Инфляция и антиинфляционная политика в рыночной экономике Казахстана

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие такого важнейшего явления в нашей жизни, как инфляция. Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают доверие народа к правительству.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить понятие и основные типы инфляции;

2) раскрыть причины возникновения и характер инфляции;

3) проанализировать развитие и роль инфляции в Республике Казахстан;

4) исследовать антиинфляционную политику Казахстана и ее перспективы;

5) подвести итоги и вынести соответствующее данной работе заключение.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3



ГЛАВА 1. ИНФЛЯЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

РАЗВИТИЯ.

1.1. Понятие и основные типы инфляции……………………....……………...…..5

1.2. Причины возникновения и характер инфляционных процессов…………….9

1.3. Последствия и методы регулирования инфляции ……………………...…...12



ГЛАВА 2. РОЛЬ ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ КАЗАХСТАНА.

2.1. Развитие и роль инфляции в Республике Казахстан…………...….…….......15

2.2. Способы преодоления инфляции в Казахстане…..………………………….21

2.3. Контуры антиинфляционной политики на перспективу……………………24



ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………..………………….27



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая работа. Инфляция и антиинфляционная политика в рк.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

удорожания  кредитных ресурсов и снижение их доступности 

    3) Увеличение резервных требований центрального банка к коммерческим банкам для ограничения кредитной экспансии коммерческих банков;

    4) Прямое сокращение кредитов центрального банка в тех же целях.

    Необходимый элемент в системе мер по преодолению инфляции - создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической ответственности предприятий, организаций всех форм собственности и всех организационно-правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к схеме: «снижение издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса». Создание механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности. Механизм банкротства требует последовательных организационных, экономических и финансовых мер по преобразованию убыточных производств, включающих в себя восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции, трудоустройство или переобучение работников, реконструкцию предприятий, финансирование мероприятий. Наиболее радикальным средством воздействия на инфляцию является установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики.

    Выбор масштабов регулирования цен и заработной платы определяется в программах   краткосрочной политики  и варьируется в широких пределах в

зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения.

    Принципиально важным является одновременное ограничение обоих факторов – заработной  платы   и цен. Раздельное  ограничение   не может

привести  к успеху по следующим соображениям. Регулирование только цен при снятии ограничений на оплату труда, равно как и отставание в темпах роста, приводит к появлению разнообразных дефицитов и, как показывает опыт, к подавленной инфляции.

    Представляется более целесообразным совместное последовательное регулирование цен и заработной платы. При этом ценовое регулирование может осуществляться в виде ограничения рентабельности. В первую очередь это относится к базовым, исходным видам продукции: нефть, уголь, газ, электро- и теплоэнергия, зерно, хлопок, другая первичная сельхозпродукция. Именно их стоимость закладывается в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических переделов.

    Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему характеру не инфляционными.

    В целом процесс регулирования цен и заработной платы должен осуществляться путем тщательного обоснования и согласования шагов по изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение определенного соглашением краткосрочного периода.

    В этих условиях инфляция будет иметь управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов. 
 
 

2.3. Контуры антиинфляционной политики на перспективу. 

    Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии. При ее решении необходимо учитывать причины и последствия инфляции, кто при этом несет основные тяготы и потери, а также влияние разрабатываемых мер на другие элементы антикризисной стратегии, прежде всего на производство и занятость. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня (15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть достигнуты поэтапно, в течение длительного времени.

    В первые пять лет (2009 - 2013 гг.) угроза инфляции остается критически острой. От степени ее снижения в решающей мере зависят сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса (рост доходов, потребления и инвестиций), отмена или ослабление действия «номинальных якорей» (в частности, - фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно будут способствовать повышению инфляции. В ней к тому же возрастет «спросовая» компонента. На это накладываются инфляционные ожидания, стимулируемые сменой курса экономической политики. Важным моментом является такой институциональный фактор: наличие мощных «групп лоббирования» в структурах исполнительной и законодательной Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии с очевидными негативными социальными, экономическими и политическими последствиями. Поэтому целями антиинфляционной политики должны стать:  

    - предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения

больше  3-5% в среднем за месяц в 2009 – 2010 гг.;

    - создание  институциональных   и   финансовых   предпосылок   для сокращения инфляционного потенциала: в частности, необходимо разорвать инфляционную спираль «удорожание затрат - повышение цен» - в этом активную роль должно сыграть государство.

    В 2010 - 2012 гг. расширение конечного спроса потребует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики становится снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий.

    1. С целью стабилизации ценовых ожиданий следовало бы регулярно устанавливать ориентиры инфляции и денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры.

    2. Целесообразно ввести прямые ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях - монополистах. Нужно стимулировать картельные соглашения между поставщиками и потребителями продукции.     

    3. Важно ограничить   дефицит бюджета   уровнем 4 - 5%. Наращивание

государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета (прежде всего за счет повышения собираемости налогов, особенно от внешнеэкономической деятельности и акцизов).

    4. Необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию (увеличение по депозитам) с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы проводки централизованных кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках.

    5. В  промышленности для   нормализации   кругооборота    оборотного капитала и развития вексельного обращения целесообразно ужесточить меры против роста пророченной дебиторско - кредиторской задолженности, который

стимулирует инфляцию.

    6. Важно  ограничить   долю   доходов  посредников   в конечных   ценах потребительских товаров. По оценкам, в ряде случаев она составляет 60-70%.

    7. Для связывания денежных доходов   населения  и  сокращения   доли наличных денег в совокупной денежной массе необходимо расширять систему государственных ценных бумаг для населения и государственного страхования депозитов физических лиц. Следует принять меры, ограничивающие наличную денежную массу в обороте юридических лиц.

    8. С целью регулирования доходов важно усилить контроль за отнесением

оплаты  труда на себестоимость продукции; блокировать сокрытие доходов, перечисление заработной платы на депозиты и выплату ее в валюте.

    9. В первое время целесообразно сохранить «валютный коридор», с тем чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального валютного курса.

    10. Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией и топливом.

    В заключительный период (2012 - 2016 гг.) целью антиинфляционной политики должно стать сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2% .в месяц. Решение этой задачи требует радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменения ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    В данной курсовой работе была  рассмотрена инфляция и антиинфляционная политика в Казахстане. В результате проведенной работы  вынесены следующее заключение.

    На сегодняшний день инфляция приняла всеобщий и хронический характер во многих странах мира и представляет важнейшую проблему экономической политики. Республика Казахстан не исключение.

    Инфляция в Казахстане обладает характерными особенностями. Прежде всего, она развивается в обстановке резкого спада производства. Другой особенностью инфляции в Казахстане является то, что она возникла из состояния «скрытой инфляции», когда цены на товары и услуги были искусственно низки, но имелся их значительный дефицит. Важной особенностью развития инфляции в республике является высокая степень монополизма в экономике, что связано с наличием крупных предприятий, работавших на потребности экономики Советского Союза.

    В заключении необходимо отметить, что методы регулирования инфляции    будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Инфляция в нашей стране носит, структурно - системный характер, так как, инфляция используется государством для покрытия непроизводительных государственных   расходов  финансирования затрат предпринимателей в целях стимулирования деловой активности. Она обостряет социально - классовые  противоречия, а при высоком уровне ее развития приводит в расстройство весь процесс капиталистического производства, в результате чего необходимо проведение денежной реформы и стабилизация валюты.

    В Казахстане уже создана национальная валюта. Если правительство будет пользоваться богатым теоретическим и практическим багажом знаний по финансовой стабилизации, есть основания  предполагать, что оно будет, то таковая стабилизация будет достигнута, и  все мы заживем счастливо.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодействия ей//

        Экономист. Учебник. – Алматы: ТОО «Издательство LEM»–2003.

    2. Баймуратов У.Б. Национальная экономическая система. Алматы.

        Гылым, 200г. - 536с.

    3. Берентаев К.Инфляция в Казахстане //Финансы Казахстана, Алматы - 2003.

    5. Братищев И., Крашенников С. Антиинфляционная политика: механизм

        реализации // Экономист. – 2003. –  №3.

    6. Булатов А.С. « Современная   инфляция:   истоки, причины,

        противоречия » 2005 г.

    7. Булатов А.С. « Экономика ». М.: Бек. Казахстан  2001 г.

    8. Булатов А.С. « Экономика Казахстана » 2004 г.

    9. Борисов Е.Ф. « Экономическая  теория ». Казахстан 1999г. 

    10. Герасименко В. «Инфляция в Республике Казахстан: причины,

          характер, перспективы»  2005 г.

    11. Кожанулова А. Финансы Казахстана 11/2004 Инфляция и учет   

          основных средств.

    12. «Курс экономической теории ». Под общей ред. Чепурина М.Н., 2000 г.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика в рыночной экономике Казахстана