нормой процента на международных финансовых рынках.

       Инфляция представляет собой  комплексную проблему. Для ее  решения необходима системная  программа, охватывающая как аспекты,  связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потрясений» и по мере проведения общеэкономических преобразований.

     Последний вывод, на который хотелось бы указать, заключается в том, что как  не стоит пренебрегать достижениями современной западной экономической науки, также нет смысла искать в ней готовые рецепты для решения наших проблем. (14, стр. 3-4)

     Проект  Основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2006 год (далее – Основные направления  на 2006 год) разработаны Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь.

     Основные  направления на 2006 год предполагают сохранение стратегической направленности денежно-кредитной политики, которая, являясь составной частью общей  экономической политики государства, будет содействовать достижению прогнозируемых социально-экономических показателей посредством реализации монетарных целей и задач инструментами денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе через развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.

     Предполагается, что конечной целью денежно-кредитной  политики в 2006 году будет являться обеспечение  с помощью монетарных инструментов, наряду с мерами общей экономической  политики Правительства, снижения инфляции, измеряемой приростом индекса потребительских цен, до уровня 7 – 9 процентов. Достижение данной цели наряду со стабильностью обменного курса национальной валюты явится главным вкладом денежно-кредитной политики в обеспечение запланированных параметров социально-экономического развития на 2006 год и создание предпосылок для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения в предстоящем пятилетии.

     Одновременно  денежно-кредитная политика будет  нацелена на совершенствование условий для устойчивого экономического роста, то есть повышение эффективности выполнения банками функции финансового посредника по трансформации сбережений в инвестиции. Данная цель предполагает расширение реального кредитования банками предприятий и населения, а также последовательное снижение стоимости кредитных ресурсов при сохранении стимулов к сбережениям в национальной валюте. (20) 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     На  основе проделанной работы можно  сказать, что в настоящее время  природа инфляции в Республике Беларусь подвергается очевидным изменениям: ослабевает роль денег (вследствие нейтрализации большей части негативных эффектов дефицита государственного бюджета) при нарастании важности факторов внешнего сектора и целей по росту заработной платы.

     1. Существует ли вообще в природе  первопричина инфляции? Да, существует. Это инфляция издержек, которая  проявляется в росте издержек  производства. В основе ее лежит  увеличение средних издержек  при установившемся объеме производства. Рост затрат приводит к росту цен, что, в свою очередь, ведет к завышению себестоимости единицы продукции. С одной стороны, повышение издержек единицы продукции сокращает прибыль и объемы производства при сложившемся новом уровне цен. С другой стороны, удорожание продукции и уменьшение совокупного предложения предприятиями приводит к росту цен в экономике в целом.

     Таким образом, первопричина инфляции лежит  не в сфере обращения, как обычно принято думать, а в сфере производства.

     Становится  очевидным, что основным по значимости фактором воспроизводства инфляции в целом является инфляция издержек на каждом отдельном предприятии. В широком смысле слова — это изменения баланса между возросшей ценой готовой продукции в связи с ростом издержек и нехваткой денежных средств для покрытия затрат. (11, стр. 53)

     2. А нужно ли вообще бороться  с инфляцией? Априори считается, что тут не о чем даже и говорить. Но инфляция не болезнь, она симптом. Попытки лечить экономический организм только от инфляции безрезультатны. Ограничение денежного предложения ведет к ускорению денежного оборота, а оно провоцирует инфляционные процессы. Инфляция, как флюс, исчезнет сама, если главное направление в борьбе с ней сместится в сторону создания благоприятной экономической, инвестиционной и политической среды. Рапортуя об успехах в борьбе с инфляцией, надо сравнивать ее показатели с показателями экономического роста. Какой смысл в снижении инфляции, если одновременно падают темпы экономического развития? (5, стр. 21)

     3. Эффективная антиинфляционная политика должна содержать комплексную систему мероприятий, относящихся к различным видам макроэкономического регулирования, включая:

     —  денежно-кредитную и валютную политику, которая определяет динамику денежного предложения и обменного курса;

     —  налогово-бюджетную  политику, влияющую на инфляционную ситуацию через такие «каналы», как размер бюджетного дефицита, методы его финансирования,  уровень и структуру налогообложения;

     —  политика в области ценообразования, а также реформирования реального сектора экономики. Именно от ее эффективности зависит то, насколько сильны факторы, связанные с инфляцией издержек;

     — социальная политика и политика заработной платы, во многом определяющие уровень  как совокупного спроса, так и затрат на производимую продукцию.

     И если в качественном аспекте вопрос о том, что все эти виды экономической политики оказывают важное влияние на инфляционную ситуацию очевиден, то проблема количественного определения факторов инфляции и эффективности определенных мер государственного регулирования — гораздо сложнее. И здесь довольно значительные возможности связаны с применением эконометрических методов анализа инфляции. (15, стр. 31)

     Исходя  из этого, можно сказать, что в  совокупности общеэкономических условий наиболее адекватной стратегией действий Национального банка представляется следующая:

      - использование обменного курса  для борьбы с инфляцией исключительно в пределах, не противоречащих интересам внешней торговли;

     - формирование денежного предложения  в национальной валюте преимущественно за счет покупки иностранной валюты;

      - совершенствование системы рефинансирования  коммерческих банков с исключением  любых нерыночных инструментов предоставления ликвидности.

     По  сделанным выводам можно заметить, что дальнейшее развитие ситуации с инфляцией в Республике Беларусь видится по одному из следующих направлений:

     благоприятное — совершенствование общеэкономической политики в направлении повышения эффективности управления издержками на уровне предприятий, что позволит усилить тенденцию снижения темпов роста цен по сравнению с текущей;

     нейтральное — сохранение в целом текущей  экономической политики с уменьшением негативного эффекта целевого роста заработной платы за счет менее активного, чем в первом варианте, применения указанных выше инструментов. Данный вариант за счет снижения среднегодовой девальвации обменного курса и возможной благоприятной динамики импортных цен в 2006 году может позволить сохранить тенденцию снижения инфляции;

     неблагоприятное — отсутствие достаточных позитивных изменений в общеэкономической политике, вызывающее в полном объеме негативные последствия. В данном варианте весьма вероятно либо ускорение инфляции в 2006 году, либо дальнейшее снижение объема прибыли в экономике и обеспечение снижения инфляции за счет уменьшения собственных воспроизводственных возможностей реального сектора.

     Построение  эконометрических моделей инфляции в Беларуси на основе представленных данных на данном этапе представляется нецелесообразным, так как экономика в настоящее время находится на переломном моменте, от которого зависит общее направление ее развития на ближайшие годы. (2, стр.11-12)

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1.    Бункина М.К.    Национальная экономика: Учебник для вузов / Бункина Маргарита Константиновна. - М.: Палеотип ; Деловая литература ; Логос; 2002. - 487 с.

2. Гаврилов  В.   Факторы инфляции в Беларуси // Банкаускi веснiк. - 2004. - N 25. - С. 4-12.

3. Гайгер  Л.   Макроэкономическая теория и переходная экономика: Учебник: Пер. с англ. / Гайгер Линвуд Т.; Общ. ред. и предисл. В.А. Исаева. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 559 с.

4.  Грузицкий  Ю.Л.    История развития денежно-кредитной системы Беларуси: Учебное пособие для студ. спец. "Финансы и кредит" вузов / Под ред. В.Н. Рябцевича. - Мн.: Экоперспектива, 2002. - 175 с.

5. Гурвич  В.   В борьбе с чудовищем // Босс: Бизнес: организация, стратегия, системы. - 2005. - N 2. - С. 20-21.

6. Долан  Э. Дж.  Микроэкономика: Пер. с англ. / Долан Эдвин Дж, Д. Е. Линдсей; Общ. науч. ред. Б.С. Лисовика, В.В. Лукашевича. - СПб.: Литераплюс, 1996. – 357 с.

7. Зеленкевич  М.Л.   Особенности инфляции в переходной экономике // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.38-43.

8. Ковалев  М.   Как обуздать инфляцию? // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.8-15.

9. Красникова  Е.В.    Экономика переходного периода : учебное пособие для студентов, обуч. по напр. "Экономика" и др. экон. специальностям / Москва : Омега-Л , 1998. – 457 с.

10. Лобан  И.И.   Статистическое изучение инфляции: Лекция для студентов экономических спец. / Горки: Бел. гос. сельскохоз. акад., 2003. - 34 с.

11. Прилуцкий  П.   Производим товар или воспроизводим инфляцию? // Финансы, учет, аудит. - 2002. - N5.-С.53-55.

12.  Статистический  сборник  2004 г

13. Тарасов  В.И.   Деньги, кредит, банки: Учебное пособие для студентов экон. спец. вузов / - Мн.: Мисанта, 2003. - 511 с.

14. Тихонов  А.   Антиинфляционное регулирование: традиции и реальность  // Банкаускi веснiк. - 2002. - N13.-С.2-5.

15. Тихонов  А.О.   Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2000. - N34.-С.31-37.

16.    Швайко П.   Инфляция, дефицит бюджета и рынок ГЦБ // Банкаускi веснiк. - 2001. - N10.-С.34-39.

17. www.uabanker.net

18. www.rbp.ru/news

19. www.bel.biz/news

20. www.government.by/ru  
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 

Таблица. Индексы цен по Республике Беларусь (1992-2004). 

Показатели 1992¹ 1995 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Индекс  потреби-тельских цен 16,6 344,0 163,1 281,7 351,2 207,5 146,1 134,8 125,4 114,4
Товары/всего 16,5 320,3 162,7 289,6 355,6 199,1 141,8 124,8 122,7 113,7
Продовольст-

венные товары

20,3 313,0 166,1 287,2 370,8 197,2 146,5 125,8 124,6 116,3
Непродовольст-

венные товары

13,4 358,8 149,4 297,5 304,0 207,7 127,7 122,1 117,3 106,9
Услуги 17,3 577,0 166,3 226,7 312,0 321,9 178,1 201,3 137,5 117,2
Индекс  цен производите-

лей промышленной продукции

33,7 221,8 189,3 300,1 345,1 268,0 139,1 142,6 128,1 118,8
Индекс  цен производителей на реализованную  с/х продукцию 8,6² 649² 187 219 499 210 150 120 124 122
Индекс  цен на строительно-монтажные работы 275,2 178,7 310,6 388,3 337,3 130,9 132,3 129,6 124,6
Индекс тарифов на грузовые перевозки 35,5 219,0 182,3 226,6 286,3 420,0 145,2 125,3 121,7 108,8

Информация о работе Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь