Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 17:41, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что становление современной бюджетной системы страны еще далеко не завершено. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно - и расходов между бюджетами; состав и структура доходов территориальных бюджетов; способы бюджетного сбалансирования.
Введение……………………………………………………………………
1. Сущность и функции бюджета РФ……………………………………..
1.1 Социально-экономическая сущность и структура бюджета…..
1.2 Доходы государственного бюджета……………………………..
1.3 Расходы государственного бюджета ……………………………
1.4 Функции государственного бюджета …………………………..
2. Пути достижения сбалансированности госбюджета…………………..
2.1 Понятие профицита и дефицита бюджета……………………....
2.2 Способы регулирования бюджетного дефицита……………….
2.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета …
2.4 Государственный долг Российской Федерации………………..
2.5 Пути совершенствования государственного бюджета РФ…….
Заключение………………………………………………………………….
Библиографический список ……………………………………………….
1) Финансовое размещение –
25
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации. Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. Основа для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность, определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа– и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики. Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии. Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим
26
основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в
конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, отдельности. Развитие природного и научного потенциала,
развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы. Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения. Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Характерными особенностями проекта бюджета федерального бюджета на 2015-2017 годы являются: применение бюджетных правил в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, формирование расходов федерального бюджета в структуре государственных программ на основе новой бюджетной классификации, оптимизация действующих расходных обязательств и перераспределение ресурсов на решение приоритетных задач, заявленных в указах Президента, привлечение значительных объемов государственных внутренних заимствований, гарантий, рост расходов на обслуживание государственного долга. Один из ключевых выборов, стоящих перед правительством, - это выбор политики, нацеленной на поддержание экономического роста за счет текущего потребления, или политики устойчивого роста, предполагающей пропорциональное распределения расходов между текущим потреблением и инвестициями в инфраструктуру. Второй развилкой является выработка эффективных форм финансирования инфраструктуры. Чрезмерные и низкоэффективные государственные инвестиции в инфраструктуру приводят к вытеснению частных инвестиций. Инфляция издержек в области инфраструктурного строительства может вести к ряду негативных эффектов - торможению роста строительной отрасли в целом, накоплению макроэкономических рисков, вытеснению частных инвестиций. Так, темп роста налоговых доходов в федеральный бюджет в 2014 году составит 115,8% к реальной оценке поступлений 2013 года, в том числе по НДС - 119%. Такие темпы роста присущи динамично развивающейся экономике, а не стагнирующей, как сегодня50 млрд. рублей, в 2015 году – 126 млрд. рублей, в 2016 году – 205 млрд. рублей. Согласно «Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года» от 25.08.2008 года «важнейшие задачи
27
нового этапа бюджетной политики включают: приоритет долгосрочного и
среднесрочного бюджетирования, позволяющего
учитывать стратегические приоритеты
экономической политики; повышение эффективности
использования бюджетных средств, ориентацию
бюджетных расходов на достижение конечных
социально-экономических результатов;
повышение доступности и качества государственного
образования и здравоохранения; снижение
бедности, повышение результативности
социальной политики; конкурсные принципы
распределения бюджетных ресурсов, расширение
практики привлечения негосударственных
предприятий к выполнению услуг, финансируемых
из государственного бюджета; открытость
и общедоступность информации по осуществлению
расходных операций на всех уровнях бюджетной
системы». Таким образом, бюджетная стратегия
должна быть ориентирована на содействие
социальному и экономическому развитию
Российской Федерации при безусловном
учете критериев эффективности и результативности
бюджетных расходов [2, c.196].
28
Для выполнения бюджета следует повысить контроль за сборами доходов в полном объеме, а также провести необходимые экономические реформы, особенно налоговую.
В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджет-ном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.
29
Подводя итоги, остановимся на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.
Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
30
2. Бегунова, С. Бюджетная система Российской Федерации : учебное пособие / С. Бегунова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2014. - 320 с.
4. Вышкварцева, М. Дефицит бюджета. Источники финансирования и государственный долг / М. Вышкварцева. - М.: Лаборатория книги, 2010. -100 с.
5. Горяинова, Л.В. Экономика : учебно-методическое пособие / Л.В. Горяинова. - М. : Евразийский открытый институт, 2011. - 447 с.
7. Грачева, О.Л. Направления расходования средств федерального бюджета / О.Л. Грачева. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 49 с.
8. Григорьянц, А.Г. Проблемы государственного долга и бюджетного дефицита в современных экономических системах / А.Г. Григорьянц. - М. : Лаборатория книги, 2011. - 99 с.
9. Грицюк, Т.В. Бюджетная система Российской Федерации : учебно-методическое пособие / Т.В. Грицюк, В.В. Котилко, И.В. Лексин. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 560 с.
10. Кедрова, Е.Н. Бюджетное устройство Российской Федерации / Е.Н. Кедрова. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 55 с.
31
11. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие / Л. Ф. Курченко. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2014. - 252 с.
12. Мохнаткина, Л. Государственный и муниципальный долг : учебное пособие / Л. Мохнаткина ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет». - Оренбург : ОГУ, 2014. - 180 с.
13. Несветайлов, П.В. Бюджет региона: формирование и использование / П.В. Несветайлов. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 114 с.
14.Проценко, Д.А. Процесс формирования государственного бюджета / Д.А. Проценко. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 101 с.
15. Нешитой, А.С. Финансы : учебник / А.С. Нешитой, Я.М. Воскобойников. - 10-е изд. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 525 с.
16. Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации : учебник / А.С. Нешитой. - 11-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2014. - 310 с.
17. Подъяблонская, Л.М. Проблемы повышения эффективности государственных расходов в России / Л.М. Подъяблонская, Е.П. Подъяблонская. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 112 с.
18. Постовская, Я.А. Государственный долг Российской Федерации и его влияние на состояние экономики / Я.А. Постовская. - М. : Лаборатория книги, 2010. - 44 с.