Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:31, реферат
Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда. Индивидуальные, семейные и мелкие предпринимательские инитиациативы организуются на базе малых предприятий, поскольку для этого не требуется крупного первоначального капитала.
Развитие сектора малого бизнеса может способствовать зарождению и развитию среднего класса. Поэтому создание и развитие сектора малого предпринимательства и является одной из важнейших задач, стоящих перед странами с переходной экономикой. Ведь именно средний класс является фундаментом процесса перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.
Таким образом, мы видим, что малый бизнес испытывает ряд труд-ностей, самой существенной из которых является ограниченность финан-совых ресурсов. Это и общая нехватка средств на начальном этапе становления фирмы, и недостаток текущих активов, который может усиливаться отсроченными платежами, неплатежеспособностью клиентов, тяжелым налоговым бременем и ограниченным доступом к внешним источникам финансирования по приемлемым процентным ставкам.
Второй наиболее распространенный барьер обусловлен проблемами рынка и спроса. Это недостаточный спрос на национальном рынке наряду со слабой квалификацией персонала фирм. К примеру, лишь немногие белорусские предприниматели имеют представление об использовании методов маркетинга. Среди других препятствий, отмеченных менеджерами, можно назвать следующие: проблемы, связанные с закупкой требуемого оборудования, поиск помещений, нехватка персонала соответствующей квалификации и необходимой информации. Необходимо отметить, что эти проблемы существуют на всех этапах развития фирмы.
На этапе создания фирмы весьма актуальной является проблема поиска соответствующих рынков, а на этапе становления фирмы - сохранения существующих покупателей и завоевания новых. По мере развития фирма, чтобы удержаться на рынке, должна увеличивать объемы продаж. И если она действительно стремится к выживанию и дальнейшему росту, использование маркетинговых стратегий особенно необходимо. Ухудшение общей макроэкономической ситуации в Беларуси в 90-е годы, в свою очередь, повлияло на недостаток совокупного спроса на национальном рынке. Кроме того, все ухудшающееся отношение части общества к малому частному бизнесу в Беларуси способствует появлению «дополнительных» препятствий, таких, как бюрократия, государственный рэкет и коррупция.
Некоторые обстоятельства позволяют говорить об иерархии препятствий развитию малого бизнеса. В краткосрочном периоде – это барьеры на пути выживания и роста фирм, в долгосрочном периоде – проблемы, связанные с влиянием малых и средних предприятий на развитие экономики в переходный период. Чтобы справиться с этими препятствиями, необходимо предпринять следующие меры:
Эти меры эффективны в комплексе, если они осуществляются надлежащим образом.
Для того, чтобы сектор малого предпринимательства смог реализовать свой потенциал в региональном развитии, необходима действенная система его поддержки на национальном, региональном и локальном уровнях.
В сентябре-октябре 2003 г. осуществлялась реализация проекта «Разработка стратегии развития и государственной поддержки малого предпринимательства Витебской области на 2004-2008 гг.», в ходе которого были определены направления деятельности местных органов управления, позволяющие более полно реализовать роль малого бизнеса в развитии региона.
Основные барьеры для развития предпринимательства области определялись на основе специально проведенного анкетного опроса. Поучены ответы от 206 респондентов: 101 индивидуального предпринимателя (физические лица) и 105 руководителей малых предприятий (юридические лица).
Результаты анализа ответов на вопрос о том, с какими внешними проблемами сталкиваются предприниматели, сведены в табл. 3.*
Внешние проблемы |
Все предприниматели |
В том числе по организационно-правовой форме | |
Физические лица | Юридические лица | ||
N=206 | n=101 | n=105 | |
Низкая платежеспособность населения и предприятий | 72,8 | 72,3 | 73,3 |
Нестабильность законодательства | 58,3 | 59,4 | 57,1 |
Отсутствие надежных правовых гарантий | 38,3 | 39,6 | 37,1 |
Проблемы с налогообложением | 35,0 | 36,6 | 33,3 |
Рост цен на сырье, материалы, энергию | 30,1 | 26,7 | 33,3 |
Проблемы
с лицензированием и |
26,2 | 35,6 | 17,1 |
Избыточность контрольно-проверочных процедур | 22,3 | 12,9 | 31,4 |
Высокий уровень конкуренции на местном рынке | 21,8 | 28,7 | 15,2 |
Трудности с арендой и приобретением помещений | 16,5 | 18,8 | 14,3 |
Вмешательство местных властей | 13,6 | 15,8 | 11,4 |
Основные внутренние проблемы, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям Витебской области, как показали результаты опроса, это нехватка денежных оборотных средств и дефицит средств на развитие (табл. 4).*
Недостаточность средств,
Как показывает опрос, в
Внутренние проблемы |
Все предприниматели | В том числе по организационно-правовой форме | |
Физические лица | Юридические лица | ||
N=206 | n=101 | n=105 | |
Нехватка денежных оборотных средств | 58,3 | 47,5 | 68,6 |
Дефицит средств на развитие | 47,6 | 45,5 | 49,5 |
Проблемы со сбытом товаров и услуг | 15,5 | 13,9 | 17,1 |
Проблемы с подбором кадров | 15,0 | 8,9 | 21,0 |
Высокая стоимость рекламы | 13,1 | 16,8 | 9,5 |
Трудности с приобретением сырья, оборудования | 12,1 | 11,9 | 12,4 |
По данным Минэкономики, удельный
вес работающих в малом
Количество малых предприятий и численность работающих в них по областям РБ2
Область | Количество предприятий | Списочная численность рабочих | ||||||
единиц | % к итогу | Тыс. чел. | % к итогу | |||||
2000 | 2003 | 2000 | 2003 | 2000 | 2003 | 2000 | 2003 | |
Брестская | 2010 | 2002 | 7,1 | 6,5 | 33,5 | 31,1 | 10,0 | 8,2 |
Витебская | 2155 | 2459 | 7,6 | 7,9 | 32,6 | 37,1 | 9,8 | 9,8 |
Гомельская | 2292 | 2598 | 8,1 | 8,4 | 32,9 | 38,4 | 9,9 | |
Гродненская | 1921 | 1984 | 6,8 | 6,4 | 29,8 | 30,7 | 8,9 | 10,2 |
г. Минск | 15224 | 16407 | 53,8 | 53,0 | 136,4 | 163,0 | 40,9 | 43,21 |
Минская | 2744 | 3296 | 9,7 | 10,6 | 38,7 | 44,7 | 11,6 | 11,9 |
Могилевская | 1964 | 2211 | 6,9 | 7,2 | 29,8 | 32,0 | 8,9 | 8,5 |
ВСЕГО |
28310 | 30987 | 100,0 | 100,0 | 333,7 | 377,0 | 100,0 | 100,0 |
Если упростить
То, что проблемы в сфере частного
бизнеса существуют и их необ-
Сфера
деятельности малых предприятий
охватывает все отрасли экономики,
но наибольшее количество из них занято
в торговле и общественном питании, промышленности
и строительстве. По состоянию на начало
апреля 2004г. удельный вес предприятий,
занятых в торговле и общественном питании,
составил 43,5%, в промышленности - 22,5%, в
строительстве - 11,4%, в транспорте - 5,5%.*
Заключение
Таким образом, уровень
Малое
предпринимательство в нашей
стране еще не оказывает столь
существенного влияния на социальное
и экономическое развитие общества,
как это имеет место в
Формированию малого бизнеса
способствуют высокий уровень
образованности населения,
Исходя из всего этого, можно
сделать вывод, что