Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:13, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с понятием «инфляция»;
- рассмотреть виды инфляции;
- выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению.
Введение 3
Глава 1. Инфляция и показатели, используемые для её измерения 4
1.1 Причины инфляции 6
1.2 Виды инфляции 9
1.3 Последствия инфляции 12
Глава 2. Антиинфляционная политика государства 15
2.1 Таргетирование инфляции в России 22
Современные статистические данные 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29
- повышение нормы процента.
- меньшение уровня реального объема производства.
- понижение уровня цен.
Обратившись к
политике дорогих денег для ограничения
инфляции, мы обнаружим, что чистый
экспорт сократиться. Это означает
рост торгового дефицита. (Проблема: инфляция
(политика дорогих денег - более высокая
процентная ставка - (возросший спрос на
национальную валюту за границей (стоимость
национальной валюты повышается (чистый
экспорт сокращается-сокращается совокупный
спрос). Следовательно, политика дорогих
денег, проводимая для смягчения инфляции,
противоречит задаче корректировке дефицита
торгового баланса.[2,с 470]
Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику.
Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена:
MV = PQ,
где М - предложение денег, V - скорость обращения денег в кругообороте доходов; P - уровень цен или, точнее, средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства; Q - физический объем производимых товаров и услуг.
Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной - в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывает предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП (=PQ). [2,с 475]
Монетаристы полагают, что, хотя изменение М может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение М воздействует на уровень цен. Монетаризм исходит из того, что передаточный механизм проще и гораздо яснее, чем предполагает кейнсианская модель. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет на номинальный ЧНП в длительной перспективе преимущественно через изменение уровня цен.
Монетаристы значительно умаляют фискальную политику как средство перераспределения ресурсов и стабилизации. Они полагают, что абсолютная беспомощность и безрезультатность фискальной политики обусловлена эффектом вытеснения. Предположим, государство создает бюджетный дефицит, продавая облигации, то есть, занимая деньги у населения. Но занимая деньги, государство вступает в конкурентную борьбу с частным бизнесом за фонды. Государственные займы расширяют спрос на деньги, поднимаются процентную ставку и вытесняют значительное количество частных капиталовложений, которые в противном случае были бы прибыльными. Конечный результат воздействия бюджетного дефицита на совокупные расходы непредсказуем или несуществен.
Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Поэтому монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП.
С точки зрения
монетаристов, совокупный спрос смещается
вправо или влево главным образом
в результате соответственного расширения
или сокращения денежного предложения.
Монетаристы считают кривую совокупного
предложения крутой, или, если взять крайний
случай, вертикальной. Почти вертикальная
линия отражает классическую основу монетаризма.
2.1
Таргетирование инфляции
в России.
Внимание к инфляционным процессам в России всегда было пристальным из-за чрезвычайно высокой социальной значимости этого явления и по тому, что оно объективно предоставляет достаточно поводов для разумной критики. Очередная ее волна поднимается на фоне превышения ориентиров, устанавливаемых Правительством и Банком России, что подрывает доверие и к официальным прогнозам, и к проводимой антиинфляционной политике.
После очередного всплеска инфляции, начавшегося летом 2007 г. на фоне общемирового удорожания базовых продовольственных товаров все чаше начали звучать аргументы в пользу перехода к инфляционному таргетированию и отказу от сдерживания укрепления рубля как фактора, вступающего в противоречие с задачей контроля над инфляцией.
Таргетирование инфляции — это система проведения денежно-кредитной политики, характеризующаяся публичным объявлением официального количественного ориентира инфляции на установленном временном горизонте и признанием, что стабильно низкая инфляция является первичной целью денежно-кредитной политики в долгосрочной перспективе. Важнейшая часть системы таргетирования - это взаимодействие Центрального банка с общественностью, то есть публичное разъяснение планов и целей в отношении политики, объяснение неудач и оснований для пересмотра целей, если таковые имеют место. В долгосрочной перспективе это позволяет добиться доверия со стороны независимых экономических агентов к действиям и намерениям Центрального банка, а так же активно воздействовать на инфляционные ожидания.
При переходе к
таргетированию инфляции необходимо уточнение
нескольких важных моментов. Во-первых,
показатель инфляции должен быть общедоступным
и обладать хорошей репрезентативностью.
Его динамика не должна подвергаться воздействию
административных и разовых факторов.
Необходимо максимальное исключение показателей,
отклоняющих инфляцию от тренда. Как правило,
страны, таргетируюшие инфляцию, ориентируются
на индекс потребительских цен с теми
или иными поправками. Известна
и практика таргетирования общего индекса
потребительских цен. В этих случаях индикативные
качества ИПЦ, как наиболее известного
широкой общественности показателя, доминируют
над качествами большей подконтрольности,
присущими базовой инфляции. Несмотря
на то, что базовые индексы потребительских
цен не таргетируются напрямую в таких
случаях, они используются как информационные
переменные, в том числе в процессе принятия
решений об изменении политики (процентных
ставок).
Во-вторых, необходимо определить значение выбранного целевого ориентира. Так или иначе, усилия центральных банков в борьбе с инфляцией направлены на обеспечение ценовой стабильности. Ценовая стабильность — это уровень инфляции, позволяющий населению, государственному и частному сектору не учитывать ее в каждодневных решениях. Подобным уровнем принято считать коридор в 1-3% в год или немногим больше. Строго говоря, целевое значение должно быть не только слишком высоким, но и слишком низким. Проблема дефляции для России пока не актуальна, однако и об этой стороне таргетирования инфляции необходимо помнить.
Выбранное значение целевого уровня инфляции может устанавливаться в двух формах - конкретное (единичное) значение или диапазон допустимых значений с верхней и нижней границами. Когда Центральный банк выбивается из целевого значения инфляции, то с критически важной точки зрения доверия к политике банка, неудача с достижением единичного значения гораздо менее серьезно бьет по престижу регулятора, чем несоблюдение диапазона границ. Соответственно, чем более узким является диапазон, тем в большей степени участники рынка и общественность доверяют намерениям ЦБ держать инфляцию под контролем.[7,c.3]
С другой стороны, более узкий коридор снижает шансы удержания инфляции в его рамках при возникновении неожиданных обстоятельств или неточностей в решениях регулятора. Таким образом, выбор диапазона должен обеспечивать компромисс между формированием доверия к политике Центрального банка и сохранением определенной гибкости в действиях и целях самого регулятора. Отклонение фактической инфляции от целевого значения означает одно из двух - либо регулятор не способен удерживать инфляцию под контролем, либо намеренно не соблюдает ориентир в угоду решению прочих макроэкономических задач (например, стимулирование экономического роста).
В-третьих, при построении системы инфляционного таргетирования важным является определение целевого горизонта. Поскольку в краткосрочной перспективе мероприятия в области денежно-кредитной политики практически бессильны, целевой инфляционный горизонт редко устанавливается на период менее 1 года. В свою очередь, инфляционные цели на период свыше 4 лет обладают слишком значительной неопределенностью, чтобы вызывать достаточное к себе доверие и также практически не применяются.
Ключевое значение для инфляционного таргетирования имеет информационное взаимодействие с общественностью. Информация, поступающая от Центрального банка, не должна ограничиваться собственно самими инфляционными ориентирами. Поскольку инфляционные ориентиры формируются под влиянием ситуации в экономике и планируемых действий регулятора в области денежно-кредитной политики, то, прежде всего, Центральному банку следует предоставлять общественности свое наиболее полное понимание происходящего в экономике и перспектив ее развития, а также предполагаемые действия регулятора в этих условиях. В течение целевого периода Центральному банку необходимо публиковать инфляционные обзоры с расширенным анализом факторов роста цен и, в случае выхода инфляции за рамки целевых значений, следует объективно рассматривать причины неудач. Если, по мнению регулятора, существуют угрозы ускорения инфляции, необходимо прямо или косвенно указывать на озабоченность данными процессами и при необходимости даже корректировать инфляционные цели. Прозрачность действий регулятора - не менее важная составляющая инфляционного таргетирования, чем, скажем, хорошая история достижения выбираемых целей роста цен.
К сожалению, в России фактически отсутствует положительная история достижения инфляционных целей, что является локально важным недостатком при переходе к инфляционному таргетированию. Только однажды, в 2003 г., был достигнут первоначально запланированный уровень инфляции (12%). (см.табл.3) Использование применяемого в настоящее время показателя инфляции «декабрь к декабрю» нецелесообразно как в действующей системе проведения денежно-кредитной политики, так и при переходе к инфляционному таргетированию.[7,c.5]
Так или иначе, в обществе сложилось ощущение перманентного инфляционного давления (ускоренно растущего на протяжении последних месяцев), а одним из ключевых элементов системы таргетирования инфляции является управление инфляционными ожиданиями. В условиях не очень хорошей истории достижения первоначальных ориентиров доверие к антиинфляционной политике Правительства остается низким. В результате формируются ожидания более высокой инфляции по сравнению с официальными прогнозами, и эффективность инфляционного гарантирования существенно снижается.
Даже если бы
момент для введения инфляционного
таргетирования был более удачным, оно
не гарантировало бы успеха в борьбе с
инфляцией.
Приложение:
современные статистические
данные.
Таблица 1
Уровень инфляции с января 2004 по июль 2009, % | ||||||
Месяца | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
январь | 1,8 | 2,6 | 2,4 | 1,7 | 2,3 | 2,4 |
февраль | 1 | 1,2 | 1,7 | 1,1 | 1,2 | 1,7 |
март | 0,8 | 1,3 | 0,8 | 0,6 | 1,2 | 1,3 |
апрель | 1 | 1,1 | 0,4 | 0,6 | 1,4 | 0,7 |
май | 0,7 | 0,8 | 0,5 | 0,6 | 1,4 | 0,6 |
июнь | 0,8 | 0,6 | 0,3 | 0,6 | 1 | 0,6 |
июль | 0,9 | 0,5 | 0,7 | 1 | 0,5 | 0,6 |
август | 0,4 | -0,1 | 0,2 | 0,1 | 0,4 | |
сентябрь | 0,4 | 0,3 | 0,1 | 0,8 | 0,8 | |
октябрь | 1,1 | 0,6 | 0,3 | 1,6 | 0,9 | |
ноябрь | 1,1 | 0,7 | 0,6 | 1,2 | 0,8 | |
декабрь | 1,1 | 0,8 | 0,8 | 1,1 | 0,7 | |
Итого: | 11,7 | 10,9 | 9 | 11,9 | 13,3 | 8,1 |
Информация о работе Инфляция и её последствия. Антиинфляционная политика государства