Государственный бюджет: сущность и структура. Пути достижения сбалансированности госбюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2015 в 17:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что становление современной бюджетной системы страны еще далеко не завершено. До сих пор подвергаются обоснованной критике практически все основные ее элементы: нормативно - правовая база; принципы построения; действующий механизм разграничения расходных полномочий между органами власти разного уровня, а соответственно - и расходов между бюджетами; состав и структура доходов территориальных бюджетов; способы бюджетного сбалансирования.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………
1. Сущность и функции бюджета РФ……………………………………..
1.1 Социально-экономическая сущность и структура бюджета…..
1.2 Доходы государственного бюджета……………………………..
1.3 Расходы государственного бюджета ……………………………
1.4 Функции государственного бюджета …………………………..
2. Пути достижения сбалансированности госбюджета…………………..
2.1 Понятие профицита и дефицита бюджета……………………....
2.2 Способы регулирования бюджетного дефицита……………….
2.3 Проблема сбалансированности государственного бюджета …
2.4 Государственный долг Российской Федерации………………..
2.5 Пути совершенствования государственного бюджета РФ…….
Заключение………………………………………………………………….
Библиографический список ……………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике 1 курс..docx

— 81.74 Кб (Скачать)

 

19

находится соответствующий бюджет. Законодательное закрепление принципа сбалансированности бюджета во 2-й половине XX в. произошло во многих странах мира.

 

В России принцип сбалансированности бюджета определен в Бюджетном кодексе в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы. Его претворение в жизнь позволит прекратить распространенную в 90-е гг. практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на субфедеральном и муниципальном уровнях. На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря полному и последовательному соблюдению другого принципа – общего (совокупного) покрытия расходов бюджета, причем данный принцип должен соблюдаться при планировании не только годовых назначений бюджета, но и при внутригодовом распределении бюджетных доходов и расходов. На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой – механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов [17, c.49].

В настоящее время сбалансированность бюджета должна обеспечиваться на каждом уровне управления усилиями и профессиональным мастерством работников соответствующего органа власти. Большое значение в этих условиях приобретают устойчивость бюджета и ответственность финансового органа за ее обеспечение.

 

2.4 Государственный  долг Российской Федерации

 

Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) "государственным долгом. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) "государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права". Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; 

20

в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги; договора о предоставлении гарантий РФ, договоров поручителей РФ, переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ; соглашения и договора РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 30 лет) обязательства. Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок [1, cт 97].

 

В настоящих условиях государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

 

Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

 

Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

 

Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

1). Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской  Федерации, как заемщика, с кредитными  организациями, иностранными государствами  и международными финансовыми  организациями.

2). Государственных займов, осуществленных  путем выпуска ценных бумаг  от имени Российской Федерации;

 

 

21

3). Договоров и соглашений о  получении Российской Федерацией  бюджетных кредитов от бюджетов  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

4). Договоров о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий;

 

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.

 

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию, государственный долг делится на внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные – к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как совокупного долга резидентам.

 

В объем государственного внешнего долга РФ включаются:

1). Объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным Российской  Федерацией;

2). Объем основного долга по  полученным кредитам правительств  иностранных государств, кредитных  организаций, фирм и международных  финансовых организаций.

 

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

1). Основная номинальная сумма  долга по государственным ценным  бумагам;

2). Объем основного долга по  кредитам;

3). Объем основного долга по  бюджетным кредитам, полученным  от бюджетов других уровней;

4). Объем обязательств по государственным  гарантиям, предоставленным Российской  Федерацией [18, c.38].

Сложность объекта требует выработки определенного подхода к классификации состава долга. При этом возможно использование двух подходов: во-первых, использование принятой бюджетной классификации (в этом случае в структуре долга появляется ряд статей конъюнктурно-оперативного порядка); во-вторых, использование укрупненных долговых статей, близких по функциональному назначению, и в этом случае преобладают

 

 

 

22

институциональные признаки долговых статей.
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.
Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам.
Текущий долг, включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Согласно действующему законодательству, следует выделять государственный и общегосударственный долг. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления республиками, входящими в состав Российской Федерации, местных органов власти. В данной работе рассматривается первое понятие, то есть просто государственный долг.
Размеры и структура государственного внутреннего долга даны в программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
Предельные объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или местным органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией, субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета соответствующего уровня[1, c.243]
Для субъекта Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи вышестоящих бюджетов и заемных средств, в текущем году. Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть применены следующие санкции: ревизия бюджета субъекта Федерации; передача исполнения бюджета субъекта РФ под контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль

 

23

органа, исполняющего бюджет субъекта; иные меры.
В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные образования регистрируют свои
долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную долговую книгу.
Внутренние долговые обязательства можно разбить на две группы:
1) Рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг;
2) Нерыночные, выпущенные  в счет финансирования образовавшейся  задолженности бюджета.
Размер и структура внешнего долга России отражены в программе внешних заимствований РФ и предоставляемых Россией государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов, предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок займа. Она утверждается Федеральным собранием Российской Федерации[1, c.244].
Правительство Российской Федерации может осуществлять внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы. Предельный объем внешнего государственного долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Предельный размер государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению внешнего долга Российской Федерации. Правительство может превышать размер внешних заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга. Нынешние российские долги западным странам включают в себя следующие категории:
1) Долги перед  коммерческими банками западных  стран, которые предоставляют средства  в займы под гарантии правительств  или при условии страхования  кредитов в государственных структурах. Такую задолженность регулирует  Парижский клуб, который состоит  из официальных представителей  стран - кредиторов;
2). Кредиты, предоставляемые  коммерческими банками западных  стран самостоятельно, без государственных  гарантий. Эту задолженность регулирует  Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов  на неофициальной основе;

24

3). Задолженность  различным коммерческим структурам  по фирменным кредитам, связанным  с поставкой товаров и оплатой  услуг;
4). Долги международным  валютным финансовым организациям.
Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. Вообще управление государственным долгом- это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска новых государственных ценных бумаг.
Существуют различные формы управления государственным долгом:
1). Конверсия-изменение  доходности займов; примером может  служить изменение доходности  ГКО;
2). Консолидация-увеличение  срока действия и изменения  других условий выпуска займа;
3). Унификация-объединение  нескольких займов в один;
4). Аннулирование  государственного долга - государство  полностью отказывается от обязательств  по выпущенным займам;
5). Реструктуризация  задолженности.
Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.  Для России актуальна проблема замены коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые[1, c.250].
Эти формы управления государственным долгом относятся как к внешнему, так и к внутреннему. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику: чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление внешним долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в Законе о бюджете на соответствующий финансовый год. Управление использованием внешнего долга осуществляется в трех формах:

Информация о работе Государственный бюджет: сущность и структура. Пути достижения сбалансированности госбюджета