Инфляция и её последствия. Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- ознакомиться с понятием «инфляция»;

- рассмотреть виды инфляции;

- выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Инфляция и показатели, используемые для её измерения 4

1.1 Причины инфляции 6

1.2 Виды инфляции 9

1.3 Последствия инфляции 12

Глава 2. Антиинфляционная политика государства 15

2.1 Таргетирование инфляции в России 22

Современные статистические данные 25

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

- повышение нормы  процента.

- меньшение уровня  реального объема производства.

- понижение уровня  цен.

Обратившись к  политике дорогих денег для ограничения  инфляции, мы обнаружим, что чистый экспорт сократиться. Это означает рост торгового дефицита. (Проблема: инфляция (политика дорогих денег - более высокая процентная ставка - (возросший спрос на национальную валюту за границей (стоимость национальной валюты повышается (чистый экспорт сокращается-сокращается совокупный спрос). Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.[2,с 470] 

Монетаристский  подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику.

Основополагающим  уравнением монетаризма является уравнение обмена:

MV = PQ,

где М - предложение  денег, V - скорость обращения денег  в кругообороте доходов; P - уровень  цен или, точнее, средняя цена, по которой продается каждая единица  физического объема производства; Q - физический объем производимых товаров и услуг.

Монетаристы видят  в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические  рассуждения монетаристов проистекают  из того, что расширение денежного  предложения повышает спрос на все  виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной - в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывает предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП (=PQ). [2,с 475]

Монетаристы полагают, что, хотя изменение М может вызвать  краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен. Монетаризм исходит из того, что передаточный механизм проще и гораздо яснее, чем предполагает кейнсианская модель. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет на номинальный ЧНП в длительной перспективе преимущественно через изменение уровня цен.

Монетаристы значительно  умаляют фискальную политику как  средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения. Предположим, государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть, занимая деньги у населения. Но занимая деньги, государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Государственные займы расширяют спрос на деньги, поднимаются процентную ставку и вытесняют значительное количество частных капиталовложений, которые в противном случае были бы прибыльными. Конечный результат воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы непредсказуем или несуществен.

Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых  и дорогих денег для смягчения  подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Поэтому монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП.

С точки зрения монетаристов, совокупный спрос смещается  вправо или влево главным образом  в результате соответственного расширения или сокращения денежного предложения. Монетаристы считают кривую совокупного предложения крутой, или, если взять крайний случай, вертикальной. Почти вертикальная линия отражает классическую основу монетаризма. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Таргетирование инфляции в России. 

Внимание к  инфляционным процессам в России всегда было пристальным из-за чрезвычайно высокой социальной значимости этого явления и по тому, что оно объективно предоставляет достаточно поводов для разумной критики. Очередная ее волна поднимается на фоне превышения ориентиров, устанавливаемых Правительством и Банком России, что подрывает доверие и к официальным прогнозам, и к проводимой антиинфляционной политике.

После очередного всплеска инфляции, начавшегося летом 2007 г. на фоне общемирового удорожания базовых продовольственных товаров все чаше начали звучать аргументы в пользу перехода к инфляционному таргетированию и отказу от сдерживания укрепления рубля как фактора, вступающего в противоречие с задачей контроля над инфляцией.

Таргетирование  инфляции — это система проведения денежно-кредитной политики, характеризующаяся публичным объявлением официального количественного ориентира инфляции на установленном временном горизонте и признанием, что стабильно низкая инфляция является первичной целью денежно-кредитной политики в долгосрочной перспективе. Важнейшая часть системы таргетирования - это взаимодействие Центрального банка с общественностью, то есть публичное разъяснение планов и целей в отношении политики, объяснение неудач и оснований для пересмотра целей, если таковые имеют место. В долгосрочной перспективе это позволяет добиться доверия со стороны независимых экономических агентов к действиям и намерениям Центрального банка, а так же активно воздействовать на инфляционные ожидания.

При переходе к  таргетированию инфляции необходимо уточнение нескольких важных моментов. Во-первых, показатель инфляции должен быть общедоступным и обладать хорошей репрезентативностью. Его динамика не должна подвергаться воздействию административных и разовых факторов. Необходимо максимальное исключение показателей, отклоняющих инфляцию от тренда. Как правило, страны, таргетируюшие инфляцию, ориентируются на индекс потребительских цен с теми или иными поправками. Известна и практика таргетирования общего индекса потребительских цен. В этих случаях индикативные качества ИПЦ, как наиболее известного широкой общественности показателя, доминируют над качествами большей подконтрольности, присущими базовой инфляции. Несмотря на то, что базовые индексы потребительских цен не таргетируются напрямую в таких случаях, они используются как информационные переменные, в том числе в процессе принятия решений об изменении политики (процентных ставок).                                                                     

Во-вторых, необходимо определить значение выбранного целевого ориентира. Так или иначе, усилия центральных банков в борьбе с инфляцией направлены на обеспечение ценовой стабильности. Ценовая стабильность — это уровень инфляции, позволяющий населению, государственному и частному сектору не учитывать ее в каждодневных решениях. Подобным уровнем принято считать коридор в 1-3% в год или немногим больше. Строго говоря, целевое значение должно быть не только слишком высоким, но и слишком низким. Проблема дефляции для России пока не актуальна, однако и об этой стороне таргетирования инфляции необходимо помнить.

Выбранное значение целевого уровня инфляции может устанавливаться в двух формах - конкретное (единичное) значение или диапазон допустимых значений с верхней и нижней границами. Когда Центральный банк выбивается из целевого значения инфляции, то с критически важной точки зрения доверия к политике банка, неудача с достижением единичного значения гораздо менее серьезно бьет по престижу регулятора, чем несоблюдение диапазона границ. Соответственно, чем более узким является диапазон, тем в большей степени участники рынка и общественность доверяют намерениям ЦБ держать инфляцию под контролем.[7,c.3]

С другой стороны, более узкий коридор снижает  шансы удержания инфляции в его рамках при возникновении неожиданных обстоятельств или неточностей в решениях регулятора. Таким образом, выбор диапазона должен обеспечивать компромисс между формированием доверия к политике Центрального банка и сохранением определенной гибкости в действиях и целях самого регулятора. Отклонение фактической инфляции от целевого значения означает одно из двух - либо регулятор не способен удерживать инфляцию под контролем, либо намеренно не соблюдает ориентир в угоду решению прочих макроэкономических задач (например, стимулирование экономического роста).

В-третьих, при  построении системы инфляционного таргетирования важным является определение целевого горизонта. Поскольку в краткосрочной перспективе мероприятия в области денежно-кредитной политики практически бессильны, целевой инфляционный горизонт редко устанавливается на период менее 1 года. В свою очередь, инфляционные цели на период свыше 4 лет обладают слишком значительной неопределенностью, чтобы вызывать достаточное к себе доверие и также практически не применяются.

Ключевое значение для инфляционного таргетирования имеет информационное взаимодействие с общественностью. Информация, поступающая от Центрального банка, не должна ограничиваться собственно самими инфляционными ориентирами. Поскольку инфляционные ориентиры формируются под влиянием ситуации в экономике и планируемых действий регулятора в области денежно-кредитной политики, то, прежде всего, Центральному банку следует предоставлять общественности свое наиболее полное понимание происходящего в экономике и перспектив ее развития, а также предполагаемые действия регулятора в этих условиях. В течение целевого периода Центральному банку необходимо публиковать инфляционные обзоры с расширенным анализом факторов роста цен и, в случае выхода инфляции за рамки целевых значений, следует объективно рассматривать причины неудач. Если, по мнению регулятора, существуют угрозы ускорения инфляции, необходимо прямо или косвенно указывать на озабоченность данными процессами и при необходимости даже корректировать инфляционные цели. Прозрачность действий регулятора - не менее важная составляющая инфляционного таргетирования, чем, скажем, хорошая история достижения выбираемых целей роста цен.

К сожалению, в  России фактически отсутствует положительная  история достижения инфляционных целей, что является локально важным недостатком при переходе к инфляционному таргетированию. Только однажды, в 2003 г., был достигнут первоначально запланированный уровень инфляции (12%). (см.табл.3) Использование применяемого в настоящее время показателя инфляции «декабрь к декабрю» нецелесообразно как в действующей системе проведения денежно-кредитной политики, так и при переходе к инфляционному таргетированию.[7,c.5]

Так или иначе, в обществе сложилось ощущение перманентного  инфляционного давления (ускоренно растущего на протяжении последних месяцев), а одним из ключевых элементов системы таргетирования инфляции является управление инфляционными ожиданиями. В условиях не очень хорошей истории достижения первоначальных ориентиров доверие к антиинфляционной политике Правительства остается низким. В результате формируются ожидания более высокой инфляции по сравнению с официальными прогнозами, и эффективность инфляционного гарантирования существенно снижается.

Даже если бы момент для введения инфляционного таргетирования был более удачным, оно не гарантировало бы успеха в борьбе с инфляцией. 
 
 
 
 
 
 
 

          Приложение: современные статистические данные. 

Таблица 1

    

   Уровень инфляции  с января 2004 по  июль 2009, %

             
Месяца 2004 2005 2006 2007 2008 2009
январь 1,8 2,6 2,4 1,7 2,3 2,4
февраль 1 1,2 1,7 1,1 1,2 1,7
март 0,8 1,3 0,8 0,6 1,2 1,3
апрель 1 1,1 0,4 0,6 1,4 0,7
май 0,7 0,8 0,5 0,6 1,4 0,6
июнь 0,8 0,6 0,3 0,6 1 0,6
июль 0,9 0,5 0,7 1 0,5 0,6
август 0,4 -0,1 0,2 0,1 0,4  
сентябрь 0,4 0,3 0,1 0,8 0,8  
октябрь 1,1 0,6 0,3 1,6 0,9  
ноябрь 1,1 0,7 0,6 1,2 0,8  
декабрь 1,1 0,8 0,8 1,1 0,7  
Итого: 11,7 10,9 9 11,9 13,3 8,1

Информация о работе Инфляция и её последствия. Антиинфляционная политика государства