Индивидуальное предпринимательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:31, реферат

Краткое описание

Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда. Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инитиациативы организуются на базе малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала.
Развитие сектора малого бизнеса может способствовать зарождению и развитию среднего класса. Поэтому создание и развитие сектора малого предпринимательства и является одной из важнейших задач, стоящих перед странами с переходной экономикой. Ведь именно средний класс является фундаментом процесса перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.

Файлы: 1 файл

Индивидуальное предпринимательство – важнейшая форма предпринимательской деятельности.DOC

— 152.50 Кб (Скачать)

    Таким образом, мы видим, что малый бизнес испытывает ряд труд-ностей, самой  существенной из которых является ограниченность финан-совых ресурсов. Это и общая нехватка средств на начальном этапе становления фирмы, и недостаток текущих активов, который может усиливаться отсроченными платежами, неплатежеспособностью клиентов, тяжелым налоговым бременем и ограниченным доступом к внешним источникам финансирования по приемлемым процентным ставкам.

    Второй  наиболее распространенный барьер обусловлен проблемами рынка и спроса. Это недостаточный спрос на национальном рынке наряду со слабой квалификацией персонала фирм. К примеру, лишь немногие белорусские предприниматели имеют представление об использовании методов маркетинга. Среди других препятствий, отмеченных менеджерами, можно назвать следующие: проблемы, связанные с закупкой требуемого оборудования, поиск помещений, нехватка персонала соответствующей квалификации и необходимой информации. Необходимо отметить, что эти проблемы существуют на всех этапах развития фирмы.

    На  этапе создания фирмы весьма актуальной является проблема поиска соответствующих рынков, а на этапе становления фирмы - сохранения существующих покупателей и завоевания новых. По мере развития фирма, чтобы удержаться на рынке, должна увеличивать объемы продаж. И если она действительно стремится к выживанию и дальнейшему росту, использование маркетинговых стратегий особенно необходимо. Ухудшение общей макроэкономической ситуации в Беларуси в 90-е годы, в свою очередь, повлияло на недостаток совокупного спроса на национальном рынке. Кроме того, все ухудшающееся отношение части общества к малому частному бизнесу в Беларуси способствует появлению «дополнительных» препятствий, таких, как бюрократия, государственный рэкет и коррупция.

    Некоторые обстоятельства позволяют говорить об иерархии препятствий развитию малого бизнеса. В краткосрочном периоде –  это барьеры на пути выживания и роста фирм, в долгосрочном периоде – проблемы, связанные с влиянием малых и средних предприятий на развитие экономики в переходный период. Чтобы справиться с этими препятствиями, необходимо предпринять следующие меры:

  • создание благоприятных условий для развития рынка труда и формирование политики, которая заставила бы фирмы относиться к рабочей силе как к потенциальному фактору роста конкурентоспособности;
  • развитие инфраструктуры для поддержки инноваций и улучшения качества продукции, обеспечение необходимой информацией, консалтинговыми услугами и тренингами по менеджменту.

    Эти меры эффективны в комплексе, если они осуществляются надлежащим образом.

  Для  того, чтобы сектор малого предпринимательства смог реализовать свой потенциал в региональном развитии, необходима действенная система его поддержки на национальном, региональном и локальном уровнях.          

       В сентябре-октябре 2003 г. осуществлялась реализация проекта «Разработка стратегии развития и государственной поддержки малого предпринимательства Витебской области на 2004-2008 гг.», в ходе которого были определены направления деятельности местных органов управления, позволяющие более полно реализовать роль малого бизнеса в развитии региона. 

  Основные  барьеры для развития предпринимательства области определялись на основе специально проведенного анкетного опроса. Поучены ответы от 206 респондентов: 101 индивидуального предпринимателя (физические лица) и 105 руководителей малых предприятий (юридические лица).

  Результаты  анализа ответов на вопрос о том, с какими внешними проблемами сталкиваются предприниматели, сведены в табл. 3.*

                                                                                                                       табл. 3

 
 
Внешние проблемы
 
Все предприниматели
В том числе по организационно-правовой форме
Физические  лица Юридические лица
N=206 n=101 n=105
Низкая  платежеспособность населения и предприятий 72,8 72,3 73,3
Нестабильность  законодательства 58,3 59,4 57,1
Отсутствие  надежных правовых гарантий 38,3 39,6 37,1
Проблемы  с налогообложением 35,0 36,6 33,3
Рост  цен на сырье, материалы, энергию 30,1 26,7 33,3
Проблемы  с лицензированием и сертификацией 26,2 35,6 17,1
Избыточность  контрольно-проверочных процедур 22,3 12,9 31,4
Высокий уровень конкуренции на местном рынке 21,8 28,7 15,2
Трудности с арендой и приобретением помещений 16,5 18,8 14,3
Вмешательство местных властей 13,6 15,8 11,4
 

  Основные  внутренние проблемы, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям Витебской области, как показали результаты опроса, это нехватка денежных оборотных средств и дефицит средств на развитие (табл. 4).*

    Недостаточность средств, необходимых  для организации дела, капитала для расширения масштабов деятельности – это одна из трудноразрешимых проблем, характерных для малого предпринимательства. Финансовые проблемы могут влиять на различные аспекты развития фирмы: доступ к необходимым производственным площадям, оборудованию, возможность выпускать новые продукты и подбирать персонал соответствующей квалификации.

        Как показывает опрос, в наиболее  тяжелом положении в отношении финансовых возможностей развивать свой бизнес находятся индивидуальные предприниматели. Каждый третий из них не имеет достаточных внутренних средств на эти цели, 78,8% - возможности привлечь средства из внешних источников.

                                                                                                                  табл. 4

 
 
Внутренние  проблемы
Все предприниматели В том числе по организационно-правовой форме
Физические  лица Юридические лица
N=206 n=101 n=105
Нехватка  денежных оборотных средств 58,3 47,5 68,6
Дефицит средств на развитие 47,6 45,5 49,5
Проблемы  со сбытом товаров и услуг 15,5 13,9 17,1
Проблемы  с подбором кадров 15,0 8,9 21,0
Высокая стоимость рекламы 13,1 16,8 9,5
Трудности с приобретением сырья, оборудования 12,1 11,9 12,4
 

      

        По данным Минэкономики, удельный  вес работающих в малом бизнесе  с учетом индивидуальных предпринимателей составляет 13% от общего количества занятых в экономике. По итогам 2003 года, как сообщает министерство, на долю малых предприятий в Беларуси приходится 8,4% производства общего объема промышленной продукции, 9,2% розничного товарооборота, 26,1% внешнеторгового оборота, в том числе 18,2% экспорта товаров. Удельный вес малых предприятий в объеме ВВП в прошлом году составил 8,2%. 

           Количество малых предприятий и численность работающих в них по областям РБ2

Область Количество  предприятий Списочная численность рабочих
единиц % к итогу Тыс. чел. % к итогу
2000 2003 2000 2003 2000 2003 2000 2003
Брестская 2010 2002 7,1 6,5 33,5 31,1 10,0 8,2
Витебская 2155 2459 7,6 7,9 32,6 37,1 9,8 9,8
Гомельская 2292 2598 8,1 8,4 32,9 38,4 9,9  
Гродненская 1921 1984 6,8 6,4 29,8 30,7 8,9 10,2
г. Минск 15224 16407 53,8 53,0 136,4 163,0 40,9 43,21
Минская 2744 3296 9,7 10,6 38,7 44,7 11,6 11,9
Могилевская 1964 2211 6,9 7,2 29,8 32,0 8,9 8,5
 
ВСЕГО
28310 30987 100,0 100,0 333,7 377,0 100,0 100,0
 

      

       Если упростить административные  процедуры хотя бы до того  минимума, который уже есть сегодня  в отдельных областях, то только на одних проверках субъекты хозяйствования смогли бы сэкономить более 13 млн. $ в год, а это больше, чем государство тратит на поддержку и развитие предпринимательства в стране.

        То, что проблемы в сфере частного  бизнеса существуют и их необ-ходимо решать, признают и на самом высоком уровне. Выступая 17 ноября перед новым составом белорусского парламента, Александр Лукашенко подверг критике работу госаппарата: "Если спросить любого предпринима-теля, с чем ему пришлось столкнуться, чтобы получить лицензию, сертифи-кат на продукцию, растаможить товар, снять в аренду помещение, — ничего хорошего в адрес государственных чиновников не скажешь…"

Сфера деятельности малых предприятий  охватывает все отрасли экономики, но наибольшее количество из них занято в торговле и общественном питании, промышленности и строительстве. По состоянию на начало апреля 2004г. удельный вес предприятий, занятых в торговле и общественном питании, составил 43,5%, в промышленности - 22,5%, в строительстве - 11,4%, в транспорте - 5,5%.* 

Заключение 

        Таким образом, уровень развития  малого предпринимательства в Беларуси низок и соответствует начальной стадии формирования экономики рыночного типа. На сегодняшний день у нас самый низкий в Европе показатель по количеству частных малых предприятий на тысячу человек.

Малое предпринимательство в нашей  стране еще не оказывает столь  существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как это имеет место в промышленно-развитых странах. Потенциальные возможности развития малого предпринимательства в области еще далеко не реализованы.

       Формированию малого бизнеса  способствуют высокий уровень  образованности населения, наличие  научно-технического, промышленного  потенциала, объектов инфраструктуры  поддержки малых предприятий. Развитие малого бизнеса осуществляется стихийно, без учета имеющихся возможностей и необходимости решения социально-экономических проблем конкретных территорий.

       Исходя из всего этого, можно  сделать вывод, что государственная  программа развития малого бизнеса, дифференцированная с учетом особенностей социально-экономического развития отдельных районов и городов, могла бы способствовать активизации развития малого бизнеса с целью максимальной реализации преимуществ, предоставляемых данным сектором экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Индивидуальное предпринимательство