Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 23:06, курсовая работа

Краткое описание

Достижение цели потребовало решение следующих задач:
определить содержание понятия "инфляция";
выявить условия формирования инфляции в Беларуси;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность, виды, измерение инфляции……………………………………5
Сущность инфляции………………………………………………………5
Виды инфляции……………………………………………………………7
Динамика инфляционных процессов в Республике Беларусь…………11
3. Основные направления антиинфляционного регулирования в
Республике Беларусь……………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………32
Приложение……………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 153.00 Кб (Скачать)
align="justify">     К концу 90:х гг. становится очевидным, что практически все резервы искусственного сдерживания цен оказались исчерпанными. Правительство республики вынуждено было признать, что «устойчивый экономический рост немыслим без надежного денежного хозяйства».

     В сентябре 1999 г. утверждается Концепция  валютной и денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которая определила предпосылки для стабилизации инфляционной ситуации: сокращение эмиссии, положительные процентные ставки, финансирование народного хозяйства за счет неинфляционных источников и др.

     19 октября 1999 г. в целях укрепления  национальной валюты, совершенствования денежного обращения было решено провести с 1 января 2000г. деноминацию денежной единицы и провести замену обращающихся денежных знаков на новые в соотношении 1000 руб в деньгах старого образца на  1 руб.  новых денежных знаков. В обращение выпускаются новые денежные  билеты номиналом 1,5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000 и 5000 руб. Расчетные билеты Национального банка Республики Беларусь образца 1992-1999 гг. в течение всего 2000 г. остаются в обращении параллельно с билетами нового образца. (4, стр. 163-164)

     Начиная с 2000 года, в республике предпринимаются решительные шаги по снижению уровня инфляции. Принятые меры обеспечили ежегодное замедление роста цен. В результате в 2004 году сложился самый низкий с 1991 года прирост индекса потребительских цен, который составил 1,1 процента в среднем за месяц против 3,2, 2,5 и 1,9 процента соответственно в 2001, 2002 и 2003 годах.  
Ограничению инфляционных процессов в 2004 году способствовало уменьшение темпов девальвации обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам и, прежде всего, к доллару США. 
Ключевую роль в ограничении девальвационных и инфляционных процессов в стране оказало прекращение использования кредитов Национального банка для финансирования дефицита государственного бюджета, в том числе за счет покупки государственных ценных бумаг на первичном рынке. (18)

     Динамику  инфляционных процессов в Республике Беларусь с 1992 по 2004 мы наблюдаем в  таблице. (Приложение)

     Инфляция  в Беларуси за 2005 год составит 8-8,5 проц., что соответствует прогнозным показателям. Об этом сообщил министр экономики Беларуси Николай Зайченко. При этом он уточнил, что, по самым пессимистичным прогнозам, инфляция в республике в текущем году не превысит 9 проц. Как напоминает Белорусское Телеграфное агентство, что в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2005 год годовая инфляция запланирована на уровне 8-10 проц., а среднемесячный рост потребительских цен - 0,6-0,8 проц. По итогам 9 месяцев прирост потребительских цен в Беларуси составил 4,6 проц., или 0,5 проц. в среднем за месяц. В январе-сентябре темпы инфляции в стране в 1,9 раза ниже, чем в России, и в 1,5 раза меньше, чем в Украине. По словам Николая Зайченко, в 4 квартале текущего года инфляция ожидается на уровне 3,2-3,5 проц., что объясняется как сезонными факторами, так и определенными проблемами. (19)

     Инфляцию  в Беларуси в 2006 году планируется  снизить до 7-9%. Более того, достижение указанных темпов инфляции определено как основная цель денежно-кредитной  политики на будущий год. (17) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 
 
 

     Основными методами стабилизации денежного обращения  являются антиинфляционная политика и денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, ориентированные на получение краткосрочных результатов.

     Антиинфляционная  стратегия включает в себя уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов (комплекс институциональных преобразований) и искоренения неуправляемой инфляции за счет повышения компетенции органов управления, долгосрочную монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы, бюджетную политику, направленную на сокращение дефицита бюджета, защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции), включающую в себя регулирование сальдо платежного баланса и валютного курса. (13, стр. 103)

     Антиинфляционная  тактика направлена не столько на устранение причин инфляции, сколько на использование краткосрочных, но сильных мер воздействия, т.е. направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер. Методы антиинфляционной тактики позволяют резко увеличить предложение без соответствующего повышения спроса или способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего уменьшения предложения (косвенное воздействие на денежную массу путем повышения нормы сбережений и уменьшения их ликвидности и т.п.).

     Основой антиинфляционных мер является достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. К методам антиинфляционного воздействия относится та деятельность государства, которая направлена на устранение причин инфляции (в макроэкономическом аспекте — на устранение неравновесия рынков по предложению и спросу) и разрушение механизма ее реализации. Наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы. В то же время от собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов и т.п.) и всевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия — тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т.п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

     Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Одним из самых распространенных инструментов кредитной политики является учетная ставка процента. Ее повышение затрудняет получение кредитов у центрального банка и, соответственно, сокращая ресурсы других банков, ограничивает их операции. Действенной формой регулирования в денежно-кредитной области выступает изменение норм обязательных резервов, т.е. резервов, которые кредитные институты должны держать в центральном банке. (13, стр.104)

     Борьба  с инфляцией осуществляется с  помощью мер, которые негативно  сказываются на экономическом росте  и содержат потенции падения производства и увеличения безработицы. В то же время попытки стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. Сами по себе способы регулирования и в том и в другом случаях одни и те же, но действовать они должны в противоположных направлениях. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений антиинфляционной политики.

     В качестве ключевого момента в  деле стабилизации денежного обращения  выступает установление контроля над  изменением денежной массы со стороны  центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу (базу), имеет возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя, иностранную валюту, а так же депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков могут находиться лишь под косвенным воздействием.

     Кейнсианцы  обеспечение стабильного экономического роста видят в умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство выигрывает также на продаже облигаций вследствие уменьшения их выкупной стоимости. Кейнсианцы предполагают применение денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного "перегрева" экономики, чтобы не допустить галопирующей инфляции.

     В противоположность кейнсианской схеме  представители монетаристской теории пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. Они отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Стагфляция объясняется влиянием инфляционных ожиданий, поскольку при спаде, вызванном ограничительными мероприятиями, цены могут некоторое время расти ввиду того, что товаропроизводители определяют их с учетом прошлых инфляционных тенденций.

     Для разработки антиинфляционной политики исходным пунктом является совершенствование теории инфляции как многофакторного социально-экономического процесса, корни которого лежат в механизме воспроизводства. Это означает, что должна быть разработана долгосрочная антиинфляционная стратегия и определены меры, сдерживающие факторы инфляции. К этим самым общим мерам можно отнести:

     •     оздоровление экономики (устранение структурных  перекосов, гипертрофии отраслей группы "А" и военно-промышленного комплекса, ликвидация убыточности предприятий);

     •     наведение порядка в капиталовложениях (инвестициях) с использованием, в  частности, мирового опыта проектного финансирования (основанного на минимальном участии бюджетных средств и максимальной доле негосударственного сектора);

     •     нормализацию торговли, так как самовольное  накручивание цен при отсутствии конкуренции, продажа товаров по спекулятивным ценам, другие злоупотребления усугубляют дисбаланс между денежной и товарной массой;

     •     активное вовлечение в рыночный оборот нетрадиционных товаров (квартир, ценных бумаг и т.п.), использование золота для получения валютных кредитов под залог золота, для валютной интервенции или покупки импортных товаров с последующей их продажей в республике по повышенным ценам;

     •          конверсию военного производства;

     •     развитие рынка услуг, поскольку  одними товарами обеспечить разбухшую денежную массу невозможно. (13, стр. 105-106)

     Если  говорить об экономике нашей страны, то следует принять во внимание следующее:

     1. Предприятия республики (по крайней мере, их значительная доля) функционируют в условиях мягких бюджетных ограничений. Размер просроченной кредиторской задолженности превышает сумму остатков средств субъектов хозяйствования в 3 — 3,5 раза. Более того, даже просроченная свыше трех месяцев задолженность — больше суммы средств предприятий на банковских счетах в 2,2 раза. О какой системе жестких бюджетных ограничений нужно говорить при таких соотношениях? То есть в существующих реалиях экономика не в состоянии эффективно обслуживать совокупное количество обязательств, эквивалентное спросу, предъявляемому ею на денежные активы. При проведении относительно жесткой монетарной политики недостаток денег компенсируется за счет квазиденежных суррогатов и бартера. Инфляция загоняется вглубь, и это является проблемой общеэкономического характера. Многие страны с переходной экономикой решали ее фактически путем деиндустриализации, пойдя на политику «шоковой терапии», предполагающей волну массовых банкротств и ликвидацию целых отраслей промышленности. При таких условиях роль, содержание и задачи денежной политики действительно приобретают многие черты, характерные для западных экономик. Однако вопрос о применимости и целесообразности методов «шоковой терапии» в условиях Республики Беларусь является неоднозначным  и выходит за рамки монетарной политики. При этом следует учитывать, что денежно-кредитная политика — всего  лишь составная часть всей социально-экономической политики государства и не может реализовываться вне ее контекста.

     2. Экономика Беларуси тесно связана с внешним миром, сумма экспорта и импорта товаров и услуг превышает ВВП, а размер депозитов предприятий в иностранной валюте _ (срочные и до востребования) превышает рублевые в 2,5 — 3 раза. При этом совокупные пассивы предприятий в иностранной валюте примерно в 2 раза выше по сравнению с их валютными активами. В связи с тем, что предприятия в экономике республики могут достаточно долго действовать, имея «просрочку», первоначальные инфляционные импульсы исходят со стороны издержек, которые перекладываются на цены. Последние превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым продукция может быть реализована. В этих условиях инфлятогенный потенциал выражается в дальнейшем увеличении неплатежей. Впоследствии, как справедливо подчеркивает Л. Крюков, вынужденное смягчение денежно-кредитной политики становится лишь элементом механизма завершения перекладывания завышенных издержек на цену и конечных потребителей. В результате при «внешнем» сходстве динамики цен и денежных агрегатов в западных экономиках и белорусской, которая в любом случае близка к прямо пропорциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются противоположными, а не аналогичными. Если в условиях «спросоограниченной экономики» важнейшим фактором, определяющим сумму номинального предложения, действительно является уровень денежного спроса, у нас объемы производства и цены во многих секторах не чувствительны к уровню текущего спроса, но очень «чувствительны» к издержкам. Инфляционный потенциал реализуется в параллельном увеличении цен и неплатежей, а также запасов нереализованной продукции, размеры которых совершенно аномальны, если исходить из критериев рыночной экономики. Увеличение доли «просрочки» в кредиторской и дебиторской задолженности неминуемо приводит к снижению качества банковских активов и уровня ликвидности банков. Для поддержания последней Национальный банк Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на валютный курс, и в случае если темп девальвации превышает индекс цен, возникает дополнительный инфляционный импульс. Однако если Национальный банк предпринимает меры, направленные на удержание относительно невысоких темпов девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в условиях относительно стабильного валютного курса — весьма опасная практика, которая не может продолжаться долго. В конечном счете полностью избежать денежной эмиссии практически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет осуществлена (через рефинансирование банков, кредитование Правительства и другим), не имеет принципиального значения.

Информация о работе Инфляция и методы ее регулирования в Республике Беларусь