Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 18:13, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие смысла процесса инфляции, посредством рассмотрения понятия инфляции, ее причин и видов.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с понятием «инфляция»;
- рассмотреть виды инфляции;
- выявить возможные причины инфляции и, проанализировав их, рассмотреть меры по их устранению.
Введение 3
Глава 1. Инфляция и показатели, используемые для её измерения 4
1.1 Причины инфляции 6
1.2 Виды инфляции 9
1.3 Последствия инфляции 12
Глава 2. Антиинфляционная политика государства 15
2.1 Таргетирование инфляции в России 22
Современные статистические данные 25
Заключение 27
Список использованной литературы 29
6). Снижаются стимулы к труду.
7). Отставание
цен государственных
8). Скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги.
9). Ускоренная материализация денежных средств.
10). Нестабильность экономической информации.
11). Падение реального процента.
12). Обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.
Инфляция представляет
собой опасность для
Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли. Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками. Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемой продукции.
Инфляция считается
опасной болезнью рыночной экономики
не только потому, что она быстро распространяется.
Ее очень трудно устранить, даже если исчезают
вызвавшие ее причины. Это связано с инертностью
психологического настроя, который сформировался
ранее. Пережившие инфляцию покупатели
еще долго совершают покупку "на всякий
случай". Адаптивные инфляционные ожидания
сдерживают выход страны из инфляционных
тисков, так как они вызывают ажиотажный
спрос, а он поднимает планку товарных
цен.
2. Антиинфляционная
политика государства
Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Англии, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий (индексация и т. п.).
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции, однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.
Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг. может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.
Второй подход
рекомендуется экономистами неоклассического
направления, выдвигающими на первый план
денежно-кредитное
Современная рыночная экономика инфляционная по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др. ).
В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.
Фискальная политика - это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции.
Рассмотрим дискреционную сдерживающую фискальную политику, под которой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над инфляцией. Во всех этих случаях наблюдается сокращение равновесного чистого национального продукта.
Либеральные экономисты,
которые считают, что государственный
сектор должен быть расширен, для того
чтобы компенсировать разнообразные
погрешности рыночной системы, могут
рекомендовать ограничение
В некоторой степени необходимые изменения в относительные уровни государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Эта так называемая автоматическая, или встроенная стабильность не включена в рассмотрение дискреционной фискальной политики.
Если налоговые поступления колеблются в том же направлении, что и ЧНП, то бюджетные излишки, которые имеют тенденцию автоматически появляться во время экономических подъемов, будут содействовать преодолению возможной инфляции.
Фискальная политика может сыграть позитивную роль в борьбе с инфляцией. Автоматическая фискальная политика, тот тип фискальной политики - изменение заказов, касающихся государственных закупок и заказов, структуры налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.
Однако на практике уровень государственных заказов, так же как и уровень чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы, касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий. Такие изменения государственных закупок и заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок.
Изменения реального объема производства. Уровень реального объема производства - один из базовых экономических параметров - в данном случае приобретает особую важность, ибо воздействует как на доходную (от поступления налогов), так и на расходную части бюджета. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги , отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. Учитывая оба эти обстоятельства, можно считать, что увеличение реального национального продукта сокращает дефицит государственного бюджета как в реальном, так и в номинальном его измерении.
Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета - доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т. е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти - так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся. Если все статьи бюджета индексируются, то повышение уровня цен никак не влияет на реальный дефицит государственного бюджета.
Изменение процентных
ставок. Рост номинальных процентных
ставок увеличивает реальные расходы
на погашение государственного долга.
Это увеличение лишь частично компенсируется
увеличением номинальных
Автоматическая
стабилизация. Существует ситуация, когда
в экономической системе
Проблемы фискальной политики:
- временной лаг
распознавания. Проходит
- административная
задержка. Колеса правительства
часто крутятся довольно
- функциональное
запаздывание. Имеет место временной
лаг между тем моментом, когда
принимается решение о
- политические
проблемы. Фискальная политика
- эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке.
- сроки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом.[2,с 467]
В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:
Центральные банки
должны продавать государственные
облигации на открытом рынке, для
того чтобы урезать резервы
Увеличение резервной
нормы автоматически
Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.
Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке.
Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.
Воздействие ограничительной (рестрикционной) денежно-кредитной политики.
Систему каналов, по которым реализуется влияние денег в экономической системе, называют передаточным механизмом. Подводя итоги, можно сказать, что на краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:
Информация о работе Инфляция и её последствия. Антиинфляционная политика государства